Курсовая теория на тему Методика развития воображения у младших школьников в процессе работы с литературным произведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1.Понятие
воображения в научно-педагогической литературе. 5
1.2
Значение воображения для восприятия литературы младшими школьниками 9
1.3
Психологические и педагогические особенности художественного воображения у
младших школьников. 12
Выводы
по главе 1. 17
Глава
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.. 18
2.1.Методы
и приемы работы по развитию воображения
у младших школьников в процессе работы с литературным произведением. 18
2.2.Обзор
современного опыта работы по развитию воображения у младших школьников в
процессе работы с литературным произведением. 20
Выводы
по главе 2. 32
Заключение. 33
Список используемой литературы 35
Введение:
В настоящее время проблема творчества является
одной из наиболее перспективных проблем в современной психологии, и сегодня
актуальна на столько, что Д.Б. Богоявленская называет её «проблемой века».
Психология творчества – область знания, изучающая
созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности,
прежде всего в науке, технике, искусстве.
Ни у кого не возникает сомнения, что прогресс цивилизации
зависит от исключительно творчески одаренных людей, сейчас как ни когда нужны
люди, способные преодолевать трудности, принимать нестандартные решения,
умеющие творчески мыслить. Г. Форд: «Мы постоянно должны искать людей, которые
любили бы дело ради его трудностей». «Любовь к делу ради его трудности»,
наблюдается у тех, кого принято называть творческими личностями, кто обладает
творческим мышлением, сформировать которое с самого детства может только
образование.
Творческое воображение младшего школьника — это почва, на
которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого,
художника, изобретателя . Необходимо, чтобы уровень развития воображения,
достигнутый в младшем школьном детстве, становился одним из компонентов и
одновременно условием формирования полноценной структуры учебной деятельности.
Таким образом, проблема развития художественного
воображения младших школьников является весьма важной и актуальной в рамках
психолого-педагогической науки.
Целью данной работы является изучение методики развития воображения
у младших школьников в процессе работы с литературным произведением.
Задачи
1.Проанализировать теоретико-педагогические аспекты
развития художественного воображения у детей младшего школьного возраста;
2. Раскрыть методы
и приемы работы по развитию воображения
у младших школьников в процессе работы с литературным произведением
3. Проанализировать обзор современного опыта работы по
развитию воображения у младших школьников в процессе работы с
литературным произведением
Объект исследования:
процесс работы с литературным произведением.
Предмет исследования: изучение методики развития воображения
у младших школьников в процессе работы с литературным произведением.
Гипотеза: процесс развития творческого воображения у
детей будет эффективнее, если будут использованы художественные произведения, направленные
на развитие фантазии и воображения детей младшего школьного возраста в
начальной школе.
Методы исследования: изучение научно-методической
литературы, наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Заключение:
Таким образом, анализ психолого-педагогической работы
и проведенное исследование, позволили
нам сделать следующие выводы:
Воображение
– психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки
материалов восприятия и представления, полученных в прошлом Воображение
присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования,
и любой другой деятельности до ее начала. С воображением тесно связаны и
готовность к школе, становление личности ребенка, его творчество. Воображение
относят к центральному психологическому
новообразованию младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст характеризуется активизацией
функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющие представлять образы,
например, сказочные), а затем художественного (благодаря которому создаются
принципиально новые образы). Этот период – сенситивный для формирования
воображения. Оно начинает складываться в
игре и переходит в другие виды детской деятельности. Если воображение отстает в
развитии, ребенок оказывается не готов к усвоению учебного материала, ведь
любое обучение связанно с необходимостью что-то представить, вообразить.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Почти
вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом
воображения и творчества людей.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы
фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время,
что не может себе позволить никакое другое существо в мире.
Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно
воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Дети не
услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы
усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека
фантазии и прогресс остановится!
Может быть, если мы сумеем понять, как начинает
складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это
развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей — свободе в
словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно
для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем
помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком
необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир
творчества, воображения и фантазий. Значит воображение, фантазия являются
высшей и необходимейшей способностью человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Понятие воображения в
научно-педагогической литературе Понятие “воображение” в психологии представлено
разнообразно.
По мнению Л.С.Выготского, воображение – это вид
мыслительной деятельности человека, проявляющийся у всех людей в зависимости от
социальных и культурных факторов. Оно не повторяет тех же сочетаниях и в тех же
формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые
ряды из впечатлений, накопленных прежде. Умение из элементов, взятых из
действительности и содержащихся в прежнем опыте человека , создавать
построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу
воображения.[7, стр.10]. В.В.Давыдов считает, что воображение имеет место там,
где человек видит целое раньше частей. Другим важным свойством воображения, по
мнению В.В.Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета
на другой, не обладающий этими функциями.
Р.С.Немов считает, что воображение – это способность
представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в
сознании и мысленно манипулируя с ним. [21, с. 151]
Л.А.Венгер, В.С.Мухина под воображением понимают процесс
создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. [5, с.
112]
Г.А.Урунтаева называет воображением психический процесс
создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений,
полученных в прошлом опыте . [30, с. 91]
все авторы рассматривают понятие воображения с разных
сторон.
Несмотря на неоднозначность мнений, можно сказать, что
воображение – это один из психических процессов, определяющих индивидуальность
человека; это возможность создания новых образов (представлений) путем
переработки предшествующего опыта. По этому поводу Л.С.Выготский вывел закон,
который формулируется так: “Творческая деятельность воображения находится в
прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому
что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии,
чем богаче опыт человека, тем больш
Далее Л.С.Выготский обращает внимание на такую
особенность воображения, как связь между готовым продуктом воображения и
каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. она не воспроизводит того,
что было воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации.
В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и
развитии человека. Оно становится средством расширения опыта человека, потому
что человек может вообразить то, чего раньше не видел, может представить по
чужому рассказу и описанию, то чего в его непосредственном опыте не было, т.е.
усваивать с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт.
Также Л.С.Выготский выделяет эмоциональную связь между
деятельностью воображения и реальностью. Это влияние эмоционального фактора
психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого знака
сводится к тому, что впечатления и образы, имеющие общий эмоциональный знак,
имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни
по сходству, ни по смежности нет. Получается комбинированное произведение
воображения. Однако, как пишет Л.С.Выготский, существует и другая, обратная
связь, воображение влияет на чувства. [4, c.15-16]
Таким образом, воображение присуще только человеку.
Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов.
Воображение является психологической основой творческой
деятельности. Оно возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее
новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С.
Выготский, В.В.Давыдов и др.).
В трудах различных психологов имеется несколько точек
зрения на вопрос соотношения воображения и мышления. По мнению Л.С.Выготского,
воображение и мышление тесно взаимосвязаны и участвуют в любом творческом
процессе. [8, c. 34]
Е.Е.Сапогова пишет, что воображение способно заполнять
пробелы интеллектуального процесса. Чем больше неопределенность ситуации, тем
больше оно задействовано в поиске решения. Если ситуация ясна, тем сильнее
включается мышление. Воображение позволяет перепрыгнуть через некоторые этапы
мышления и дает возможность увидеть конечный результат. Воображение автор
предлагает назвать “зоной ближайшего развития” мышления. [26,c. 56]
Исходя из сказанного выше, можно сделать как
психологический вывод: воображение – это мысленный отход от прошлого опыта, это
преобразование данного и создание на этой основе новых образов, являющихся и
продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее; так и
педагогический вывод: необходимо расширять опыт ребенка, т.к. чем больше он
видел, слышал и пережил, тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет деятельность его воображения.
Виды воображения. В зависимости от особенностей
протекания процесса воображения и его обусловленности различают следующие виды
воображения: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное воображение – это процесс, когда новые
образы осуществляются сами собой в сознании человека без заранее поставленной
цели.
Произвольное воображение осуществляется преднамеренно в
связи с заранее поставленной целью.