Курсовая теория на тему Методика подготовки учащихся к практической части ОГЭ по физике (раздел механика)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. 4
1.1. Важность лабораторного практикума в ОГЭ.. 4
1.2. Анализ ОГЭ экспериментальной части. 7
1.3. Роль виртуальных лабораторных работ. 12
Выводы к первой главе. 19
Глава 2 2.1. Разработка виртуальных лабораторных
работ 2.2. Описание и методика проведения
виртуальных лабораторных работ Вывод ко второй главе
Список литературы.. 21
Введение:
Перед
учителем физики стоят такие задачи, как передать красоту науки физики,
продемонстрировать межпредметные связи, систематизировать полученные знания в
единую физическую картину мира, а также подготовить учащихся к государственной итоговой
аттестации.
ОГЭ является
формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования. В процессе проведения ОГЭ применяют комплекс
контрольно-измерительных материалов. Содержание контрольно-измерительных
материалов направлено на оценку уровня общеобразовательной подготовки
выпускников 9 класса.
Структура
варианта КИМ обеспечивает проверку всех предусмотренных Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта видов деятельности: усвоение
понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими
знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных
задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных
задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного
характера.
Физический
практикум является неотъемлемой частью курса физики. Ясное и глубокое усвоение
основных законов физики и ее методов невозможно без работы в физической
лаборатории, без самостоятельных практических занятий. В физической лаборатории
учащиеся не только проверяют известные законы физики, но и обучаются работе с
физическими приборами, овладевают навыками экспериментальной исследовательской деятельности,
учатся грамотной обработке результатов измерений и критическому отношению к
ним.
В методике
преподавания физике всегда остро стоял вопрос о том, как качественно и
эффективно проводить занятия и уроки по систематизации знаний. В своих работах
Н.Е. Важеевская, Э.М. Браверманн, М.Ю. Демидова, С.Е. Каменецкий, В.А. Орлов,
А.В. Усова рассматривают процессы освоения нового знания, его закрепление,
применение и систематизацию знаний по физике разнообразными методами.
Развитие
общества, научно-технический прогресс, информатизация всех сфер
жизнедеятельности людей – все это влияет на отношение подрастающего поколения к
процессу обучения. Возникает необходимость использования современных
технических средств в обучении, в том числе и при обучении физике.
Для
эффективного обучения и подготовки учащихся к ОГЭ по физике на сегодняшний день
стали активно использоваться виртуальные лабораторные работы. Проведение
эксперимента с использованием виртуальных лабораторных работ способствует
лучшему усвоению учащимися сложных понятий и физических явлений. Их создание и использование
дает возможность не только пополнять недостаток материально-технической базы
(лабораторной техники), но и эффективно решать такие задачи как: развитие
информационной грамотности, подготовка к реальным лабораторным экспериментам.
Объект
исследования – практическая часть ОГЭ по физике.
Предмет
исследования – методика подготовки учащихся к практической части ОГЭ по физике.
Цель работы –
проанализировать теоретические аспекты методики подготовки учащихся к
практической части ОГЭ по физике.
Задачи
работы:
1. Проанализировать важность
лабораторного практикума в ОГЭ.
2. Проанализировать ОГЭ
экспериментальной части.
3. Раскрыть роль виртуальных
лабораторных работ.
Методы
исследования: анализ педагогической и методической литературы, систематизация,
обобщение, синтез.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1.1. Важность лабораторного практикума в ОГЭ
Лабораторный
практикум – неотъемлемая составляющая учебного процесса. В процессе работы в
лаборатории физики учащиеся приобретают навыки и умения в обращении с
измерительными приборами, экспериментальными установками, проводят
непосредственные экспериментальные наблюдения, расчёты и оценку погрешности
полученных результатов, осмысливают изучаемые явления и процессы.
Основные
задачи лабораторных работ или практикумов заключаются в следующем [19]:
¾ закрепить первичное знание;
¾ развить и воспитать личность;
¾ формировать умения самостоятельного поиска информации;
¾ планировать методы решения поставленных задач;
¾ обучить использовать полученное знание в практической
деятельности.
Лабораторный практикум (в
независимости от тематики) может принадлежать к одному из перечисленных видов [12]:
1. Реализация прямого измерения физической величины;
2. Вычисление по полученному результату прямого измерения
зависимого от него параметра (косвенное измерение);
3. Наблюдение явления и организация опыта (на качественном
уровне) по выявлению фактора, влияющего на протекание данного явления;
4. Изучение взаимосвязи между одной физической величиной и
другой с представлением результатов в виде графиков либо таблиц;
5. Контроль заданного предположения (прямое измерение физической
величины и сопоставление заданного соотношения между ними);
6. Знакомство с техническим устройством и его конструированием.
Можно определить, что должно
быть включено в комплект оборудования для проведения лабораторных практикумов [13]:
¾ общелабораторное оборудование, оказывающее наименьшее влияние
на практикум (лабораторная мебель);
¾ мерная посуда, для определения объема;
¾ измерительная техника;
¾ испытательная техника.
Исходя из содержания
лабораторных практикумов, можно выделить следующие их типы:
¾ наблюдения и анализа разных явлений, процессов;
¾ наблюдения и анализа устройства работы оборудования;
¾ изучение качественной и количественной зависимости между
явлениями;
¾ рассмотрение устройства и методов применения
контрольно-измерительным инструментом.
В процессе организации
лабораторных практикумов требуется принимать во внимание и психофизиологическую
особенность восприятия и освоения информации учащимися, которая заключается в
[18]:
¾ недостаточной развитости логического мышления;
¾ потребности в самостоятельности и личном утверждении;
¾ возникновении сложностей с распределением внимания;
¾ в высокой осведомленности и интересе в
электронно-информационной среде.
В связи с
этим можно определить главные особенности организации лабораторного практикума
в современной школе:
1. Применение инструкционных карт. Это способствует воспитанию культуры
проведения опыта, обучению методам проведения физического эксперимента,
развитию логического мышления. На первых этапах можно дать ученикам готовые
инструкции, а затем можно дать задания, разработать план проведения
экспериментов и попросить