Курсовая теория на тему Методика воспитания осанки.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ
ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ 6
1.1. Понятия «метод», «методический
прием», «методика». 6
1.2. Понятие «осанка» и виды осанки. 7
1.3. Причины нарушения осанки. 14
1.4. Психологические аспекты формирования осанки. 177
1.5. Виды нарушений осанки. 19
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 24
2.1. Цель и задачи воспитания осанки на
уроке физической культуры.. 24
2.2.Средства воспитания осанки на уроке
физической культуры. 26
2.3.Методы воспитания осанки на уроке
физической культуры.. 31
ВЫВОДЫ.. 40
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
Введение:
Актуальность
исследования. Здоровый и духовно
развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовольствие от
своей работы, стремиться к самосовершенствованию, достигая неувядающей
молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой молодости
проявляется, прежде всего, во взаимосвязи в физических и психических сил
организма. Гармония этих сил повышает резервы здоровья, создаёт условия для
творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый
человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не
позволяя душе и телу лениться [20].
Хотелось бы, чтобы
традиции системы физического воспитания и лечебной физкультуры, которые
строились на принципах активной сознательности, сохранились и сегодня. Успешное
решение этой задачи во многом зависит от правильной методики и построения урока
физической культуры в школе. Особенное значение физическое воспитание имеет для
детей младшего возраста, когда организм только формируется, и появляются важные
навыки [22].
В настоящее время 86
процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом
в той или иной степени. А это — предпосылка к развитию многих хронических
болезней. При появлении дефектов осанки возникают нарушения деятельности
внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость
лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость. В
результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления
позвоночника – сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее
распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и
подростков [13].
Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда расстройств здоровья
в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у
взрослых.
Неотъемлемой
составной частью физического воспитания является воспитание правильной осанки
человека. От умения правильно держать своё тело зависит не только внешний вид
людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на
физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке
создаются благоприятные условия для работы внутренних органов
[16]. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной
характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного
воздействия на него факторов физической и социальной среды.
Актуальность данной
темы несомненна, ведь здоровье детей во многом зависит от постановки физической
культуры. Необходимо добиваться, чтобы дети испытывали потребность в физических
упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи.
Объект исследования: осанка как показатель здоровья и физической культуры человека.
Предмет исследования: методика воспитания осанки.
Цели и задачи данной работы – изучить теоретические аспекты методики воспитания осанки.
Задачи настоящей работы:
— показать необходимость
изучения данной темы,
— изучить значение
правильной осанки и определить признаки правильной осанки,
— выявить причины
нарушения осанки у детей разных возрастов,
— раскрыть методику
формирования правильной осанки.
Гипотеза:
если использовать средства физической культуры, то он будет оказывать более
существенное влияние на профилактику и коррекцию осанки учащихся младшего
школьного возраста.
Методы исследования: анализ научных и
литературных источников, использование Интернет-ресурса.
Структура и объем курсовой работы: введение, две главы с параграфами, выводы, словарь
терминов, список используемой литературы.
Заключение:
Таким образом, можно
сделать следующие выводы:
1. Правильная осанка
имеет немаловажное значение. Она способствует рациональному использованию
биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному
функционированию жизнеобеспечивающих систем организма в основной позе прямого стояния
и в ряде других поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни. Прочно
сформированная правильная осанка помогает избегать нарушений, опасных для
здоровья, является одной из стабильных форм проявления нормального физического
состояния и развития организма. Вместе с тем в ней в какой-то мере проявляются
свойства телесной красоты и поведенческие черты, что придает ей определенную
эстетическую и этическую ценность.
2. Нормальная осанка
характеризуется такими признаками:
— физиологические
изгибы будут иметь волнообразный вид;
— позвонки будут
заметно подчёркнуты;
— голова поднята;
— живот и бёдра
подтянуты;
-плечи расправлены.
Отклонения от
нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки.
Существует несколько видов нарушений осанки. Основные типы нарушений:
гиперлордоз, кифоз, плоская спина.
3. Исправление нарушений
осанки – процесс длительный. Процесс формирования нового, правильного
стереотипа осанки требует строгого подхода к организации занятий – урока
физической культуры. Решая задачу коррекции нарушений осанки на уроках
физической культуры, используются средства и методы. Одним из основных средств являются физические упражнения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ 1.1. Понятия «метод», «методический прием», «методика» Педагогом при решении
воспитательно-образовательных задач и задач физического развития в процессе
физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и
реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных
средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск
связан с выбором эффективных методов обучения двигательных действий, развития
физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств.
Понятие методика
употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:
— в узком, как
совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными
упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазания, плавания и т.д.);
— в широком, как
совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий
(методики физического воспитания — в дошкольных учреждениях в школе, в вузе и
пр.).
Метод – упорядоченная
совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования
физического совершенства человека [4]. Это разработанная с учетом
педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное
применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую
деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий,
направленных на развитие физических качеств и формирование личности.
В соответствии с
задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических
приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом
упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.д.
Методический прием –
это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения [4].
Следовательно, внутри
каждого метода используются разнообразные приемы. Чем богаче запас методических
приемов, тем шире диапазон применения метода.
Методика –
специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации
занятий, направленная на решение педагогической задачи [4].
Например, можно
говорить о методике обучения кувырку вперед или назад, методике развития
силовых способностей, методике физического воспитания в дошкольных учреждениях
и др.
Термин «методика»
означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В
методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении в
определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной
педагогической задачи. 1.2. Понятие «осанка» и виды осанки Осанка – это
привычная манера удерживать свое тело в вертикальном положении, соблюдаемом в
повседневной жизни. При этом имеют в виду главным образом внешне выраженные
признаки основной позы прямого стояния (постановка головы, туловища, ног,
видимую форму их расположений т.п.).
В более полном
смысле, осанка – это индивидуальная манера и типичные черты фиксации основной вертикальной
позы, ряда производных от нее и частично видоизмененных поз, достаточно часто
воспроизводимых в жизни.
Однако осанка – это
то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных
рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Каждый человек имеет только
одну, присущую ему привычную осанку.
Слово "осанка"
происходит от слова «асана», что в переводе с санскрита (одна из ветвей
русского языка, имеющего общие корни с языком древних индоевропейских народов)
обозначает определенную позу, положение тела (техника асан описана в
специальной гимнастике – составной части древнего философского учения йоги –
хатха-йоги). В основе хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих
из элементов — асан. Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение,
которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие
на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы [12]. Специалисты в области
эстетики, физиологии, биомеханики, клинической медицины дают разные определения
термину «осанка».
Так, по определению
С.И.Ожегова осанка – внешность, манера держать себя (преимущественно о
стройности и представительности складе фигуры).
В.И. Даль определял
хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил
пословицу: «Без осанки – конь – корова».
С научной точки
зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Это физическая
характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья
и физического развития. Осанка это привычное положение вертикально
расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным
равновесием и мышечным балансом.
Осанка определена
конституцией человека, его генотипом, т.е. это врожденное свойство человека.
Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития
человека.
Осанку рассматривают
в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и
профессиональная карьера), осанка является предметом изучения таких наук, как
медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика,
эргономика, которые дают следующие определения осанки:
Осанка – это
показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка –
эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации
как боль в спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор
профессиональной карьеры и личной жизни. Это язык тела, поза, которая говорит о
том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому
себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального
происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать
знакомого человека, не видя его лица.
Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей
тела к позвоночнику. Любые отклонения принято называть дефектами или
нарушениями осанки.
Нормальная осанка – результат эволюции. Она выполняет целый ряд задач:
обеспечивает положение тела, при котором максимально увеличивается объем и
эффективность движений; снижает вероятность травм, особенно при высокой
двигательной активности; позволяет сохранять вертикальное положение туловища
при минимальной нагрузке на мышцы, кости и связки. Существуют четкие критерии
нормальной осанки, однако осанка каждого человека имеет уникальные, только ему
присущие особенности [11].
Вариант осанки зависит от трех групп факторов: состояния костей, связок
и мышц; двигательных стереотипов (набора рефлексов, обеспечивающих выполнение
привычных действий) и особенностей телосложения.
Нормальная осанка представляет собой нечто среднее между осанкой покоя
(возникает при мышечной усталости и в состоянии расслабления) и рабочей осанкой
(образуется при активном напряжении мышц). Для такой осанки характерны хорошо
выраженные физиологические изгибы позвоночника. Позвоночный столб выглядит
равномерно «волнообразным». Если в положении стоя провести вертикальную ось от
середины черепа, она пройдет по заднему краю нижней челюсти, затем – по
касательной по отношению к шейному лордозу. Потом слегка «срежет» поясничный
лордоз, пересечет середину линии между центрами головок бедер, пройдет перед
коленными суставами и завершится чуть кпереди от линии между суставами Шопара.