Курсовая теория на тему Методика изучения простых задач в рамках вариативных программ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА
1. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 4
1.1 Вариативные системы начального
обучения. 4
1.2 Методы обучения математике в
начальной школе. 9
ГЛАВА 2.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.. 13
2.1 Виды простых задач, изучаемые в
младшей школе. 13
2.2 Этапы работы над простыми
задачами. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 23
Введение:
Любой педагог в
современной общеобразовательной школе придерживается определенных концепций
преподавания, старается подобрать самые эффективные учебно-методические
системы. Однако, у него нет определенной цели – научить учеников решать задачи,
будь то математические или же бытовые. Данный процесс не целенаправленный, и
обучение решению простых задач происходит параллельно с изучением начального
курса математики как школьного предмета. Курс математики предусматривает
специальное изучение учеников начальных классов этому навыку. Однако, не всегда
учителю легко добиться желаемого результата, то есть не всем удается легко
решать задачи.
Процессом решения
задачи называют переход от условия задачи к выявлению ответа на поставленный
вопрос. Полученный ответ или осуществление требования, поставленной задачей –
результат работы над решением. Несмотря на то, что при решении простых задач,
этот процесс кажется довольно легким, он имеет определенные этапы, которые
необходимо соблюсти для правильного вывода.
Современная
отечественная школа снабжена различными вариативными программами, имеющие свои преимущества
и обеспечивающие педагогов различными методиками обучения решению простых
математических задач. В этом многообразии учителю порой сложно определиться, в связи
с чем появляется вывод о том, что необходимо изучить современные вариативные
программы и выявить преимущества той или иной методики обучения решению простых
задач.
Эти вышеперечисленные
обстоятельства на наш взгляд, актуализируют данное исследование.
Целью данной курсовой работы является
изучение основных отечественных методов обучения решению простых задач в рамках
современных учебно-методических комплектов учебников. Исходя
из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
— определить современные УМК по
которым ведется обучение в школах;
— изучить методы обучения математике
в начальных классах;
— выявить виды простых задач;
— определить этапы процесса решения
простых задач.
Объектом
исследования является общеобразовательные вариативные программы. Предметом
исследования является методика изучения простых задач в начальных классах в
рамках вариативных программ.
Теоретической основой послужили работы отечественных авторов в области методики и преподавания
математики, а также учебно-методические материалы школ России: УМК «Гармония» (научный руководитель – профессор Н.Б.
Истомина)[1], УМК
«Начальная школа XXI века» (научный руководитель – профессор Н.Ф. Виноградова)[2], образовательная
система Л.В. Занкова[3],
система начального образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова[4], «Методика
математики в начальных классах: учебное пособие»[5],
«Обучение решению задач //Начальная школа»[6].
Структура курсовой
работы. Курсовая работа состоит из Введения, Основной части из
2-х глав, Заключения, Списка использованных источников. Общий объем работы
составляет 24 страницы. [1] УМК «Гармония» /
под. науч. ред. Н.Б. Истоминой. – Смоленск, 2014. [2] Особенности УМК
«Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой / Гвашева Ф.Р.,
Сочи, 2007 г. [3] Занков Л.В.
Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. [4] Давыдов В.В.
Формирование учебной деятельности школьников. – М., 1982. [5] Ручкина В.П.
Методика математики в начальных классах: учебное пособие/ В.П. Ручкина, Л.В.
Воронина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. [6] Царева С. Е.
Обучение решению задач //Начальная
школа, 1997. – №11.
Заключение:
Математика
является непростой наукой, вызывающая определенные трудности во время обучения
в школе. Не каждый ученик обладает математическим складом ума, в связи с чем
возникает необходимость в методике обучения школьников решению задач, с
минимумом возникающих трудностей.
Учитель должен не
только формировать у учащихся навык решения простых задач, но и предлагать
варианты поиска альтернативный решений и способов решения. Данный навык
оберегает учеников от спонтанных арифметических действий, данными в задаче. К
тому же, у детей развиваются математические способности, интерес к познанию и
составлению гипотез математических результатов, то есть они учатся правильному
мышлению.
Изучив множество
источников в области методики изучения простых задач в рамках вариативных
программ, было обнаружено множество различных приемов, способов ознакомления и
обучения решению простых задач учеников начальных классов. На основе изученных
учебно-методических комплектов учебников можно сделать вывод о том, что каждая
образовательная программа имеет свои плюсы и методы обучения математики. Для
успешного освоения метода изучения задач какой-либо из программ, необходимо
точно следовать данным советам.
Помимо этого,
необходимо знать виды арифметических задач, преподаваемые в начальных классах,
которых немалое количество. Также, педагог должен обучить всем этапам решения
простых задач для успешного освоения предмета.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Вариативные системы начального обучения
На современном
этапе начальная школа ежегодно модернизируется, в том числе и обновляется
содержание образования. На данный момент, в России существует три системы
обучения в младших классах: традиционная начальная школа, система Д.Б.
Эльконина – Давыдова и система Л.В. Занкова. В этих системах эффективно
продолжает развиваться вариативность образовательных программ, а также
учебно-методические комплекты. В связи с тем, что преподавателю не всегда
удается создать свои комплекты учебников, были разработаны целостные
образовательные модели, обеспечивающие комплектами учебников по всем предметам
с 1 по 4 классы, в том числе и учебники математики.
Единые
психолого-педагогические концепции стали основами каждой модели образования в
начальных классах. В данных моделях содержание выстроено в единой логике,
соответствующей методическому аппарату всех учебников. К целостным моделям
относятся: УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель – профессор
Н.Ф. Виноградова), УМК «Школа 2000…» – «Школа 2100» (научный руководители
академик А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон), УМК «Гармония» (научный руководитель –
профессор Н.Б. Истомина), УМК «Школа России» (научный руководитель А.А.
Плешаков), УМК «Классическая начальная школа», УМК «Перспектива» (под редакцией
Л.Ф. Климановой»), «Перспективная начальноя школа» (под редакцией Р.Г.
Чураковой»), образовательная система Л.В. Занкова, система начального
образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова[1].
Главной
особенностью учебно-методического комплекта «Гармония», созданный для
четырехлетней начальной школы, является наличие стремления к преодолению
сложившегося разделения традиционной и развивающих методик обучения, путём
слияния подтвердивших свою эффективность основ классической системы и новых
способов решения методических проблем. Основой
курса «Математика» является методическая концепция целенаправленного и
систематического процесса по выработке у школьников младших классов приёмов
умственной деятельности таких как: систематизация, проведения аналогий и
обобщения в ходе осваивания математического содержания, которые
предусматриваются программой, синтеза и анализа, сравнения. Реализацию данной
концепции обеспечивают: [1] Письмо
Минобразования России от 28
марта 2002 г. 198/13 «Об особенностях комплектов учебников, рекомендованных
общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по
совершенствованию структуры и содержания общего образования».