Методическое сопровождение преподавателя спо Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методическое сопровождение педагогического развития самоконтроля у студентов СПО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ СПШ 9
1.1 Самоконтроль в психологии и педагогической науке 9
1.2 Педагогические условия развития самоконтроля 14
1.3 Методическое сопровождение педагогом процесса развития самоконтроля 19
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 20
ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ СПШ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ 22
2.1 Роль самоконтроля в процессе обучения экономико-управленческим дисциплинам 22
2.2 Педагогические условия развития самоконтроля у студентов СПО в процессе обучения экономико-управленческим дисциплинам 25
2.3 Методическое сопровождение педагога, создающего условия для развития самоконтроля у студентов СПШ 29
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Системная трансформация мирового хозяйства, глобализация рынка труда, внедрение новой техники и технологий предъявляют повышенные требования к качеству рабочей силы, ее конкурентоспособности. Современной экономике все больше нужны специалисты среднего звена, которые не только в совершенстве владеют профессиональными компетенциями, но и способны адаптироваться к постоянно изменяющимся потребностям рынка, требующего от них активности, творческого подхода, развитых навыков самообучения и самоконтроля, умений самостоятельно планировать, контролировать и реализовывать профессиональный и личностный потенциал. Среди указанных качеств необходимо особо выделить навыки самоконтроля, которые позволяют специалисту контролировать свою мыслительную и профессиональную деятельность, соотносить новые знания с имеющимся опытом, критически оценивать информацию, прогнозировать ее применение в изменяющихся условиях и ситуациях.
В нынешних условиях реформирования системы образования Российской Федерации, в том числе среднего профессионального образования (далее – СПО), формирование компетенций самоконтроля и саморазвития будущего специалиста экономико-управленческой сферы является актуальной и значимой задачей средних профессиональных учебных заведений (далее – СПУЗ), работодателей и общества.
Сегодня подготовка специалистов в рамках средней профессиональной школы (далее – СПШ) рассматривается не только как процесс получения знаний, а прежде всего, как процесс формирования у студентов навыков анализа ситуаций, решение проблем, которые возникают, отстаивание собственного мнения и предвидения последствий принятых решений, которые требуют активизации осознанной и самоуправляемой познавательной деятельности студентов [20, 744-748].
Необходимость обучения самоконтролю выходит на первый план в связи со следующими условиями:
— переориентацией дидактической системы СПО на активизацию и управление познавательной деятельностью студента с целью развития его самостоятельности;
— ценностной переориентацией социального заказа на подготовку специалистов нового типа;
— осознания практических целей обучения, которые предполагают формирование способности к дальнейшему самообразованию;
— постоянно растущего объема знаний, приводящего к необходимости приобретения важных компетенций: самостоятельного сопоставления новой информации с накопленным опытом, отбора и оценки новых знаний, планирования ее использования во вновь открывшихся обстоятельствах, развития аналитического и рефлексивного мышления.
Следует отметить, что достижение выпускниками СПШ именно этих компетенций предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами СПО третьего поколения, в соответствии с которыми формируется государственная политика в сфере образования, направленная на создание условий для развития личности студентов, их потребностей и способностей к самореализации. Эти же аспекты отражены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [2, 68]., Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года [1, 115].
Реализовать поставленную государством задачу невозможно без проведения соответствующей методической работы педагогами учебного заведения, которые призваны формировать профессиональные компетенции и способствовать развитию личностных качеств, в том числе самоконтроля студентов. Практика образовательной деятельности современной СПШ подтверждает, что наиболее продуктивным методом организации методической работы является методическое сопровождение.
Таким образом, можно утверждать, что создание педагогами условий для эффективного методического сопровождения процесса развития самоконтроля студентов СПШ, как основы успешного осуществления профессиональной и самообразовательной деятельности, является актуальным, практически значимым.
К сожалению, процесс развития самоконтроля студентов путем методического сопровождения педагогами обусловлен рядом противоречий между:
• повышенным спросом работодателей на конкурентоспособных специалистов среднего звена, владеющих в полном объеме востребованными общими компетенциями, и реальным количеством выпускников СПШ, которые способны к самоконтролю в профессиональной деятельности;
• требованиями федеральных государственных образовательных стандартов СПО третьего поколения в части формирования общих компетенций и инерционностью, медленным темпом становления новой парадигмы СПО;
• необходимостью владения специалистом навыками самоконтроля в профессиональной деятельности и недостаточным уровнем формирования условий для развития самоконтроля у студентов СПШ;
• необходимостью осуществления педагогом эффективного методического сопровождения процесса формирования навыков самоконтроля студентов и слабой методической поддержкой преподавателя в этой области;
Эти противоречия определили проблему нашего исследования, которая заключается в обосновании целесообразности методического сопровождения педагога, создающего условия для развития самоконтроля студентов, изучающих управленческо-экономические дисциплины в СПШ.
Методологическую основу исследования составили научные положения философии образования, изучения их в развитии и взаимосвязи на основе единства общего и частичного; основные положения психолого-педагогической науки о факторах развития личности, теории развития и саморазвития профессиональных качеств личности; сущность личностно-профессионального становления. Важное методологическое значение для нашего исследования имеют аксиологический, акмеологический, компетентностный, культурологический, личностный, деятельностный, системный, синергетический, субъектный подходы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ философских, психологических, педагогических трудов по проблеме обоснования целесообразности методического сопровождения педагогами развития самоконтроля у студентов СПШ, изучающих управленческо-экономические дисциплины, позволил решить следующие задачи:
Раскрыть понятие самоконтроля.
Проанализировать теоретические основы формирования педагогических условий развития самоконтроля студентов.
Проанализировать теоретические основы методического сопровождения развития самоконтроля студентов.
Выяснить роль самоконтроля студента, обучающегося в системе СПО.
Исследовать педагогические условия развития самоконтроля у студентов СПШ в процессе обучения экономико-управленческим дисциплинам.
Обосновать целесообразность методического сопровождения развития самоконтроля у студентов СПШ.
Мы изложили наиболее приемлемые определения понятий:
«педагогические условия развития самоконтроля» — важнейший компонент педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые влияют на субъекта педагогического процесса с целью системного совершенствования его компетенции осознанного контроля учебной и профессиональной деятельности, личностного развития в соответствии с задачами, требованиями, правилами, традициями учебного заведения и нормами общества;
«методическое сопровождение развития самоконтроля» — система норм и правил, которые помогают реализовать процесс взаимодействия педагога и студента, направленный на конечный результат, отвечающий интересам и потребностям обучающихся на приобретение необходимых знаний и усвоение функций осознанного контроля учебной и профессиональной деятельности, личностного развития.
Нам удалось выяснить роль развитого самоконтроля для студентов СПШ, обучающихся экономико-управленческим дисциплинам, которая заключается в повышении активности памяти и мышления студентов экономико-управленческих специальностей, поддержке их внимания и интереса к выполнению заданий, своевременному выявлению ошибок, возможности определить уровень и качество полученных знаний, уточнить их и дополнить.
Кроме того, проанализированы и описаны наиболее эффективные педагогические условия развития самоконтроля у студентов СПШ в процессе обучения экономико-управленческим дисциплинам, при которых учебная деятельность наполняется личностным содержанием, повышается социальная значимость активности студента; достигается более высокий уровень развития самоконтроля будущих специалистов экономико-управленческой сферы.
Нами обосновано целесообразность применения современных видов методических разработок и инновационных направлений методического сопровождения развития самоконтроля, как наиболее действенных для студентов, изучаючих экономико-управленческие дисциплины в системе СПО, позволяющих увеличить возможности включения обучающихся в процесс профессионального развития с максимальной самореализацией и саморазвитием, повысить проявление целенаправленной творческой активности и профессиональной инициативы.
Проведенное исследование, конечно, не исчерпывает всех аспектов проблемы обоснования целесообразности методического сопровождения педагогами развития самоконтроля у студентов СПШ, изучающих управленческо-экономические дисциплины. Научные поиски путей совершенствования педагогических условий и методического сопровождения педагогами развития самоконтроля у студентов СПШ требуют усиленного внимания и дальнейшего исследования. Успешное решение этих вопросов будет способствовать повышению качества отечественной системы СПО по экономико — управленческим специальностям, обеспечит конкурентоспособность российских специалистов среднего звена на рынке труда.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ СПШ

1.1 Самоконтроль в психологии и педагогической науке

Анализ психолого-педагогической литературы доказывает существование различных подходов к определению сущности самоконтроля. Но при всем разнообразии определений ученые обязательно включают в это понятие сопоставление своих действий, порядка их выполнения и результатов — с эталоном, образцом.
Выделяют следующие общие характеристики этого феномена: звено учебного процесса, которое предусматривает сознательный контроль обучающегося за правильным выполнением учебных операций (Ю.К.Бабанский); свойство личности, которое проявляется в способности проверять собственные суждения, действия, является одним из путей самопознания человеком себя (М.Боришевский, Г.А. Собиева); компонент учебно-познавательной деятельности, составляющая саморегуляции личности (Б.Бокуть, Л.Ительсон); умение находить и исправлять собственные ошибки, то есть критически относиться к собственной деятельности (М.Кувшинов, И.Т.Федоренко); деятельность студента, которая нацелена на анализ, осознание результативности и степени эффективности собственной учебно-познавательной деятельности (Л. Рыбалко).
Педагогами-исследователями выделяются виды самоконтроля в зависимости:
• от функции, которую выполняет самоконтроль (Л.Ительсон, А.С.Линда, Г.А.Собиева);
• от поставленных дидактических задач (А.С.Линда, Г.Никифоров);
• от форм организации учебной работы (М.Боришевский, Г.А.Собиева);
• от характера постановки и достижения соответствующих целей в учебной деятельности (П.Анохин, Н.Бернштейн, Л.Рувинский);
• от организации помощи преподавателя (Г.Никифоров, Л.Рувинский).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы