Курсовая теория на тему Методы административно-правового регулирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Правовое регулирование, как совокупность юридических средств воздействия на общественные отношения 5
1.1 Понятие, средства и черты административно – правового регулирования 5
1.2 Особенности и виды административно – правового регулирования 9
2 Общая характеристика методов административно – правового регулирования 14
2.1 Понятие методов административно – правового регулирования 14
2.2 Виды методов административно – правового регулирования 21
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Введение:
<p>Введение 3<br />1 Правовое регулирование, как совокупность юридических средств воздействия на общественные отношения 5<br />1.1 Понятие, средства и черты административно – правового регулирования 5<br />1.2 Особенности и виды административно – правового регулирования 9<br />2 Общая характеристика методов административно – правового регулирования 14<br />2.1 Понятие методов административно – правового регулирования 14<br />2.2 Виды методов административно – правового регулирования 21<br />Заключение 21<br />Список используемой литературы 23</p>
Текст работы:
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулиро Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Преодоление предубеждения по отношению к административной юстиции в нашей стране — сложный и медленный процесс. Представляется, однако, что вопрос не в том, что в обществе нет потребности в деятельности административных судов, а в том, что не достает теоретических и прикладных разработок механизма административной юстиции в российских условиях.
Сегодня значимость отрасли заметно возросла. Административное право — это совокупность правил поведения, регулирующих общественные отношения в сфере общественной деятельности управленческого характера. Еще одной отличительной особенностью отрасли является то, что она координирует функциональные возможности должностных лиц в процессе непосредственного осуществления ими своих полномочий.
Административно-правовые отношения-сфера, интересная тем, что в ней задействован широкий круг субъектов, осуществляющих деятельность. Участниками соответствующего вида коммуникаций могут быть граждане, организации, государственные и муниципальные органы власти.
Согласно распространенному среди российских юристов толкованию, субъектом административно-правовых отношений можно считать участника коммуникаций, осуществляющего деятельность на уровне исполнительной власти государства, региона или муниципального образования, обычно связанную с политическим управлением. Как правило, субъектами соответствующих отношений непосредственно выступают институты власти, структуры и должностные лица, статус которых официально закреплен в федеральных, региональных или муниципальных законах. Возможен вариант, при котором такими будут не только исполнительные органы, но и суды, общественные объединения и даже физические лица. Есть отдельные субъекты административно-правовых отношений, но есть и коллективные (далее мы рассмотрим эти и другие критерии для их классификации).
В заключении можно сказать следующее, что основное практическое значение и социальная ценность административно-правовых режимов заключаются в том, что, устанавливаемые государством, они регулируют и упорядочивают общественные отношения, обеспечивают осуществление их субъектами своих прав и обязанностей, защиту своих интересов.
Заключение:
<p>Введение 3<br />1 Правовое регулирование, как совокупность юридических средств воздействия на общественные отношения 5<br />1.1 Понятие, средства и черты административно – правового регулирования 5<br />1.2 Особенности и виды административно – правового регулирования 9<br />2 Общая характеристика методов административно – правового регулирования 14<br />2.1 Понятие методов административно – правового регулирования 14<br />2.2 Виды методов административно – правового регулирования 21<br />Заключение 21<br />Список используемой литературы 23</p>
Список литературы:
1 Правовое регулирование, как совокупность юридических средств воздействия на общественные отношения
1.1 Понятие, средства и черты административно – правового регулирования
Поскольку государственное управление призвано обеспечить стабильное и упорядоченное развитие общества, вполне естественно, что оно осуществляется в отношении огромного массива проявлений общественной жизни. Признание этой особенности помогает лучше понять динамический, сложный и мозаичный характер предмета регулирования административного права и адекватно объяснить тот факт, что научные исследования по вопросу административного права всегда сталкиваются с определенными трудностями.
Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:
1. нормы административно-правового характера;
2. отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание.
Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение. Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ.
Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права.
Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют.
К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений. Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти. Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.
Также, своеобразные особенности присутствуют и в самой системе административно-правовых норм. Как и абсолютно все другие правовые нормы, данные имеют гипотезу и строгую диспозицию. При этом, они часто вовсе не содержат санкции как логичные последствия ее несоблюдения.
К слову, санкции представляют собой обязательный элемент системы любой нормы права. Без наличия санкции правоведческая норма попросту не может существовать.
Все санкции, грубо говоря, вынесены за все рамки содержания нормы и строго предусмотрены в иных административных актах права.
Примером вышеуказанного случая является предусмотрение санкций в законодательстве о строгой дисциплинарной и административной ответственности.
Механизм административно-правового регулирования представляет собой совокупность административно-правовых средств, влияющих на общественные отношения, организующих их в соответствии с задачами государства. Элементами этого механизма являются административно — правовые нормы и акты их толкования, административно-правовые отношения и реализация административно-правовых норм .
Верховенство права в его правовом значении-это определенная норма поведения, соблюдение которой гарантируется прежде всего правовыми средствами, в том числе применением к правонарушителям мер государственного принуждения (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности). Это в полной мере относится к административным и правовым нормам.
Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права — из вертикальных отношений власти и подчинения.
Важнейшей формой административно-правового регулирования является издание правовых актов управления.
Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:
нормы административно-правового характера;
отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание .
Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение. Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ.
Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права .
Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют.
К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений. Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти. Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.
Также, своеобразные особенности присутствуют и в самой системе административно-правовых норм. Как и абсолютно все другие правовые нормы, данные имеют гипотезу и строгую диспозицию. При этом, они часто вовсе не содержат санкции как логичные последствия ее несоблюдения.
Все санкции, грубо говоря, вынесены за все рамки содержания нормы и строго предусмотрены в иных административных актах права.
Примером вышеуказанного случая является предусмотрение санкций в законодательстве о строгой дисциплинарной и административной ответственности.
1.2 Особенности и виды административно – правового регулирования
Согласно своим характеристикам и содержания, административно-правовые нормы могут быть следующими:
• обязывающие;
• запрещающие;
• наделяющие полномочиями;
• поощрительные.
Стоить учитывать тот факт, что большинство норм являются напрямую предписывающими обязанным субъектам на постоянной основе регулярно совершать четкие положительные организационные действия.
К таким нормам относятся:
• нормы, которые имеют отношение к компетенции государственных органов и лиц, служащих там;
• нормы, которые вмещают сведения о порядке формирования органов;
• нормы, которые работают с порядком обращения граждан.
Помимо всех вышеперечисленных, существуют и запрещающие нормы. Их задача устанавливать недопустимые действия. Последние подразумевают нормы, которые регулируют составы административных правонарушений и базовые догмы разрешительного механизма.
Существует также категория уполномочивающих нормы. К ним относят виды норм, которые предоставляют ряд определенных прав и обязанностей органам, должностным лицам, а также конкретным гражданам. Использовать такие полномочия они могут по своему желанию.
К слову, вышеуказанные лица, вправе и отказаться от реализации таких норм. К последним относятся нормы, которые влекут за собой возможность те, либо иные действия в плане управления по усмотрению субъекта.
Последние устанавливают строгие границы полномочий. Особой категорией уполномочивающих норм, как правило, считают поощрительные нормы. Они наделяют полномочиями конкретных субъектов на то, чтобы применять различные меры поощрения.
Базовыми характеристиками для абсолютно всех административно-правовых норм является их большое количество. А также огромное число и разнообразность форм их групп, структурности и кодификации.
Как указывалось, ранее, предметом административно-правового регулирования являются общественные отношения в сфере деятельности государственных органов и их должностных лиц. Отсюда можно выделить наиболее типичные правовые отношения для данной отрасли:
— Осуществление государственной деятельности, направленной на защиту прав, свобод и интересов граждан. Обеспечение правопорядка.
— Урегулирование возникающих споров в особом процессуальном порядке.
— Обеспечение государственного управления через категорию общественных интересов.
— Организация контроля в отношениях между государством и гражданами, исполнительными органами и их должностными лицами, государственными и юридическими лицами, предприятиями и т.д.
— Организация административного нормотворчества.
— Регулирование общественных отношений, для которых используется тот или иной метод административно-правового регулирования.
Учитывая все эти аспекты, можно сделать вывод, что посредством административного права обеспечивается организация внутреннего механизма в органах власти, а также внешнее воздействие на граждан.
К настоящему времени учеными сформирована достаточно обширная правовая классификация административно-правовых отношений, а именно::
1. По правовым характеристикам отношений выделяются процессуальные (они формируются в сфере непосредственного регулирования в связи с разрешением дел индивидуального характера) и материальные (общественные отношения административного характера).
2. По соотношению обязанностей и прав субъектов административно-правовых отношений выделяют две группы: отношения подчинения и отношения, в которых участники по существу равны. Следует отметить, что последний вид часто подвергается критике, поскольку, по мнению многих ученых, административно-правовые нормы, исходя из их принадлежности и характера отрасли, не могут регулировать отношения между равноправными субъектами. Всегда есть подчинение.
3. Исходя из широкого круга юридических фактов, порождающих правоотношения, отношения отличаются от правомерных и неправомерных деяний.
Каждый метод административно-правового регулирования так или иначе направлен на регулирование представленных правоотношений. Однако, прежде всего, необходимо понять, что такое правовое регулирование и как оно осуществляется в административной ветви власти.
Абсолютно все отрасли права существуют для регулирования различных общественных отношений. Такой механизм просто необходим, потому что общество по своей сути подобно толпе маленьких детей, которым просто нужно постоянно чем-то заниматься, иначе их деятельность выйдет из-под контроля. Поэтому с помощью правовых норм общество координируется. Нормативное правовое регулирование имеет научное определение. Этот механизм принято расшифровывать как целенаправленный процесс воздействия со стороны государства на общественные отношения того или иного типа. Такое воздействие осуществляется с помощью методов и правовых средств, в зависимости от вида отношений и отрасли, в которой они существуют. Но целью правового воздействия являются не только правоотношения, но и отдельные субъекты. Нормативное регулирование — это широкое понятие, включающее в себя методы как один из способов осуществления правового воздействия. Механизм административно-правового регулирования во многом базируется на методах управления отраслью.