Курсовая теория на тему Методика применения мультимедийных презентаций в процессе обучения биологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ…………………………………………………………………5
1.
Теоретические аспекты использования мультимедийных презентаций в
образовательном процессе…………………………………………………………..5
1.1
Понятие «мультимедийной презентации»……………………………………..5
1.2
Мультимедийные презентации как наглядно-методическое пособие……….7
2.
Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения биологии…………………………………………………………………………….11
2.1
Требования к созданию мультимедийной презентации……………………..11
2.2
Методика использования мультимедийных презентаций в процессе обучения
биологии…………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ –
ВИРУСЫ»………………………………25
Введение:
Продвижение
учебной литературы с помощью мультимедийных технологий, предоставление доступа
к мультимедиа-ресурсам уверенно входят в работу преподавателей и систему
обучения. Использование мультимедийных ресурсов улучшает эффективность и
скорость получения обучаемыми нужной информации, поэтому специалистам
необходимы определенные знания, умения и навыки в области освоения
мультимедийных технологий, а так же в создании собственной мультимедийной
продукции.
В
наше время мультимедиа-технологии стремительно развиваются, являются уже целой
областью в информационных технологиях, а так же используются при разработке
наглядных пособий в среде обучения.
На
сегодняшний день, мультимедийная среда максимально обширна, средства
мультимедиа используются, буквально, во всех публичных организациях, учебных
заведениях, библиотеках. Особенно явно предоставление доступа к мультимедийным
технологиям наблюдается в работе педагога. Применение мультимедиа-ресурсов
увеличивает скорость, улучшает результат предоставления обучаемым необходимых
знаний. Следовательно, каждый педагог, работающий с этим, должен быть грамотным
в сфере мультимедийных технологий и ресурсов [1].
Новинки
информационной среды и технологий на сегодняшний день уверенно вошли в учебный
процесс, а так же сделали обучение привлекательными для современного поколения,
тем самым вывели научно- информационную деятельность на более эффективный
уровень.
На
уроке биологии применение ИКТ в последнее время становится рас- пространенным
явлением. Все чаще учителя обращаются за помощью к компьютеру. Правильное
внедрение в учебный процесс компьютера, который является наивысшим техническим
средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в более современных
условиях. Учитель перестает быть единственным источником информации для
учащихся. Но перед тем, как говорить о том, какую важную роль играют ИКТ в том,
чтобы методически грамотно провести и подготовить современный урок, необходимо
знать о том, что информационно-коммуникационные технологии – это орудие,
которое обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему и последнее
слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением. В учебном
процессе важна методика использования ИКТ, так как не всегда ее можно применить
[2].
Цель
курсовой работы – изучить методику применения мультимедийных презентаций в
процессе обучения биологии.
Для
достижения поставленной цели, сформированы следующие задачи:
—
провести анализ характерных особенностей мультимедийной среды;
—
рассмотреть способы применения мультимедиа-технологий в процессе обучения;
—
проанализировать методику использования мультимедийных презентаций в процессе
обучения биологии.
Объект
исследования – процесс обучения биологии.
предмет
исследования – методика использования мультимедийных презентаций в процессе обучения
биологии
В
процессе работы были использованы такие методы исследования, как:
терминологический анализ, анализ и синтез, сравнение.
Заключение:
Мультимедиа-технологии
превратили учебную деятельность из статической в динамическую, то есть
появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.
Мультимедиа-технологии позволяют решать многие образовательные задачи,
связанные с демонстрацией изучаемых явлений, которую невозможно провести в
учебной аудитории. В этом случае у средств мультимедиа сегодня отсутствуют
какие-либо конкуренты.
Развитие
мультимедийных продуктов оказывает положительное влияние на процессы приобщения
к чтению, служит повышению его престижа в обучающей, развивающей и
развлекательной сферах деятельности. Мультимедиа-технологии являются наиболее
эффективными средствами развития и образования личности. Их использование
целесообразно при очевидной актуальности темы, что обеспечивает экономическую и
социальную эффективность создаваемого продукта. Онлайн-мультимедиа все в
большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю
работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Это и в
дальнейшем обеспечит востребованность пользователями мультимедийных продуктов,
а значит, и производящих ее библиотек [20].
Технология
создания мультимедийной среды предоставляет пользователю широкие возможности
для творческого поиска. С помощью мультимедиа-технологий создаются наглядные
пособия, улучшающие эффективность восприятия информации. Все коммуникационные
связи, нарабатываемые в процессе создания мультимедийного продукта, укрепляют
сферу обучения, выводят работу педагога на новый качественный
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты использования мультимедийных
презентаций в образовательном процессе
1.1 Понятие «мультимедийной презентации»
Презентация
(от англ. Presentation — представление, показ) — это набор картинок-слайдов на
определенную тему, который хранится в файле специального формата. Каждый слайд
содержит произвольную текстовую, графическую, видеоинформацию, анимацию, звук,
диаграммы и графики, табличные и другие материалы. Мультимедийная презентация
создается с помощью программы PowerPoint, которой могут использовать
преподаватели, которые не являются специалистами в области информационных
технологий.
Преимущества
использования презентации при проведении уроков:
—
помогает прояснить и систематизировать учебный материал;
—
позволяет разнообразить учебный процесс;
—
гарантирует непрерывную связь преподаватель-слушатель;
—
способствует определение уровня освоения слушателями содержанием обучения;
—
обеспечивает развитие производительных, творческих функций мышления слушателей,
—
повышает уровень качества учебно-познавательной деятельности слушателей;
—
позволяет учесть особенности группы слушателей.
Как
правило, презентация, разработанная для учеников школы, сопровождается яркими
изображениями или анимацией, что является визуально более привлекательным, чем
статический текст, позволяет удерживать внимание школьников. Понятно, что
производительность обучения при применении мультимедийной презентации,
значительно повышается, поскольку одновременно задействуются зрительный и
слуховой каналы восприятия.
Для
начала проанализируем преимущества и недостатки применения мультимедийных
презентаций на уроках.
Использование
мультимедийных презентаций в учебно-воспитательном процессе обогащает
содержание обучения, позволяет удерживать внимание учеников, влиять на их
эмоциональную сферу, активизировать активность мышления с помощью таких
компонентов, как динамика. Кроме этого, создание презентаций не требует
дополнительных знаний языка программирования, поэтому многие учителя
самостоятельно научились составлять презентации, которые активно используют на
уроках. Несложно определить, чем именно привлекает внимание школьников
мультимедийная презентация.
Во-первых,
это яркие и понятные образы, созданные с помощью эстетически оформленных
записей и графики, которые выполняют учебную и воспитательную функции, а также
анимация. Кстати, анимация — это не развлечение, а способ передачи информации,
мощное средство завладения вниманием учеников.
Во-вторых,
это эмоциональная привлекательность. В процессе интерактивного контакта учитель
придает демонстрационному материалу определенную эмоциональную окраску. Таким
образом, внимание ученика поглощается «живой» презентацией.
В-третьих,
мультимедийная презентация помогает сэкономить время для других видов
деятельности на уроке, для использования других педагогических технологий.
Что
именно вызывает интерес? Это фактор новизны мультимедийной презентации, который
формирует интерес к содержанию поступающей информации, и позволяет быстро и
качественно передавать знания в доступной форме. Несмотря на положительные
отзывы педагогов, использующих мультимедийные презентации в своей практике, об
их эффективности, есть ряд моментов, которые следует учитывать при
использовании ИКТ на уроках в школе.
Например,
высказывают беспокойство злоупотребление электронным контентом учителями школы.
По мнению некоторых исследователей, учителя подстраивают урок под презентацию,
а не наоборот.
Специалисты
предупреждают о возможном перегрузки школьников, которые воспринимают
информацию на сенсорном и когнитивном уровнях. Поэтому учителю важно грамотно
дозировать анимационные эффекты, которые не несут учебно-смысловую нагрузку,
поскольку это приводит к переключению внимания и его снижению в процессе
обучения.
Как
справедливо отмечают ученые в В.Ю. Быков, В. В. Лапинский «значительная часть электронных
средств обучения создается в учебных заведениях, так сказать, «своими силами»,
а потому они содержательно и педагогически не взвешенные. Также не
обеспечивается распространение передового отечественного и зарубежного
педагогического опыта, через параллелизм в работе тратится много лишних
средств, связь профессионального образования и производства в этом направлении
деятельности является слабой и неэффективной» [3].
В
наше время в Интернете можно легко найти уроки с разработками презентаций, но,
к сожалению, до сих пор в России не разработан единый портал, на котором бы
содержались презентации, имеющие гриф Министерства просвещения или такой, на
котором учителя имели бы возможность размещать свои собственные презентации
после их проверки специалистами на соответствие педагогическим, техническим,
эстетическим требованиям к ним.