Курсовая теория Педагогика/Психология Методика обучения праву

Курсовая теория на тему Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1.Определение понятия «правовое воспитание» 6
1.2. Особенности и педагогические условия формирования личности старшего школьника 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 19
2.1.Подготовка и проведение исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 20
2.3. Методы и приемы работы по правовому воспитанию в процессе формирования личности старшего школьника 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Настоящее исследование посвящено изучению правового регулирования в области образования детей в старшем школьном возрасте.
Попытки специального регулирования экологического образования на федеральном уровне были дважды отвергнуты. Между тем, соответствующие законы действуют в 9 регионах еще по меньшей мере в двух должны быть приняты в ближайшее время. В докладе рассматривается вопрос о наличии самостоятельного предмета правого регулирования в сфере экологического образования и возможности закрепления необходимых понятий в законодательстве.
Правовая культура формируется в результате правового воспитания. Правовое воспитание – это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Государственная молодежная политика – является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России.
Большое значение в создании культурной, социально активной и законопослушной личности оказывает школа. На неё возложена важная задача – воспитание гражданина, уважающего и соблюдающего правовые нормы, так как именно в этом – основа жизнеспособности любого общества и государства.
Создание условий для развития и самореализации личности ребенка как гражданина Российской Федерации – это главная задача, которую ставит перед собой педагогическое сообщество.
Данная проблематика недостаточно изучена в современной педагогике. Отдельные исследования, посвященные психологии детей в старшем школьном возрасте в основном сосредоточены на их возрастном развитии.
Однако этот период является этапом качественных изменений и в личностной сфере, тяготения к духовности, раскрытия своего творческого потенциала. Данные процессы внутри личности происходят в совокупности внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам можно причислить признаки созревания, а к внешним – изменения в социально–ролевом статусе, коммуникативном круге. Однако в большей степени на процесс развития личности оказывает влияние, несомненно, близкое социальное окружение. Особую роль играют значимые для человека люди: родные, друзья.
Анализ 8 действующих региональных законов в сфере экологического образования и формирования экологической культуры показывает, что аналогичная расстановка акцентов сохраняется в большинстве из них. Все определения экологического образования содержат формулировки «процесс формирования ценностных ориентаций, норм поведения».
Термин «экологический образовательный минимум» появляется в региональном законодательстве в разных вариантах начиная с 1997 года, как способ обеспечить государственные гарантии качества образования. Однако только в законе Камчатской области 2002 года он получает специальное правовое определение, которое, по сути, ограничивает понятие того, что является содержанием экологического образования. кой подход содержит определенные риски, поэтому мы предлагаем более общее определение (см. выше). Что касается содержания экологического образования, то оно может быть установлено законом в виде общих требований/
Данное обстоятельство явилось обоснованием проведения настоящего исследования.
Объект исследования — личность детей в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования – роль правового регулирования в области образования в процессе формирования личности старшего школьника.
Цель исследования – охарактеризовать роль правового регулирования в области образования в процессе формирования личности старшего школьника.
Для достижения цели исследования представлены следующие задачи:
 рассмотреть феноменологию личности в отечественной и зарубежной психологии;
 дать определение понятию «правовое воспитание»
 выделить особенности и педагогические условия формирования личности старшего школьника
 провести исследование роли правового регулирования в области образования в процессе формирования личности старшего школьника.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы отечественных и зарубежных ученых Е.Т. Соколовой, В.В, Столина, А.А, Черемисина, раскрывающие особенности правового регулирования в области образования в школе.
Важность школьного правового образования отражена в работе Я. В. Соколова «Правовое воспитание в современном российском обществе», в которой поднята проблема воспитывающего потенциала уроков права в образовательном процессе
По мнению ученого, без правовых знаний, нет должного правового регулирования в области образования и, как следствие, гражданского общества.

Проблема правого и гражданско-правового регулирования в области образования неоднократно изучалась представителями различных общественных наук, но, несмотря на имеющиеся исследования, она требует дальнейшего изучения.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы и обобщение теоретического материала.
2. Диагностические методы.
Теоретическая значимость исследования. Полученные данные расширяют представления об особенностях личности детей в старшем школьном возрасте, обобщают и систематизируют теоретический материал по изучаемой проблеме, дополняют фактологию развития личности в старшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в деятельности специалистов психологических центров, психологами-консультантами, специализирующимися в помощи подросткам, быть учтены в разработке тренинга личностного роста, применены в курсе «Возрастная психология» и «Психология развития».
База исследования: МОУ СОШ № 2.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении скажем, что, понятие правовая культура – совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Различные социальные группы наделены разными уровнями ее сформированности.
В процессе формирования правовой культуры обучающихся:
-систематизируются знания о праве, законодательстве Российской Федерации, существующем правопорядке, способах его охраны;
-идет ориентирование на социальную ценность права и правопорядка отношение граждан к закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
-направленность на социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, ориентируясь на существующий закон, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина.
Построение правового государства невозможно представить без воспитания у подростков гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится главной из задач школы.
Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Гражданско-правовое просвещение, воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, исполнительным и дисциплинированным.
Главными задачами являются:
-ознакомление школьников с правовыми актами государства;
-воспитание уважительного отношения к законам страны, республики, общеобразовательного учреждения и убеждение в необходимости их выполнения;
-привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
-усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
В содержание правового просвещения, воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.
Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

  

Проблема правого и гражданско-правового регулирования в области образования неоднократно изучалась представителями различных общественных наук, но, несмотря на имеющиеся исследования, она требует дальнейшего изучения.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы и обобщение теоретического материала.
2. Диагностические методы.
Теоретическая значимость исследования. Полученные данные расширяют представления об особенностях личности детей в старшем школьном возрасте, обобщают и систематизируют теоретический материал по изучаемой проблеме, дополняют фактологию развития личности в старшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в деятельности специалистов психологических центров, психологами-консультантами, специализирующимися в помощи подросткам, быть учтены в разработке тренинга личностного роста, применены в курсе «Возрастная психология» и «Психология развития».
База исследования: МОУ СОШ № 2.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Определение понятия «правовое воспитание»

Воспитание – это передача жизненного опыта и накопленных знаний от старшего поколения граждан к младшему поколению. Воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Целью воспитательного процесса является становление и развитие личности в обществе. Государство обеспечивает управление воспитательным процессом в соответствии с задачами, которые ставит перед ним общество .
Правовое сознание является частью правовой жизни, которое сформулировано в единое государство общества. Оно зародилось и развивается в течении всей истории человечества.
Правовое сознание имеет свои определённые функции. Познавательная функция, ей соответствует определённое количество юридических знаний. Оценочная функция, суть её в определённом восприятии общества либо отдельного субъекта к различным областям, действиям, феноменам правовой жизни на примере правового опыта и практики. Регулятивная функция, эта функция реализуется с помощью установок права и правовых ориентаций.
Правовое сознание есть понимание права, совокупность идей, убеждений, взглядов, эмоций и чувств человека, объединение лиц или общества в целом по отношению к правовым явлениям общества.
Отличительной чертой правового сознания является преемственность. Поколениями передаются представления о праве. Может быть уяснение правовых идей, которые были выработаны другими народами. Примером служит рецепция римского право Западной Европы, сыгравшая главную роль в становлении систем права.
С высокообразованными институтами и школами юридического осознания римское частное право стало многолетним ориентиром для правовых систем государств Запада, стремившиеся создать свободные условия жизни граждан.
Массовое распространение римское право получило по причине естественно-правовых принципов. Римское право оставило свой отпечаток на законодательных актах множества европейских государств. Множество количество трудов, в том числе и научных, было приурочено римскому частному праву. Римское частное право применяется в юридических высших учебных заведениях, в качестве основной и обязательной дисциплины.
Правовое сознание проявляет противоположное воздействие на отношения общества, обозначается как инициативная сила, которая может влиять на развитие социальных изменений, продвигать вперёд либо останавливать их.
Структурой правосознания являются его составные элементы. Принято выделять правовую идеологию и психологию. Правовая идеология — систематическое выражение научно- правовых взглядов, требований общества, принципов разных слоёв и классов населения. Примерами теоретических концепций, которые считают ее основными составными частями, например, служит теория о социальной ценности права и его сущности .
По сравнению с правовой идеологией, правовая психология формируется стихийно, в качестве набора чувств, ценностных отношений, желаний, которые характерные для общества и определённой социальной группы. Существование правовой психологии тесно взаимосвязано с человеческой психикой, то есть умением выражать эмоции, реагировать на окружающие факторы. Правовая психология личности напрямую взаимодействует с внутренней мотивировкой поведения личности.
Правовые чувства, эмоции в большей мере складываются под воздействием контактирования людей между собой. Присутствуя в каком-либо окружении, человек часто думает и воспринимает всё иначе, чем, если бы он был отделён от других людей. Именно благодаря этому значение социальных ориентаций групп и коллективов имеет огромное значение для установления уровня правового сознания определённых индивидов.
В правовой психологии имеются наиболее стойкие составляющие. Первые из них реализуются через воплощение обычаев, соблюдение традиций и всего, что является привычкой людей. Например, образовавшиеся в обществе нравственные значения считаются ориентиром поведения. Активной частью правовой психологии считается настроение. Оно всегда подвижно, одобряет либо напротив, отрицает что-либо. Однако настроением можно преднамеренно управлять, так как настроение поддается идейному влиянию .
Важной связью правовой психологии представляется самооценка личности, то есть способность критически производить оценку своего поведения с точки зрения его согласия условиям действующего права. Самооценка может отражаться в виде чувства удовлетворённости своих поступков либо же наоборот, отнестись отрицательно.
Необходимо подчеркнуть, что правовую психологию невозможно анализировать как нечто второстепенное по отношению к правовой идеологии. Правовая идеология и психология является двумя взаимодействующими частями правового сознания.
На основании выше изложенного, правовая идеология и психология, тесно взаимодействуют, помогая друг другу, что проявляется, в однородном отношении к разным правовым проявлениям со стороны общественности. Поэтому, правовое сознание предполагает совокупность идеологических и социально-психологических элементов. От степени идеологической подготовки индивида зависит вероятность регулирования своих чувств, способность управлять своими эмоциями, а от правовой психологии зависит уважение или неуважение права со стороны общественности, следовательно, соблюдение правовых предписаний либо их нарушение. В этом смысле правосознание, осуществляет роль необыкновенного фильтра, пропускающего факторы, которые влияют на право и общественное поведение.
Исследование уровней правового сознания весьма важно, потому что собственно от уровня зависит, в какой мере сознательно и самостоятельно будут принимать участие общественные коллективы в процессе реализации юридической деятельности.
Уровень правосознания можно выделить на теоретическом, обыденном и профессиональном уровнях правосознания.
Правосознание на теоретическом уровне обладает тем, что оно концептуализировано, то есть выдаётся в виде разных концепций и теорий. Теоретическое правовое сознание содержит концепции о сущности права и взаимосвязи его с прочими социальными воздействиями, о важности и значении системы правового регулирования в обществе. Не что иное, как научное правовое сознание обязано быть прямым источником правотворческой деятельности, способствовать улучшению юридической деятельности. Теоретическое правосознание строится на основании совершенных правовых изучений, знания особенностей существования и продвижения механизмов общественно- правовой действительности.
К теоретическому правовому сознанию следует отнести правосознание юристов, особенности которого конкретизируются в сущности правовой психологии и идеологии этих специалистов. Профессиональная компетентность для юриста занимает большое значение, так как от уровня его подготовленности зависит применение и реализация правовых норм в юридической сфере .
Конструкция обыденного правосознания обусловливается правовым опытом личности, также обычаями, стандартами поведения, которыми он управляет. Обыденное правосознание невозможно сравнивать с правовой психологией, так как это правосознание содержит и определённые идеологические детали. Обыденное правосознание диктует внешний контакт между правовыми действиями, оценивает лишь единичные факты правовой действительности, а не всё их количество в целом. Оно не в силах постигнуть сущность права, это можно назвать здравым смыслом в правовой области. Вместе с тем, напрямую распознавая поступки большинства людей, это правовое сознание имеет большое общественное значение. В некоторых случаях оно первоначально, доходит до постижения необходимости конкретных преобразований в области права, чем юридическая теория.
Со становлением общества обыденное правосознание все больше развивается благодаря распространению теоретических навыков и роста уровня общенаучного осмысления.
Профессиональное правовое сознание свойственно людям, которые имеют специализированное юридическое образование и которые так же непосредственно занимаются практической деятельностью юриста. Его отличительная черта заключается в том, что присутствует полное и доскональное знание норм предусмотренных законом, которые так же регулируют какой-либо вид юридической деятельности. Такое правовое сознание присуще практикующим юристам, например, судьи, прокуроры, адвокаты и тому подобные. В виде дефекта данного уровня правового сознания следует выдвинуть его некую узость, которая выражается в опытных юристах глубоко знающих отрасли права, в пределах которой они компетентны.
Типологию видов правового сознания можно сделать, отталкиваясь из того, кто является носителем правосознания. Выделяют индивидуальное, общественное и групповое правосознание.
Правосознание личности формируется как под воздействием различных отношений, в которые он входит, так и под влиянием свойственных ему психофизиологических качеств. Всякое социальное положение, различные степени культуры, образования, определяют и различия в степени правового сознания индивидов. У одних личностей оно передовое, у других, наоборот, отсталое.
Групповое правосознание показывает особенности конкретной общественной группы. Совокупность интересов всех членов коллектива, особое воздействие в нем лидеров обуславливают однообразное понимание функционирующих норм права. Вследствие этого определяется присуще данному коллективу правовое сознание.
Общественное правосознание показывает направленность отношения к праву. Общественное правосознание оценивает право как общественную ценность, которая обязана служить интересам всего общества и отдельно каждому .
Основные функции правового воспитания:
1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений;
2) формирование правовых идей, убеждений и чувств в правосознании людей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы