Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методы формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах и в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. 5

1.1. Формирование математической грамотности в начальных классах как составляющей функциональной грамотности 5

1.2. Методы формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах. 10

1.3. Особенности формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения 23

1.4. Методы формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения 25

Заключение 37

Список литературы 38

  

Введение:

 

Формирование функциональной грамотности учащихся — одна из ос-новных задач обновленного содержания образования, а математическая грамотность является важным компонентом общей функциональной гра-мотности. Время требует поиска новых подходов к обучению и воспита-нию учащихся с компетенцией «математическая грамотность». Учащимся начальной школы нужны ответы на вопросы: Зачем мне нужна математи-ка? Как я могу использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях?

Математическая грамотность — это способность младшего школьника выявлять и понимать роль математики в окружающем мире; умение при-менять математические знания для решения проблем, возникающих в по-вседневной жизни. Математическая грамотность формируется не только на уроках математики, но и при изучении других предметов, таких как тех-нология, окружающий мир, английский язык.

Очевидно, что успех процесса формирования и развития математи-ческой грамотности во многом зависит, прежде всего, от желания ученика овладеть основами математики. Как пробудить в нем желание учиться? А если оно у него появилось, то как его поддерживать? Как сказал Д. Пойя: «Где есть желание, там есть и путь». Желания определяются потребностя-ми, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Сегодня проблема мотивации обучения стоит особенно остро.

Действительно, современные школьники, с одной стороны, хорошо ориентируются в постоянно меняющемся информационном пространстве, но усваивают только ту информацию, которую понимают, зачем она им нужна. Они хотят получать хорошие оценки, но не желают прилагать ни-каких усилий. Они критически относятся к основным школьным предметам и считают их скучными.

Особое внимание следует уделить методике преподавания математи-ки в классах с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику. У учащихся с задержкой психического развития при изучении предмета возникают серь-езные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике мини-мален, не сформированы приемы общей деятельности, нарушены память и внимание, медленно протекают мыслительные процессы. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения обычно слишком велики для детей с ограниченными возможностями здо-ровья. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а так-же формирует негативное отношение к обучению. Поэтому преподавание математики должно осуществляться на доступном для этой категории школьников уровне. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно сформировать у них познавательный ин-терес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое.

Цель исследования: изучение методов формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

Задачи:

1. Ознакомиться с формированием математической грамотности в начальных классах как составляющей функциональной грамотности;

2. Обозначить методы формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах;

3. Изучить особенности формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

4. Определить методы формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Функциональная математическая грамотность предполагает способ-ность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпред-метного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обу-чения и успешной социализации в обществе.

Преподавание математики в начальной школе призвано обеспечить детям базовую математическую грамотность: знание начал арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простые рассуж-дения при решении текстовых задач, а также базовые навыки математиче-ской речи и письма. Начальная школа готовит детей к успешному изуче-нию систематических курсов математики.

Формирование математической грамотности в начальной школе у здоровых учеников и учеников с ограниченными возможностями здоровья различны. Особого внимания требует методика обучения математике в классах с детьми ОВЗ, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику. У таких учащихся, при изучении предмета возникают се-рьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике ми-нимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослабле-ны память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.

Содержание учебного материала, темп обучения, требования к ре-зультатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосиль-ными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение мате-матике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возмож-ностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, же-лание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования математической грамотности обучающихся в начальных классах и в начальных клас-сах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

1.1. Формирование математической грамотности в начальных классах как составляющей функциональной грамотности

В настоящее время российское и мировое педагогическое сообщество внимательно следит за ходом и результатами разработки проблемы, свя-занной с формированием функциональной грамотности учащихся. Это не-удивительно, ведь функционально грамотный человек способен использо-вать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения самого широкого круга жизненных задач в различ-ных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [2]. Такой человек востребован как работодателями, так и обществом.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике не-давно — примерно в 1970-х годах. Появилось оно в связи с тем, что с каж-дым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось не просто умение читать и писать. По сути, функциональная грамотность — это базовый навык для жизни в обществе, который будет востребован, чем бы человек ни занимался.

Понятие «функциональная грамотность» является одним из ключе-вых понятий в теории компетентностного подхода. Содержание понятия «функциональная грамотность» является предметом научных дискуссий. Условно можно выделить два направления исследования сущности поня-тия функциональной грамотности: прагматическое и культурологическое. Формирование функциональной грамотности в культурологическом кон-тексте предполагает учет специфики конкретных учебных дисциплин для формирования видов грамотности — математической, лингвистической и т.д.

В Международном исследовании функциональной грамотности PISA к компонентам функциональной грамотности (а значит, к числу наиболее важных навыков для учащихся) отнесены чтение, математическая и есте-ственно-научная грамотность — то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финан-совая грамотность учащихся, творческое и критическое мышление [10].

Одно из направлений функциональной грамотности – математиче-ская грамотность. «Математическая грамотность – это способность инди-видуума проводить математические рассуждения и формулировать, при-менять, интерпретировать математику для решения проблем в разнооб-разных контекстах реального мира [6].

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в различных контекстах, описывать, объяснять и предсказывать явления на основе математических данных. Сформировать математическую грамотность — значит научить ребенка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

В структуру функциональной математической грамотности входят мотивационный, смысловой, эмоциональный и ценностный компоненты. Функциональная математическая грамотность при обучении математике является интегральной характеристикой качества подготовки учащегося, которая помимо освоенных знаний, умений и опыта деятельности отражает его личностный смысл, его эмоционально-ценностное отношение к матема-тике и математической деятельности, к опыту их применения для решения задач реального мира. Процесс формирования функциональной матема-тической грамотности, активных математических знаний в широкой трак-товке носит непрерывный характер и присутствует при изучении любого курса математики, каждой темы, на каждом уроке.

Учащиеся, чья математическая грамотность соответствует высокому уровню, могут свободно использовать полученную информацию в процес-се анализа моделей или самостоятельного моделирования сложных про-блемных ситуаций, демонстрируя тем самым высокий уровень математи-зации. Они свободно соотносят информацию из нескольких источников, представленную в разных формах: вербальный текст, структурированные данные в виде таблицы, формулы, графика, диаграммы, чертежа, геомет-рического рисунка, они преобразуют ее, переводят из одной формы в дру-гую, что свидетельствует о высоком уровне коммуникации. Они свободно и широко владеют изученными математическими понятиями, правилами, действиями, операциями, фактами и зависимостями, умеют распознавать их в реальных ситуациях (это высокий уровень представления), применяют формальный язык и различные приемы преобразований и построений (вы-сокий уровень формализации). Они владеют методами решения задач, способностью разрабатывать новые стратегии решения задач в реальных ситуациях на основе хорошо сформированных навыков математического мышления и рассуждений, их решения последовательны, нестандартны, включают методы из разных разделов математики, что свидетельствует о высоком уровне развития способности разрабатывать стратегии. Они мо-гут ясно и четко формулировать свои выводы, действия и мысли, давать интерпретации, приводить примеры и аргументы, делать предположения, их объяснения точны и написаны с ясностью благодаря высокому уровню развития умения рассуждать и аргументировать [11].

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамот-ности младшего школьника очень велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы