Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о видах художественных произведений в речевой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты
формирования у детей старшего дошкольного возраста основ речевой деятельности
……………………….5

1.1. Сущность понятий «речь» и «речевая
деятельность» как психолого-педагогические категории …………………………………………5

1.2. Особенности формирования у детей старшего
дошкольного возраста основ речевой деятельности в образовательном процессе в
ДОУ ………………………………………………………………………………….…10

ГЛАВА 2.
Методические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста
представлений о видах художественных произведений в речевой деятельности
………………………………………19

2.1 Характеристика видов художественных
произведений, направленных на формирование основ речевой деятельности ………………19

2.2 Методы формирования у детей старшего
дошкольного возраста представлений о видах художественных произведений в
речевой деятельности …………………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема речевого
развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к.
процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Согласно
ФГОС развитие речи в дошкольных учреждениях включает: овладение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной разговорной и монологической речи; развитие словесного
творчества; развитие звуко-интонационной культуры речи, фонематического слуха;
приобщение к книжной культуре, детской литературе и слуховое восприятие
различных видов детских литературных текстов. Формирование
аналитико-синтетической звуковой деятельности является необходимым условием для
обучения чтению и письму [1].

П.П.
Блонский считал, что речевое развитие занимает центральное место в дошкольном
образовании, поскольку дошкольный возраст важен для формирования и становления
языка детей. В эти годы дети осваивают родной язык, учатся произносить слова
четко и в соответствии с грамматикой, а их словарный запас быстро пополняется.
Литература помогает детям выразить то, что они слышали. Она помогает детям
выразить свое отношение, используя сравнения, метафоры, представления и другие
образные выражения, и устанавливает четкую связь между развитием языка и
эстетикой; язык изучается в его эстетической функции. Овладение языковыми и
изобразительными средствами выразительности направлено на то, чтобы развивать
свою художественную оценку литературных произведений [3].

Е.В.
Архипова утверждает, что особенность ребенка дошкольного возраста в том, что он
не умеет читать. Его читательская деятельность основана на другом типе
художественного восприятия — слушании. Он имеет доступ к такому подвиду
читательской деятельности, как аудирование. Ребенок может слушать литературу,
смотреть на иллюстрации, думать о том, что он слышит, и переживать то, что
происходит в литературе. Слушая литературу, ребенок не видит происходящих перед
ним событий. Он должен представить их в свете своего собственного опыта.
Понимание ребенком произведения, его содержания и послания зависит от их
суждений [2].

Поэтому,
согласно ФГОС дошкольного образования, приобщение дошкольников к книжной
культуре и детской литературе в детском саду является средством развития речи
детей, способствует обогащению их активного словарного запаса, связного диалога
и монотонной речи, развитию языкового творчества. Детей следует поощрять к
чтению с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играют
детские сады. Детский сад также играет важную роль в этом отношении. Это также
первое социальное учреждение для детей.

А.Ф.
Обухова пишет, что художественная литература занимает важную роль в жизни
детей.В жизни детей. Одна из основ художественно-эстетического воспитания детей
дошкольного возраста является одной из основополагающих задач
художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Знакомство с
образцом доступной художественной литературы и фольклора должно начинаться в
раннем возрасте. Художественно-эстетическая деятельность специфична для детей,
и именно в ней дети могут лучше всего представить себя, свои способности и
оценить продукты своей деятельности: картины, поделки. Одним словом, осознание
себя как творческой личности. Важную роль в этом играет речевая деятельность.
Она должна быть насыщена содержанием, конвертируемым, универсальным,
многоцелевым, доступным и безопасным [19].

Следует
также отметить, что современная программа дошкольного образовательного
учреждения предъявляет высокие требования к развитию связной речи. Связная речь
— это речь, которая организована по логическим и грамматическим законам,
представляет собой единое целое, имеет тему, обладает относительной
самостоятельностью, цельностью и распадается на более или менее существенные
части, которые связаны друг с другом. По словам П.П. Блонского, работа над
связной речью развивает необходимую для детей способность распределять свое
внимание на несколько видов деятельности одновременно [3].

Объект исследования: процесс формирования у детей старшего
дошкольного возраста представлений о видах художественных произведений в
речевой деятельности.

Предмет исследования: методы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о видах
художественных произведений в речевой деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать методы формирования у
детей старшего дошкольного возраста представлений о видах художественных
произведений в речевой деятельности.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятия «речь» и «речевая
деятельность» как психолого-педагогические категории.

2. Раскрыть особенности формирования у детей
старшего дошкольного возраста основ речевой деятельности в образовательном
процессе в ДОУ.

3. Охарактеризовать виды художественных
произведений, направленных на формирование основ речевой деятельности.

4. Обосновать методы формирования у детей
старшего дошкольного возраста представлений о видах художественных произведений
в речевой деятельности.

Методы педагогического исследования: изучение
и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследовнаия.

Структурно курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общеизвестно воздействие художественной
литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в
развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает
прекрасные образцы русского литературного языка.

Ознакомление с художественной литературой
включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что
оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и
словесного творчества детей.

1. Охарактеризованы
понятия «речь» и «речевая деятельность» как психолого-педагогические категории.
Речь как высшая психологическая функция и важнейший компонент познавательной
деятельности, а также язык как средство реализации речевой деятельности и
мыслительных процессов были объектом особого внимания психологов и лингвистов в
19 и 20 веках.

Речь — это специально организованная и
сложная форма когнитивной деятельности человека, в которой процессы порождения
высказываний и восприятия информации осуществляются с целью коммуникации

Речевая деятельность в целом
представляется совокупностью процесса общения и понимания, определенным
результатом перевода вовнутрь материальных действий, представляясь в форме
отдельных речевых действий, которые в свою очередь мотивированы,
целенаправленны и структурны.

2. Раскрыты
особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста основ речевой
деятельности в образовательном процессе в ДОУ. У ребенка старшего дошкольного
возраста наблюдается увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов к концу
года. Ребенок научается 35 правильно понимать и употреблять слово, звук,
вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные
по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять
определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом ̶ его смысловой
стороной. Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества
предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение
предмета, функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с
противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют
обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением).

3. Охарактеризованы
виды художественных произведений, направленных на формирование основ речевой
деятельности. Важными задачами словарной работы являются обогащение, расширение
и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет
введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических
рядов, антонимических пар, многозначных слов. Не маловажную роль в развитии
речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и
фольклор. Из книги ребенок узнает много новых слов, его речь обогащается
эмоциональной и поэтической лексикой. Художественная литература и различные
формы фольклора (потешки, поговорки, загадки, песенки, пестушки и т.д.)
помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,
метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, обогащают словарь
детей.

4. Обоснованы
методы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о видах
художественных произведений в речевой деятельности.

1) Репродуктивный метод. С его помощью формируются
речевые навыки и умения. Учащиеся реализуют на практике полученные знания о
речи, в частности, решают типовые речевые задачи, выполняют анализ слова или
текста по данному ранее образцу

2) Продуктивный метод. Он включает в себя
исследовательский и творческий методы.

3) Для старших дошкольников характерна в большей степени
эвристическая беседа, а не исследовательский метод в чистом виде.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты
формирования у детей старшего дошкольного возраста основ речевой деятельности

1.1.   Сущность
понятий «речь» и «речевая деятельность» как психолого-педагогические категории Речь
как высшая психологическая функция и важнейший компонент познавательной деятельности,
а также язык как средство реализации речевой деятельности и мыслительных
процессов были объектом особого внимания психологов и лингвистов в 19 и 20
веках. На современном этапе развития гуманитарных и естественных наук внимание
к изучению этих явлений не ослабевает и дополняется новыми данными исследований
[17].

В
научной литературе существует множество определений понятий "язык",
"речь", "речевая деятельность", "языковая и речевая
способность", "речевые и языковые навыки" и т.д. Эти определения
не исчерпывают различные точки зрения на природу и сущность языка и речи, а
скорее отражают различия в подходах к их изучению. Многие национальные (И.А.
Бодуэн де Куртенэ, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.А. Звегинцев, И.А. Зимняя,
М.К. Кабардов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Потебня, А.А. Реформатский, С.Л.
Рубинштейн, Т.Н. Ушакова, Р.М. Фрумкина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин и др.) и
зарубежные (Дж. Брунер, В. фон Гумбольдт, Ж. Пиаже, Ф. де Соссюр, Н. Хомский,
В. Штерн и др.) ученые в разные исторические периоды формулировали свои взгляды
на феномены речи и языка.

Одним из широких взглядов на язык является определение
языка как символической системы, которая служит средством человеческого
мышления, средством человеческого общения, а также способом хранения и передачи
информации.От поколения к поколению [10]. Речь определяется как сложная
функциональная система, основанная на использовании знаковой системы в процессе
коммуникации язык.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы