Курсовая теория Педагогика/Психология Социальная педагогика

Курсовая теория на тему Методика и технология сказкотерапии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ.. 5

1.1. Понятие сказкотерапии в
социально-педагогической литературе. 5

1.2. Использование сказкотерапии в
работе социального психолога. 10

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.. 15

2.1. Сказкотерапия как методов работы
с детьми, пребывающих в сложных жизненных обстоятельствах. 15

2.2. Методы и технологии применения
групповой сказкотерапии в личностно-ориентированном воспитании детей. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 23

  

Введение:

 

Актуальность.
В последнее время в социально-педагогической практике наблюдается тенденция к
использованию новых нетрадиционных методов и технологий работы с клиентом, в
том числе и применение методов, присущих психолого-педагогической практике. По
нашему мнению, это объясняется тем, что функции социального педагога и
психолога пересекаются. Итак, современный социальный педагог практик имеет
владеть и свободно ориентироваться в широком арсенале форм и методов работы с
различными группами клиентов. Одним из таких методов является метод
сказкотерапии, который издавна использовался в народной педагогике и лишь 10
лет назад оформился в научное течение. Его возникновение и развитие связывают с
исследованиями российских ученых и практиков А.В. Гнездилова, Т.М. Грабенко,
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.С. Карасёвой, Г.А. Николаевой, А.Д. Протасовой,
О.М. Романова, Т.Г. Ситько, О.А. Тарасова, Ю.С. Телижка.

В
исследованиях вышеназванных специалистов говорится о возможности использования
метода сказкотерапии не только в психологической, но и в педагогической
практике с дидактической и развивающей целью. Что касается применение этого
метода в профессиональной деятельности социального педагога, то исследования по
этому поводу только начинают появляться на страницах научных изданий. В
частности, на возможность и целесообразность применения сказкотерапии в
социально-педагогической практике указывают С.А. Савченко, О.П. Ивановская,
Н.О. Шкарина и др., которые рассматривают сказку как прекрасное
социально-педагогическое средство социализации, развития и воспитания личности.

Термин
«сказкотерапия» появился в 1990-е годы, его авторство принадлежит
сказкотерапевт А.А. Бреусенко-Кузнецову, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др., которые
под сказкотерапией понимают средства передачи психологических знаний о
социальном становлении личности с помощью использование метафорических средств.
Также ее можно рассматривать как процесс переноса сказочных смыслов в
реальность, процесс образования связей между поведением в реальной жизни и
сказочными событиями. Терапия сказкой направлена на выявление первопричин
психологических проблем и раскрытие жизненного потенциала личности.

Возможность
использования метода сказкотерапии в профессиональной деятельности социального
педагога обусловлена близким функционально-смысловым наполнением этих видов
деятельности. Метод сказкотерапии, по нашему мнению, может служить прекрасным
инструментом для реализации задач социально-педагогической работы с клиентом.

Несмотря
на несомненную актуальность и недостаточную исследованность обозначенной
проблемы, целью нашей курсовой
работы стало изучение методики и технологии сказкотерапии.

Задачи:

1. Рассмотреть
понятие «сказкотерапии» в социально-педагогической литературе;

2. Изучить
методы использование сказкотерапии в работе социального психолога;

3. Выявить
роль сказкотерапии в
работы с детьми, пребывающих в сложных жизненных обстоятельствах;

4. Установить методы и технологии
применения групповой сказкотерапии в личностно-ориентированном воспитании детей.

Новизна работы заключается
в том, что в работе впервые теоретически изучены методы и технологии
сказкотерапии в работе социального психолога.

Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, друх глав, заключения и списка
использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические особенности
сказкотерапии: вторая глава посвящена современным методам использования
сказкотерапии в работе с детьми.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
ходе теоретического анализа литературы было установлено, что работа
современного социального педагога с различными группами клиентов носит
комплексный характер и включает в себя умение работать с использованием новых
методов и форм работы, в которых можно отнести и метод сказкотерапии.

Мы
рассмотрели наиболее существенные характеристики функционально-смыслового
наполнения практической деятельности социального педагога с использованием
метода сказкотерапии. В частности, наиболее эффективно применение этого метода
в социальнопедагогичний практике с целью диагностики, прогнозирования,
профилактики, коррекции, терапии и коммуникации.

Сказкотерапия
– воспитательная система, цель которой – передача жизненного опыта, способ
взаимодействия с внутренним «Я», терапия особой сказочной обстановкой.
Сказкотерапия как метод не имеет возрастных ограничений для применения;
позволяет участникам сказкотерапии преодолевает отчужденность от группы,
развивает коммуникативные навыки.

Исследователи
рассматривают сказкотерапии в четырех контекстах: 1) как отдельный
психолого-педагогический метод, 2) как метод психотерапевтического воздействия
с помощью сказочных историй; 3) как направление практической психологии; 4)
сказкотерапия является словесным вариантом более широкого понятия
«арт-терапия»: вербальная техника в пространстве арт-терапии.

Сам
термин «сказкотерапия» означает «лечение сказкой». Как писал И.В. Вачков ,
сказки используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист может
найти в сказке тот ресурс, который помогает ему решать свои профессиональные
задачи. Своевременно
рассказанная сказка для ребенка значит не меньше, чем психологическая
консультация для взрослого. Разница лишь в том, что от ребенку не требуется
делать вслух какие-либо выводы и анализировать происходящее: работа ведется на
внутреннем, подсознательном уровне.

Сказкотерапия
может быть использована в работе с детьми дошкольного возраста, подростками и
взрослыми. При этом этот метод подходит как людям с высшим образованием, так и
без него. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет
преодолеть психологическое сопротивление человека и даже поработать с
проблемой, которую человек по той или иной причине не готов произнести вслух.

Считаем,
что исследования по этой проблеме актуальны и являются перспективными и требуют
дальнейшей разработки.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ

1.1.
Понятие сказкотерапии в социально-педагогической литературе

Следует
отметить, что, учитывая относительно молодой возраст сказкотерапии, как
научного направления, на сегодня еще не существует общепринятого, четкого его
определения. Нет его и в реестре большинства словарей по психологии. Итак,
рассмотрим основные характеристики понятия сказкотерапии.

При
своей внешний несложности термин «сказкотерапия» — достаточно емкое
понятие. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию через такие
характеристики как открытие тех знаний, которые живут в душе, как процесс
поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, процесс
образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс
объективации проблемных ситуаций  и
активизации ресурсов, потенциала личности, процесс экологического образования и
воспитания ребенка, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой
могут проявляться потенциальные части личности и наконец, процесс подбора для
каждого клиента его личной сказки. Все эти аспекты психологической работы со
сказками отражают функциональную нагрузку сказкотерапии, однако не дают четкого
представления о сущности метода. Опираясь на выделенные исследовательницей
функционально-смысловые аспекты сказкотерапии, свое определение этого метода подает
И.В. Вачков. По его мнению, сказкотерапия – это такое направление практической
психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить
самосознание, построить уровни взаимодействия друг с другом, что создает
условия становление их субъектности [6, c. 89]. По мнению А.Г. Самохваловой, сказкотерапия
– это метод, который использует форму сказки для интеграции личности, развития
творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим
миром [16, c.
200]. Известный сказкотерапевт А.В. Гнездилов, давая определение сказкотерапии,
особое внимание обращает на гармоничное развитие личности. По его мнению, сказкотерапия
– это еще и процесс упоминания и возвращения подростку и взрослому гармоничное
мировосприятие [9, c.
52]. Р.М. Ткач указывает на особую важность сказкотерапии как системы передачи
жизненного опыта, развития социальной чувствительности, творческих способностей
и интуиции личности [19, c.
94]. Известный сказкотерапевт А.А. Бреусенко-Кузнецов, называя сказкотерапию
словесным вариантом более широкого понятия арт-терапии, определяет этот метод
как такой, который призван помочь человеку в личностном росте [5, c. 4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы