Курсовая теория на тему Методика краеведческой работы с младшим школьниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста 5
1.2. Сущность понятия «краеведение» 12
Глава 2. Изучение методики краеведческой работы с учащимися начальных классов 15
2.1. Формы и методы краеведческой работы с учащимися начальных классов 15
2.2. Методика краеведческой работы с младшими школьниками в урочное и внеурочное время. 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение:
Актуальность темы исследования. Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности». Это высказывание Д. С. Лихачева как нельзя лучше говорит о роли краеведческой работы в воспитании патриотов своей малой родины, а в конечном итоге – граждан своей страны.
Краеведение является интегрирующим звеном между урочной и внеурочной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи. Не менее важным этапом работы по краеведению является внеклассная, внешкольная воспитательная работа. Работа ведется в тесном контакте с краеведческим музеем, с археологическим музеем, с литературным музеем.
Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире.
Данная тема выбрана в связи с тем, что в настоящее время возрос интерес к изучению родного края в образовательных учреждениях. Формирование представлений о своей малой родине, о том месте, где ты вырос и находишься, следует начинать именно с младшего школьного возраста, так как на данном возрастном периоде дети стремятся открывать для себя что-то новое.
Суть данного исследования заключается в изучении основ краеведческой компетенции, которые закладываются на начальных этапах развития личности ребёнка. Формирование краеведческой компетенции начинается еще с детского сада. Важно продолжать изучать новое и закреплять изученное детьми иначе школьники потеряют интерес к данной деятельности на следующем этапе обучения.
Проблема исследования: каковы условия формирования краеведческой компетенции у младших школьников?
Цель исследования – изучить методику краеведческой работы с младшими школьниками.
Объект исследования – процесс краеведческой работы.
Предмет исследования – дети младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста;
2. определить сущность понятия «краеведение»;
3. изучить формы и методы краеведческой работы с учащимися начальных классов;
4. проанализировать методику краеведческой работы с младшими школьниками в урочное и внеурочное время.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования определены требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным), представлена позиция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Проблема формирования интереса к истории родного края младших школьников обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения.
Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения.
Под термином «краеведение» подразумевается всестороннее изучение определённой части страны, района, местности местным населением, с целью которого данная территория является родным краем. Краеведение исследует природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Таким образом, на уровне начального образования его содержание является интегрированным.
Следовательно, под «краеведческим образованием младших школьников» мы будем понимать непрерывную просветительную деятельность, нацеленную на понимание основ познаний о природе, истории и культуре родного края с целью развития познавательного интереса, моральных ценностей, гражданского поведения и ответственного отношения к социокультурной природной среде района, людям, населяющим его, продуктам их труда.
Специфика организации школьного краеведения заключаеться в характеризующей воспитательно-образовательной цели. Сущность организации школьного краеведения базируется на направленном применении материальных и духовных ресурсов края в решении разных педагогических задач. Содержание и методы школьного краеведения должны отвечать уровню познаний и возрастным особенностям обучающихся, учитывать их индивидуальные черты и наклонности. Развитие патриотизма начинается с углублённого постижения своей Родины.
Краеведческая деятельность содействует более углублённому изучению истории своей Родины. Под руководством учителей обучающиеся составляют азбуки, словари, сборники игр, произведений, организуют выставки поделок и фотографий, формируют проекты на материале своего края.
Таким образом, младшие школьники на доступном уровне, в деятельности присоединяются к краеведению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период, соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития .
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны .
По мнению одного из исследователей Л.С. Выготского, младший школьный возраст является особым периодом жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и общественно оцениваемой учебной деятельностью.
Отметим, что в 6-7-летнем возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, которая характеризуется решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с другими людьми в связи с переходов в школьный возраст. В этот период времени происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами отношения с окружающими становятся новыми .
Ведущей деятельностью младших школьников становится обучение, в результате которого происходит возникновение новых психических образований. При этом новый вид деятельности характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.
Следует так же указать, что наличествуют изменения и в биологическом отношении. Так, у младших школьников замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет при этом подвергается окостенению. Протекает интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти проявляется способность выполнять тонкие движения, посредством чего ребенок может овладеть навыками быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц, а все ткани детского организма находятся в состоянии роста .
Для младшего школьного возраста характерно совершенствование нервной системы, интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга, усиление аналитической и синтетической функции коры. Отмечается, что вес мозга в младшем школьном возрасте практически достигает веса мозга взрослого человека. При этом происходит быстрое развитие психики ребенка, наблюдаются изменения взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, когда процесс торможения становится более сильным, однако преобладающим остается процесс возбуждения. Так же повышается точность работы органов чувств.
Отметим, что можно наблюдать дисгармонию в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, сказывающуюся на временном ослаблении нервной системы. Для данного возрастного периода характерна повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении .
Поступление в начальную школу имеет важное значение для ребенка, поскольку приносит изменения во всем укладе его жизни. С началом обучения также связано изменение социального положения детей как в семье, так и в коллективе сверстников. Процесс обучения приобретает основную и ведущую форму деятельности в жизни младшего школьника, притом, что у детей появляется важная обязанность, которая заключается в приобретении знаний в процессе учебы. Такая обязанность ставит перед ребенком важную задачу, которая выдвигает в свою очередь требования, заключающиеся в наличие организованности, дисциплины и волевых усилий.
Одной из важных особенностей, характерной для данного периода, выступает то, что правильное отношение к обучению у детей младшего школьного возраста формируется не сразу, поскольку оно опирается на наличие сформированных волевых усилий детей, включая мобилизацию внимании и интеллектуальной активности, при наличии некоторого рода самоограничений. Поэтому если ребенок не привык себя ограничивать и проявлять волевые усилия, у него может появляться разочарование и тем самым сформироваться отрицательное отношение к учебе .
Изначально в процессе обучения у младших школьников происходит формирование интереса к самому процессу учебной деятельности, но ребенок не осознает еще ее значение. Что же касается формирования интереса к содержанию учебной деятельности и появление желания приобретать знания, то оно связано с появлением интереса к полученным результатам собственного труда в процессе обучения. Отметим, что такая основа выступает как благоприятная почва для эффективного формирования у детей целенаправленного мотива получать знания .
Следует заметить, что формирование интереса к содержанию учебной деятельности и получения знаний напрямую зависит от того, как младшие школьники переживают чувство удовлетворенности от своей деятельности и полученных результатов. В связи с этим одобрение и похвала педагога позволяет подкрепить чувство удовлетворения от своих достижений, способствуя тем самым формирования чувства гордости и подъем сил, вызывая желание продолжать процесс обучения.