Курсовая теория на тему Методика проведения орфографических упражнений на уроках русского языка в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Орфографический навык как компонент содержания обучения орфографии 5
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и умения по формированию навыков орфографических навыков. 8
1.3. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРФОГРАФИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 16
2.1. Фонетические особенности в рамках изучения орфографии в начальной школе 16
2.2. Семантические особенности в рамках формирования орфографической грамотности 17
Вывод по второй главе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Актуальность темы. Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
В современном обществе орфографическая грамотность рассматривается, как составная часть общей языковой культуры. Для настоящего времени характерным является поиск более рациональной методики, которая обеспечивала бы усвоение орфографических правил. Важная роль при этом отводится упражнениям, направленным на выработку умения применять орфографические правила в практике самостоятельного письма. Каждое орфографическое упражнение содержит богатые возможности для развития самостоятельности мыслительной активности младших школьников.
Исследователи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методисты Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский, М.М. Разумовская, А.В. Текучев, Е.Г. Шатова и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующих умений считают важнейшей причиной орфографических ошибок.
Внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение – всё это имеет большое значение в формировании орфографических умений у младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать технологию формирования проведения орфографических упражнений на уроках русского языка у младших школьников.
Объект исследования — процесс формирования орфографического навыка у младших школьников.
Предмет исследования — проведения орфографических упражнений на уроках русского языка у младших школьников.
Гипотеза исследования — процесс формирования орфографических умений у младших школьников будет успешным, если: рассматривать орфографические умения как способность использовать совокупность правил, устанавливающих написание слов и их форм, оперировать ими для овладения орфографическим навыком.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние, проблемы формирования орфографических умений у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности орфографических умений у младших школьников.
3. Рассмотреть проведения орфографических упражнений на уроках русского языка у младших школьников.
Методологические основы исследования: Исследования об учёте специфики конкретных орфограмм при обучении орфографии младших школьников А.М. Пешковского, Д.Н. Ушакова, М.Н. Петерсона, С.П. Редозубова. Исследования Н.С. Рожденственского, М.М. Разумовской, Т.Г. Рамзаевой, П.С. Жедек, М.Р.Львова, Н.Н. Алгазиной по формированию орфографических умений у младших школьников.
Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный проект технологии формирования орфографических умений учащихся третьего класса может быть использован в практике учителей начальных классов.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Обучение в начальных классах имеет огромное значение. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала.
Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования: характеристика формирования орфографического навыка младших школьников, принципы русской орфографии, основные направления изучения орфографии в начальной школе, проведение орфографических упражнений на уроках русского языка в начальной школе.
Использование орфографических упражнений на уроках русского языка в начальной школе является оправданным в тех случаях, когда материал требует запоминания, а не логических объяснений и умозаключений. Кроме того, использование его как вспомогательного приема на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый трудный материал. Объяснение исторических процессов в языке или жизни общества, следствием которых является та или иная орфограмма, позволяет пробудить интерес к русскому языку.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Орфографический навык как компонент содержания обучения орфографии
Орфография (греч. orthographia, от orthos — правильный и graphio — пишу) — раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами правила. Основным понятием орфографии является орфограмма.
Орфография — это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется современное общество;
2) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие. [8, с. 40].
В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у учащихся умений и навыков. Школьники овладевают умениями и навыками в области правописания, в этом состоит практическая направленность обучения.
Умение — это готовность к действию, оно складывается и закрепляется в результате многократного выполнения действия. Любое действие должно быть мотивировано. Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через:
а) возбуждение познавательных интересов;
б) поиск занимательных форм и методов работы;
в) облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору и четкому структурированию дидактического материала и разнообразию методических приемов;
г) введение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических умений и навыков.
Каждая из этих четырех групп имеет свои средства, свои приёмы.
Морфологический принцип предполагает одинаковое написание морфем — корня, приставки, суффикса, окончания, основы, независимо от фонетических изменений, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, не взаимосвязано от позиционных чередований и произношения [22, с. 310].
Методика обучения правописанию на основе морфологического принципа русской орфографии строится на сознательном, аналитическом подходе к языку. Проверка орфограмм, подчиняющихся морфологическому принципу, включает в себя: во-первых, понимание значения проверяемого слова или словосочетания; во-вторых, анализ морфемного состава слова.