Методическая работа в ДОУ Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методическое сопровождение по формированию элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методического сопровождения по развитию формированию элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте 5
1.1. Особенности психического развития ребенка младшего дошкольного возраста 5
1.2. Формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 12
Глава 2. Методические аспекты формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 21
2.1. Особенности диагностики сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 21
2.2. Методическое сопровождения по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 23
Заключение 31
Список литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольная образовательная организация является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Цель работы – выявить особенности методического сопровождения по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Объект исследования – организация работы по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования – методическое сопровождение по формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в ДОО.
Согласно поставленной цели и, в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить особенности психического развития ребенка младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
3. Изучить методы диагностики сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть методическое сопровождения по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных организаций.
Теоретическая значимость дипломного исследования состоит в том, что произведён отбор и анализ применяемых на современном этапе воспитания младших дошкольников подходов и методов раннего математического развития.
Практическая значимость состоит в том, что были выявлена некоторые особенности применяемых воспитателями методов и приёмов формирования и приёмов по математическому развитию младших дошкольников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого ознакомление с математическими представлениями детей должны проходить на только на занятиях, но и при совместной деятельности взрослого и ребенка во время режимных моментов, в увлекательной игровой форме.
Проблеме формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. Большой вклад в разработку методики математического воспитания детей внесли ученые-педагоги и психологи: Стожарова М.Ю., Столяр А.А., Гальперин П.Я., Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П., Короткова Н. и многие другие. Формирование элементарных математических представлений – необходимое условие развития интеллекта ребенка дошкольного возраста. Особое значение в процессе формирования элементарных математических представлений приобретает практическая деятельность: игра, решение задач, моделирование, экспериментирование и т.д.
Проанализировав психолого–педагогическую литературу по проблеме и, изучив особенности организации совместной деятельности педагогов и детей по формированию математических представлений в ДОУ, определили: — необходимые педагогические условия (компетентность педагогов по ФЭМП у детей дошкольного возраста; наличие развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействие с родителями). — значение математического развития детей от уровня условий и их совокупности.
Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Нами были предложены следующие педагогические условия: наличие предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОО для совместной деятельности педагогов и детей по формированию математических представлений и самостоятельной деятельности детей; педагогическая компетентность, профессиональный уровень педагога (умение делать отбор содержания, форм, методов, планирование организация и т.д.); осуществление взаимодействия ДОО и семьи по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы методического сопровождения по развитию формированию элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте

1.1. Особенности психического развития ребенка младшего дошкольного возраста
По периодизации Д. Б. Эльконина, принятой в отечественной психологии, дошкольный возраст охватывает период от 3 до 7 лет, а возраст от 3 до 4 лет называется младшим дошкольным [30].
По словам Г. А. Урунтаевой, в качестве характеристик каждой стадии психического развития могут выступать социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность [27].
В раннем возрасте дети всецело поглощены предметами, т.е. социальная ситуация развития – это совместная деятельность ребенка со взрослым, содержание которой заключается в освоении ребенком способов действий с предметами.
Предпосылками создания новой социальной ситуации в младшем дошкольном возрасте, как отмечает Л. Ф. Обухова, представляются «отделение ребенка от взрослого», выход его за пределы семейного мира и установление отношений с миром социальных отношений взрослых [19].
Д. Б. Эльконин объясняет противоречие создавшейся социальной ситуации развития тем, что ребенок не может жить вне общества, у него появляется потребностью быть как взрослый, войти в мир взрослых, однако реальные его возможности ограничены. Данная потребность удовлетворяется в новом виде деятельности, где моделируются взаимоотношения людей – сюжетно-ролевая игра [30].
Игровая деятельность начинает активно развиваться в младшем дошкольном возрасте и влияет на формирование всех психических процессов и произвольности поведения. Е. О. Смирнова замечает, что игра способствует переходу ребенка к мышлению образами и представлениями, развитию воображения, общения; в ней складываются другие виды деятельности. Это дало основание психологам назвать игру ведущей деятельностью дошкольников. В ней зарождаются и развиваются все важнейшие новообразования возраста [24].
Выполнение определенных действий с игрушками является главным содержанием игры младших дошкольников. Они повторяют одни и те же действия с одними игрушками много раз: «укладывают куклу», «варят суп», «пекут пирог», не используя при этом результаты своих действий. Действия их развернуты, дети не могут заменить их словами. Продолжительность игры младших дошкольников небольшая. Как правило, дети ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми сюжетами. Существующие роли в игре не определяют характер действия, а сами определяются им. Таким образом, роли существуют не в сознании детей, а в их действиях [24].
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность со своими задачами и способами осуществления. Младший дошкольник руководствуется при этом игровыми целями. Одним из ведущих у ребенка становится зрительное восприятие, которое позволяет уловить все детали предмета и их взаимосвязи. Причем взгляд ребенка младшего дошкольного возраста беспорядочно перемещается по предметам, потому что дошкольник не умеет им управлять. Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит взрослый. При правильном руководстве в процессе различных видов деятельности к 4 годам ребенок учится рассматривать объекты [24].
Изменение видов и содержания деятельности детей, подчеркивает А. В. Запорожец, является условием развития мышления. По мнению ученого, в дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому мышлению [21]. Однако эти формы мышления детей не являются возрастными этапами его развития и однозначно с возрастом не связаны, в умственном развитии младшего дошкольника представлена их взаимосвязь.
Наглядно-действенное мышление возникает в связи с практическими действиями младших дошкольников. Дети выделяют внутренние свойства объектов и их связи в процессе действий с предметами. Также для этого возраста характерна наглядно-образная форма мышления, при которой ребенок оперирует образами и представлениями, а не реальными предметами. Е. О. Смирнова считает необходимым условием формирования этой формы мышления «способность различать план реальных объектов и план моделей» [24]. Моделирующий характер носят все характерные для младшего дошкольника виды деятельности: продуктивная деятельность, сюжетно-ролевая игра. В них дошкольники создают наглядные модели, создавая между предметами-заместителями отношения, воспринимаемые в реальных объектах.
Третья форма умственной деятельности – логическое мышление – лишь начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте. Ребенок начинает оперировать абстрактными категориями и устанавливать отношения, не представленные в модельной форме.
Эгоцентризм представляет собой особенность познавательной позиции младшего дошкольника. В его основе лежит принятие своей позиции как единственно возможной и неспособность встать на точку зрения другого. Для ребенка этого возраста характерна эгоцентрическая речь, не обращенная к собеседнику, речь для себя, которая является этапом развития внутренней речи – основного средства мышления [24].
Важную роль в психическом развитии младшего дошкольника играет воображение, которое пока тесно связано с предметом (игрушкой) или действием, выполняющими функцию опоры. Дети 3-4 лет еще не умеют создавать замысел и планировать его достижение. Замысел у них часто появляется после того, как выполнено действие. Он возникает стихийно, под влиянием ситуации, и легко разрушается по ходу его реализации. У детей младшего дошкольного возраста можно наблюдать лишь элементы предварительного планирования деятельности [27].
Л. С. Выготский подчеркивает, что огромный шаг в развитии воображения дошкольника совершается в связи с усвоением речи. Именно речь дает возможность ребенку представить себе предмет, которого он не видел. Она является главным средством воображения и мышления [7].
В исследованиях М. И. Лисиной показано, что переход от невербальных средств общения к речи происходит у дошкольников в условиях овладения ими предметными действия и связан с потребностью в общении с взрослым [16].
Младший дошкольный возраст представляет собой качественно новый этап в развитии речи, которая включается во все виды деятельности ребенка. Интенсивное развитие речи вызывается появлением новых видов деятельности, расширением круга жизненных связей, усложнением общения и задач, стоящих перед дошкольником.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы