Курсовая теория на тему Методика развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Понятия любознательности в контексте исследуемой проблемы 5
1.2 Возрастные особенности развития любознательности детей дошкольного возраста 13
Глава 2. Особенности развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в семье 18
Заключение 31
Список литературы 32
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что уже в дошкольном возрасте необходимо формировать познавательно-исследовательские навыки, формировать умение принимать и анализировать ситуации, решать нестандартные проблемы, развивать исследовательский склад мышления. Дошкольный возраст достаточно благоприятен для познания моделей объективных законов, в соответствии с которыми изменяется окружающий мир. Актуальность повышения познавательного развития детей дошкольного возраста подтверждается заинтересованностью со стороны государства. ФГОС ДО декларирует, что в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Учитывая специфику дошкольного детства, мы определили стадии познавательного развития: любознательность, любопытство, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Нас заинтересовала стадия любознательности, т.к. ребенок в 5-6 года является первооткрывателем, исследователем того мира, который окружает его. Познавательно-исследовательская деятельность в этом возрасте очень высокая. Проблемой развития любознательности и познавательной мотивацией занимались многие известные ученные. Значительный вклад в понимании природы любознательности и познавательной мотивации внесли С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкинг, В.С. Юркевич, Д.Е. Берлайн, Г.И. Щукина, Н.И. Рейнвальд, А.И. Крупнов и др.
Особая роль в развитии любознательности и познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка – создать максимальные условия для его роста и развития. С момента прихода ребенка в ДОО, семья продолжает, в определенной степени, оказывать влияние на его познавательную деятельность. Значительную часть времени ребенок проводит в семье и, поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая является ядром личности, необходимым условием ее активности.
Цель исследования: выявить возможности семей в развитии любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в семье.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
рассмотреть теоретические основы развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста;
выявить проблемы развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста;
изучить особенности развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в семье.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать практические разработки педагогами ДОО и педагогами дополнительного образования детей дошкольного возраста в процессе развития любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы: любознательность представляет собой систему мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации. Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру.
Любознательность формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.
Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокой оценки. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.
В успешном развитии любознательности и познавательной мотивации дошкольника на основе ведущей игровой деятельности и развивающейся на её основе изобразительной, конструктивной, трудовой и учебной деятельности большую роль играют как внутренние факторы ребёнка, так и целенаправленная деятельность родителей.
Фрагмент текста работы:
На нынешнем этапе развития общества к личности предъявляются определенные требования, которые связаны с умением ориентироваться в значительном потоке информации, а также адекватно ее воспринимать и перерабатывать.
Это возможно при хорошо выраженной познавательной активности, которая будет реализоваться через ряд некоторых личностных свойств. При этом центральное свойство – это любознательность, которая характеризует активность в познавательной сфере, а также обеспечивает готовность и постоянство стремлений любого субъекта к освоению новой информации [6].
Любознательность – это свойство какой-либо личности, выражающееся как потребность в познании окружающего мира и, кроме того, самого себя. Любознательность подразумевает не только наличие каких-либо знаний, но и нахождение их для каких угодно практических целей [8].
Любознательность есть некое стремление к получению новых знаний, необходимость овладения различными способами и системами получения этих знаний, а также стремление к нахождению и обработке новой информации. Как утверждает И.В. Зотова, любознательность в качестве интегрального свойства личности зачастую « проявляется в стремлении личности к самостоятельному познавательному поиску и, к тому же, к усвоению и преобразованию полученной информации» [16].
Проблема любознательности, в общем-то, достаточно традиционна в психолого-педагогической науке. Ученые во все времена придавали ей весьма большое значение. Разные авторы, в зависимости от своих базисных методологических позиций и сформулированных целей, по-разному детерминировали ее сущность.
Среди всего многообразия взглядов на характер и происхождение любознательности следует выделить несколько направлений, оставивших значительный отпечаток на всех остальных, более поздних исследованиях.
Вся история данной школы убедительно свидетельствует о непрерывных, постоянных и весьма настойчивых поисках эффективных методов развития такой категории, как любознательность, у детей различных возрастов.
В современных же условиях, когда имеющийся объем научной информации не просто увеличивается, но постоянно возрастает в геометрической прогрессии, интересующий нас вопрос становится еще более актуальным [15].
В работах большого количества ученых любознательность детерминируется как центральная компонента мотивационной готовности определенного ребенка к школе (к примеру, в работах Л. И. Божович, С. В. Гусарова, В. В. Давыдова, а также А. В. Запорожец, В. В. Зайко, Н. П. Зубалия, Н. Г. Морозовой, Е. Ф. Рыбалко, Л. С. Славина и т. д.).
Подобный психический феномен, который возникает в среднем дошкольном возрасте, изучается большинством ученых как одна из предпосылок возникновения учебно-познавательного интереса у школьников.
Например, С. Л. Рубинштейн, повествуя о вопросах, которые задает ребенок, писал, что эти вопросы свидетельствуют о «любознательности ребенка, о его живых познавательных интересах». Однако, автор использует термин «любознательность» в качестве синонима термина «интерес», не выделяя ее при этом в самостоятельное качество отдельной личности [27].
Д.В. Парамонова, отмечает: «Любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, а также в склонности личности к изучению того или иного предмета» [25].
Еще один исследователь данного вопроса – Р.М. Митина – указывала, что любознательность характеризуется диффузным охватом всех предметов и явлений, кроме того, она ведет к первоначальному разнообразному познанию действительности с учетом подготовки почвы для дальнейшего, более глубокого и уже дифференцированного интереса к разным сторонам человеческой жизни, а также помогает углубить имеющиеся знания в тех или иных ее областях, содействуя при этом дальнейшему успешному обучению ребенка в школе [24].