Педагогические технологии Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников 5
1.1 Сущность и определение понятий: «девиация», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение» 5
1.2 Причины девиантного поведения младших школьников 10
1.3 Теоретические методы профилактики девиантного поведения младших школьников 20
ГЛАВА 2 Педагогические методы профилактики девиантного поведения младших дошкольников 25
2.1 Выявление детей младшего школьного возраста, склонных к девиантному поведению 25
2.2 Деятельность социального работника по профилактике девиантного поведения в общеобразовательной школе 28
2.3 Практические методы профилактики девиантного поведения младших школьников 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

  

Введение:

 

В современном мире все чаще и все раньше в онтогенезе личности возникают патологические формы поведения. Причины девиаций (отклонений в поведении) различны, хотя многие исследователи сходятся в том, что они связаны с культурно-историческим процессом в целом, техническими, экономическими и политическими инновациями, вступающими в противоречие с традиционными культурными образцами, системами ценностей, стереотипами сознания и поведения, что затрудняет ориентацию людей в социокультурной ситуации и их адаптацию.
Проблема профилактики девиантного поведения детей и молодежи была и остается актуальной для любого общества. Трансформационные процессы, происходящие в России, коснулись всех сфер общественной жизни, стали предпосылкой существенных изменений в сознании и мировоззрении россиян. Осложнена социально-экономическая ситуация в стране, разрушение устоявшихся стереотипов, норм и традиций обусловили тенденцию к определенному снижение воспитательного потенциала семьи, распространение негативных проявлений поведения, рост показателей преступности среди детей и молодежи.
Особое беспокойство вызывают асоциальные проявления поведения в молодежной среде, которые являются основой для деградации личности, становятся препятствием в осуществлении учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и к тому же существенно вредят здоровью. Именно поэтому социально-педагогическая работа, направленная на профилактику и преодоление девиантного поведения детей и молодежи, сейчас является актуальной. В организации профилактической работы важным является поиск новых форм и методов, которые, учитывая новые условия настоящего, были бы эффективными.
Несмотря на огромное количество исследований, в настоящее время между теорией и реальной практикой психологической работы с девиантными детьми имеется существенный разрыв.
Таким образом, в последние годы существенно возрос интерес к различным нарушениям психического развития у детей и подростков. В частности, резко возросло число младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Ситуация осложняется и наличием множества часто несогласующихся между собой теоретических подходов к проблеме девиантного поведения.
Цель исследования — выявить методику социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
1. Исследовать сущность и определение понятий: «девиация», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».
2. Определить причины девиантного поведения младших школьников. Объект исследования – девиация в жизни подростка.
3. Изучить теоретические методы профилактики девиантного поведения младших школьников.
4. Рассмотреть деятельность социального работника по профилактике девиантного поведения в общеобразовательной школе.
5. Рассмотреть практические методы профилактики девиантного поведения младших школьников.
Предмет исследования – причины, обуславливающие девиантное поведение младших школьников.
Гипотезы: склонность к зависимому поведению характерна для младших школьников с гипертимной, эмотивной, демонстративной акцентуациями характера.
Методы исследования: анализ и синтез научной, учебно-методической литературы, теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретической основой настоящего исследования послужили труды М. Куна и Т. Макпартленда, Т.Н. Балашовой, В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошникова и В.Б. Шарай и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы специалистами (коррекционными психологами и педагогами) работающими в сфере профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно утверждать, что младшие школьники с девиантным поведением имеют низкий уровень субъективного благополучия.
У девиантных детей значимо ниже степень удовлетворения потребности в самовыражении, межличностных потребностей, ниже оценки активности, настроения, здоровья, чаще выражена низкая самооценка и имеется нереалистичный уровень притязаний. Они реже ориентируются на ценности самоактуализирующейся личности, более тревожны, возбудимы, впечатлительны, раздражительны, депрессивны, у них диагностируется внутренний конфликт, высокая напряженность и возбудимость вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации, низкая фрустрационная толерантность, стресс и беспокойство, чаще даются негативные оценки своей жизни.
По результатам проективных методик у девиантных детей реже сформирована социальная идентичность, они чаще стремятся продлить мораторий детства, что не вполне соответствует актуальным возрастным задачам школьного периода.
У девиантных детей чаще встречаются такие формы, как физическая агрессия (использование физической силы против другого лица), негативизм (оппозиционная манера в поведении), обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия), чувство вины (выражает возможное убеждение объекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести).
Полученные данные (высокая депрессивность, тревожность, агрессивность, распространенность шизоидной акцентуации у девиантных детей) позволяют, с опорой на психоаналитические концепции развития, предположить наличие факторов, искажающих психосоциальное развитие на ранних этапах онтогенеза, в частности, нарушения общения матери и ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Девиация — это отклонение от общепринятых норм, отличающееся от среднестатистического поведении. Из-за негативного девиантного поведения общество часто вынуждено применять определенные формальные или неформальные санкции. Это может быть, например, лечение, наказание или даже изоляция нарушителя.
Проблемой девиантного поведения ученые удивлены еще с самого начала появления социологии. В 1897 году Эмиль Дюркгейм написал ставшую классикой работу с названием «Самоубийство», в результате он вошел в число основоположников нынешней девиантологии. Именно им было введено понятие аномии, о котором он упоминал в диссертации, которая потом переросла в научный труд, что касается темы: «Разделение общественного труда» [18].
В психологии называют девиацией отклонения от социальных и моральных норм, которое подается или в виде ошибочного противоречия общественному образца разрешения конфликта проявляется в нарушении общественных норм), которые состоят в убыток, нанесенный окружающим, себе или общественного благосостояния в целом.
Исследованию различных аспектов девиантного поведения, факторов его возникновения, поиска форм и методов профилактической работы и преодоления девиантного поведения посвящены труды многих отечественных ученых, таких как: О. Безпалько, И. Зверева, А. Капская, г. Кеплан, В. Оржеховская, Н. Перешеина, В. Спивак, С. Харченко, М. Фицула и др.
Следует подчеркнуть, что существует много подходов к пониманию понятия «поведение», однако большинство ученых солидарны в том, что поведение может быть определено как взаимодействие с окружающей средой, опосредованная внешней и внутренней активностью индивида. Поведение является социальным по своей сути, оно формируется и реализуется в обществе, тесно связанное с речевой регуляцией. В целом поведение отражает процесс социализации личности, ее интеграции в социуме [20].
Вместе с тем ни в зарубежных, ни в отечественных психологов нет единой точки зрения на определение девиантного поведения или поведения, отклоняющегося (асоциальное поведение). Так, например, по мнению А. Коэна, поведение, отклоняющееся (асоциальное) — это такое поведение, которое идет в разрез с институционализироваными ожиданиями, то есть с ожиданиями, которые делятся законами в середине социальной системы [15]. Понимание девиантного поведения как такового, что не соответствует определенным нормам и ролям наиболее распространенным и можно сказать традиционным. Противопоставляя девиантное поведение социальном поведении, ученые говорят чаще всего о нормативное и ненормативное поведение, то есть поведение, которое соответствует поведенческим нормам или отклоняется от них. Итак, чтобы оценить его типы, формы и структуру необходимо определиться вид каких именно норм общества оно может воспитываться. Одни ученые считают, что в качестве точки отсчета (“нормы”) следует использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие — аттитюды (эталоны, образцы) поведения.
Нормы и правила поведения, выработанные обществом, прививаются человеку с первых дней его жизни в процессе воспитания в условиях семьи, дошкольного учреждения, школы. Формы реагирования ребенка на окружающую действительность, закрепляясь в первую очередь на уровне условно-рефлекторной деятельности, приобретают социально или личностно значимого характера уже тогда, когда на этапе интенсивного развития высших психических функций и проявлений первых личностно направленных реакций она начинает выделять себя из окружающей среды, соотносить свое “Я” с реальными отношениями, желаниями. Эгоцентрически направленные личностные реакции (впервые начинают наблюдаться в возрасте 3-х лет) отражают опыт ребенка и пережитые ним трудности в общении с окружающими. В зависимости от условий воспитания, опыт общения или взаимодействия закрепляется, культивируются также новые формы и способы реагирования, которые на последующих этапах развития становятся устойчивыми привычками поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы