Логопед Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методики коррекции фонематического недоразвития у дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения фонематического недоразвития у дошкольников 6
1.1.Определение понятия задержки психического развития 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей 9
1.3.Фонематическое недоразвитие в онтогенезе и дизонтогенезе 11
Глава 2. Методические основы коррекции фонематического недоразвития дошкольников 18
2.1. Методы и методики обследования фонематического развития 18
2.2. Методы и методики коррекции фонетического недоразвития 19
Заключение 23
Список литературы 24

  

Введение:

 

Актуальность. Речь играет большую роль в психическом развитии ребенка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребенка перестраивает его основные психические процессы. Таким образом, умственные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере освоения речи. Развитие речи ребенка играет важную роль в формировании его психического развития. Существуют отклонения и аномалии в умственном развитии. Отклонения в развитии ребенка разнообразны. Они могут относиться к различным аспектам психофизического развития зрительного восприятия ребенка, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие отклонения также могут быть вызваны различными другими причинами.
Дети с ЗПР характеризуются низкой работоспособностью и продуктивностью, нестабильностью памяти, слабым развитием опосредованного запоминания. Задержка психического развития, в большинстве случаев, как известно, является следствием остаточно-органической недостаточности центральной нервной системы. Повреждения центральной нервной системы, которые привели к такой недостаточности, действовали на ранних стадиях развития, и благодаря пластичности нервной системы их влияние с течением времени сглаживается. Поэтому необходимо знакомиться не только с особенностями развития речи у детей, но и с нарушениями, а также с отклонениями в психическом развитии для того, чтобы найти правильный способ решения таких проблем, как развитие речи у детей с ЗПР. Нарушения речи у детей с ЗПР изучают психологи, учителя, невропатологи, лингвисты и другие. Кроме того, каждый рассматривает их с определенной точки зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Проблема развития речи у детей с умственной отсталостью рассматривается с точки зрения предотвращения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому она отнесена к специальному разделу психолого-педагогической науки.
Современный и будущий аспекты рассмотрения структуры дефекта речи у детей с задержкой умственного развития определяются тесной взаимосвязью процессов развития речи и познавательной активности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.
Методологическая основа исследования: исследования отечественных и зарубежных авторов: Р. Е. Левинова, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, М. Е. Хватцева, В. Г. Петрова, Г. А. Каша, Л. И. Алексина и многих других.
Цель исследования: Изучить особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
1.Рассмотреть причины ЗПР;
2.Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3.Проанализировать основные направления коррекционной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
Объект исследования: фонематическое недоразвитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость: Данную работу можно использовать логопедам, воспитателям детских садов, студентам педагогической направленности.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы
2.Наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Уровень повседневной культуры, широкое распространение низкопробной литературы, неграмотные «разговоры» с телевизионных экранов, агрессивно-примитивная речь, распространяемая по телевизионной рекламе, западные боевики и мультфильмы — все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения. Педагоги создают благоприятную обстановку для развития речи детей.
Перед школой ребенок должен приобрести практические знания о количестве, размере, форме предметов, уметь произносить слова четко и ясно и правильно составлять предложения. Ребенок должен уметь работать с небольшими наборами (сравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать объекты по определенным параметрам (длина, ширина и т. д.), применять условные меры при измерении длины и ширины объектов. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки через общение с другими.
Логопедическая коррекционная работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции и развития детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Нарушения речи у детей с ЗПР очень распространены и являются довольно стойкими. Эти нарушения речи негативно влияют на умственное развитие ребенка с ЗПР. Своевременное, целенаправленное устранение выявленных нарушений способствует развитию умственной деятельности и психическому развитию ребенка в целом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы изучения фонематического недоразвития у дошкольников
1.1.Определение понятия задержки психического развития
ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое подробно расскажет врач-невролог или психотерапевт.
ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже
Отставание становится заметным в разном возрасте:
у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР). [6]
Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.
Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.
Симптомы задержки психического развития: характеристика детей
Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.
У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.
Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:
Эмоциональную. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.
ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.
Причины задержки психического развития
У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:
• вредные привычки матери, прием медикаментов;
• инфекции и хронические болезни женщины;
• неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.
Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:
• родовые травмы;
• продолжительный безводный период;
• затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
• экстренное кесарево сечение;
• асфиксию в родах.
Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:
• дефицит внимания родителей;
• напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
• обучение под психологическим давлением;
• физическое насилие над малышом;
• редкие прогулки на улице;
• недостаток общения со сверстниками.[10]
На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.
К редким причинам относят:
• приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
• сердечнососудистые нарушения;
• нарушение мозгового кровообращения и др.
Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.
Вероятные осложнения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы