Курсовая теория на тему Методика обучения прикладным видам плавания студентов вузов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы обучения прикладным видам плавания студентов вузов 7
1.1.Современные аспекты места плавания в физическом воспитании студентов ВУЗов 7
1.2. Сущность, особенность, классификация видов плавания 12
1.3. Влияние занятий плаванием на организм человека 16
Глава 2. Методические основы обучения плаванию 20
2.1. Педагогические принципы и правила обучения студентов прикладным видам плавания 20
2.2. Средства обучения и тренировки в плавании 27
Заключение 31
Список использованных литературных источников 33
Введение:
Актуальность. Поиск новых средств и методов занятий физической культурой, способствующих повышению уровня физической подготовленности и здоровья студентов, является актуальной задачей.
Процесс обучения в вузе характеризуется большим интеллектуальным и психологическим напряжением, это предъявляет повышенные требования к организму студентов.
Недостаточность двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии, деятельности органов, систем организма и физической подготовленности студентов.
Однако традиционное построение учебного процесса по физическому воспитанию в вузе не решает в полной мере проблем подготовки молодого поколения к будущей трудовой деятельности. Продолжает существовать установка на физическую подготовку и сдачу нормативов, оценивающих ее.
В условиях интенсивного научно-технического прогресса растут требования к качеству подготовки специалиста, обязательными компонентами которой являются психофизическая готовность к труду, а также высокие показатели работоспособности, крепкое здоровье.
По данным опросов экспертов и исследований Р.Раевского [24], В.Филинкова [27], С.Халаджи [29], определено, что почти 60-75% студентов высших учебных заведений имеют низкие показатели психофизической готовности к профессиональной деятельности.
Достижение высокого уровня профессиональной подготовленности, профессионального долголетия возможно благодаря средствам физической культуры. Физическая подготовка и здоровье – это тот фундамент, на котором должны основываться образование будущего специалиста, его личностное мировоззрение и культура, профессионализм.
По мнению специалистов, (Р.Раевского [24], В.Волкова [7] и др.), реальная система физического воспитания студентов, которая сложилась сегодня не обеспечивает профессиональную подготовку специалиста.
Система физического воспитания на производстве полностью уничтожена, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) в высшей школе осуществляется крайне неудовлетворительно (низкий уровень организационного, кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения).
Ведущей задачей занятий плаванием является усвоение широкого спектра двигательных действий, от которых зависит полноценная жизнедеятельность и повышение уровня физического состояния человека, что имеет особую актуальность в условиях ухудшения состояния здоровья населения.
Актуальность обусловлена спецификой и важным значением плавания в совершенствовании физического развития студентов, а также недостаточностью исследований в этом направлении, что и обусловило выбор темы «Методика обучения прикладным видам плавания студентов вузов».
Объект – обучение плаванию.
Предмет – методика обучения прикладным видам плавания студентов вузов.
Цель – изучить особенности обучения прикладным видам плавания студентов вузов.
Задачи:
1. Изучить теоретико-методические основы обучения плаванию.
2. Проанализировать особенности обучения прикладным видам плавания студентов вузов.
Гипотеза. Занятия плаванием являются одним из основных видов ППФП студентов.
Теоретическая основа работы. В высшей школе проблемой внедрения спортивно-ориентированного подхода в образовательный процесс занимаются Л.Б. Андрющенко (2002) [1], В. К. Бальсевич (2005) [2], А.В. Козлов (2006) [11], С.В. Радаева (2008) [23], В. Г.Шилько (2003) [31] и др.
Сегодня имеем значительное количество научных работ, которые посвящены исследованию прикладного плавания. Опыт педагогической и спортивной практики (Ю. П. Кобяков) свидетельствует [10], что эффективным средством воздействия на физическую подготовленность студентов являются физические упражнения в водной среде. Применение средств плавания позволяет развивать аэробные и анаэробные механизмы энергообеспечения организма, способствует развитию гибкости.
Р. Раевский [24] отмечает лечебное действие плавания, целебное воздействие на основные показатели физического развития человека: рост, вес; плавание является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия; укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы; развития дыхательного аппарата и мышечной системы (растяжка мышц плечевого пояса, рук, тренировка мышц груди, спины и живота, формирование мышц ног); способствует росту и укреплению костной ткани; укрепляет суставы, придает им гибкость; устраняет возбудимость и раздражительность, что в наше время есть очень актуальной проблемой.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, обобщение опыта и практики.
Научная новизна исследования: определение основных методических особенностей обучения студентов прикладным видам плавания.
Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы в дальнейших работах.
Заключение:
При формировании самой системы физического воспитания, прежде всего необходимо учитывать все особенности отечественной культуры. Применяя все достижения Восточной и западной культур, необходимые для духовного и физического развития занимающегося.
И так для подготовки к профессиональной деятельности следует учитывать динамику развития цивилизации, производства и личностные качества специалиста.
Высокая эффективность процесса ППФП в высших учебных заведениях возможна при создании следующих условий: применении личностно ориентированного подхода к студенту (организации педагогического процесса профессионально-прикладной физической подготовки с учетом задатков, способностей, личностных целей, потребностей, мотивов студента) и создании соответствующей технологии реализации ППФП (наличие определенных этапов, их методическое обеспечение).
Плавание — один из самых массовых и популярных видов спорта. Занятия им способствует формированию физически здоровой, социально активной и творческой личности. Оно влияет практически на все группы мышц, обеспечивает комплексное развитие физических качеств, увеличивает функциональные резервы организма, повышает адаптивные возможности организма противостоять негативным факторам окружающей обстановки. Кроме того, нахождение человека в необычной водной среде благоприятно влияет на его психологическое состояние, создает необходимый эмоциональный фон. Поэтому студенты с большим удовольствием посещают занятия в спортивных секциях по плаванию.
Умение плавать повышает культуру движений, позволяет более гибко и умело управлять своими движениями в воде, а это, в свою очередь, положительно отражается на совершенствовании уровня развития физических (силы мышечных групп, подвижности в суставах и т.д.) и морально-волевых способностей, на повышении скоростно-силовой подготовленности.
В процессе обучения плаванию активизируется учебно-познавательная деятельность студентов, они осваивают комплекс знаний, умений и навыков, происходит самореализация личности с учетом соблюдения принципов динамичности, последовательности, активности и соответствия физических нагрузок.
Целесообразное применение средств плавания гарантирует эмоциональность занятий и разностороннее физическое воздействие на различные мышечные группы, позволяет повысить уровень развития компонентов физической подготовленности, интерес студентов, моторную плотность занятия и реализацию как оздоровительной задачи, так и формирования прочного фундамента работоспособности для длительной и активной жизнедеятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы обучения прикладным видам плавания студентов вузов
1.1. Современные аспекты места плавания в физическом воспитании студентов ВУЗов
Процесс обучения студентов по всем разделам программы по физическому воспитанию предусматривает разностороннюю физическую подготовленность, оптимальный уровень комплексного развития двигательных способностей. Успешное решение этих задач может быть осуществлено только при тщательном учете типологических особенностей студентов, начального уровня физической подготовленности (выносливости, силы, быстроты, гибкости), технической подготовленности, их взаимосвязей [14].
Большинство поступающих в вузы, имеют низкий уровень здоровья и физической подготовленности, а также слабо развитый интерес к физкультурной и спортивной деятельности [12]. Это, естественно, оказывает влияние на отношение студентов к предмету «Физическое воспитание». По результатам медицинских осмотров 46% студентов имеют различные искривления позвоночника и нарушения в осанке [16].
Многие болезни взрослых закладываются еще в утробе матери, значит, здоровье нации во многом зависит от состояния здоровья нынешней молодежи. Еще в 1891 на страницах журнала «Вестник воспитания» доктор Clement Dukes обращал внимание на то, что «родители и учителя должны проникнуться сознанием истины и в то же время поставить себе задачей внушать каждому, что он морально обязан стремиться к тому, чтобы быть физически крепким и здоровым, энергичным и естественно (а не искусственно) стройным. И, совершенно ясно, что для такого совершенствования тела, безусловно, нужны физические упражнения [16].
Каждый стремится быть здоровым. Но здоровье не является даром природы, а обычно является результатом длительной работы над совершенствованием своего организма. При этом укрепление здоровья немыслимо без применения движений, направленных на активизацию деятельности внутренних органов и развитие опорно-двигательного аппарата человека [17].
В возрасте 17-30 лет моторика человека достигает уровня, когда спортсмены могут показывать высокие результаты в различных видах спорта. Характерным для этого возраста является обычно еще хорошее состояние здоровья и большая занятость людей (в том числе обучение в высших учебных заведениях). Это приводит к тому, что многие не осознают потребности в регулярных занятиях физической воспитания для сохранения и поддержания своей двигательной активности [17].
Основной задачей преподавателя физического воспитания является объяснение, убеждение студентов в том, что двигательная активность является лучшим средством профилактики болезней. Основным фактором этого убеждения является двигательная активность [3].
При построении учебно-тренировочного процесса, подборе средств и методов необходимо учитывать мотивацию студентов к занятиям.
Таким образом, анализ специальной литературы показал, что в процессе физического воспитания студентов специалистами рекомендуется применять дифференцированный подход. Физическая подготовка должна быть направлена на развитие силы и координационных способностей, увеличение аэробной работоспособности и нормализации веса тела. Для эмоционального восприятия нагрузки, формирование мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями предлагается в процессе физического воспитания студентов применять современные оздоровительные программы, которые пользуются наибольшей популярностью у молодежи [9].
Для того чтобы физическое воспитание в высшем учебном заведении выполняло свои функции и было действенным средством укрепления здоровья и повышения физической подготовленности, главными принципами его организации должны быть регулярность, достаточность и гибкая вариативность, отражающая специфику учебной работы и быта молодежи. Следовательно, большую актуальность и социальную значимость в процессе всестороннего и гармоничного развития личности приобретают исследования, направленные на совершенствование форм и методов обучения плаванию, разработки педагогически эффективных методик и технологий проведения занятий по плаванию, овладения студентами специальными знаниями, жизненно важными двигательными навыками и прикладными умениями по плаванию [4].