ОБЖ Курсовая теория Технические науки

Курсовая теория на тему Методическое обеспечение формирования умения туристической подготовки в школьном курсе ОБЖ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
туризма в школьном ОБЖ… 5

1.1. Туристическая подготовка в
школьном курсе ОБЖ… 5

1.2. Нормативно-правовые документы
школьного туризма. 11

1.3. Туристическая подготовка как
часть комплекса ГТО.. 12

Глава 2. Методическая организация
формирования умения тури-стической подготовки   17

2.1. Методическое обеспечение
формирования умений туристической подготовки в школьном курсе ОБЖ… 17

2.2. Методическое обеспечение
формирования умений туристической подготовки в комплексе ГТО.. 26

Заключение. 31

Список литературы.. 33

  

Введение:

 

В наши
дни потребность в занятиях туризмом, как видом спорта и ак-тивного отдыха
характерна для большого числа людей. Туризм является наиболее комплексным видом
воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе,
товариществу, дисциплинированности, инициативе, трудолюбию и взаимопомощи.
Туризм расширяет кругозор, обо-гащает духовную жизнь, является прекрасным
средством познания красоты природы, является исключительным средством ценного
средства физического воспитания и активного отдыха человека на природе.

В
туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье,
развивают выносливость, силу и другие физические качества, при-обретают
прикладные навыки и умения ориентирования на местности, пре-одоления
естественных препятствий, самообслуживания. Особые условия ту-ристской
деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности:
взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисципли-ны,
принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойко-сти и
мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

Роль
путешествий важна в обеспечении многостороннего развития личности. Именно
походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для
повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности,
способности воспринимать красоту окружаю-щего мира. Туризм важен еще и как
средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Детский туризм влияет на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности,
самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Пешеходный
туризм — самый распространенный и доступный вид ту-ризма для учащихся, основой
которого является организация самодеятельно-го туристского похода, включающего
в себя активный отдых, углубление знаний полученных в школе на уроках
географии, математики, истории, ли-тературы, физики и других специальных
знаний. Главная задача пешеходного туризма — удовлетворить естественную
потребность учащихся в непо-средственном познании мира.

Детский
спортивно-оздоровительный туризм является одной из наибо-лее эффективных
оздоровительных технологий, способствующих формиро-ванию здорового образа жизни
человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в
воспитании подрастающего поколения.

Детско-юношеский
туризм как одно из направлений образовательной деятельности имеет большое
распространение в нашей стране и во всем мире; он постоянно развивается,
востребован детьми, педагогами, системой образования. Туристский поход — это
основа детско-юношеского спортивного туризма.

Объект исследования: формирование умений туристической
подго-товки в школьном курсе ОБЖ.

Предмет исследования: школьный туризм.

Цель исследования: изучение методического обеспечения
формиро-вания умения туристической подготовки в школьном курсе ОБЖ.

Задачи исследования:

1.
Раскрыть сущность понятия школьный туризм;

2.
Изучить виды школьного туризма;

3.
Обозначить методы формирования умений туристической подго-товки;

4.
Выявить условия для формирования умений туристической под-готовки.

Методы
исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа,
обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Туризм
целесообразно определять как особый вид деятельности в условиях путешествий, в
свободное от работы время для удовлетворения по-требностей человека в
физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении,
отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей:
оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных,
краеведческо-исследовательских, профессиональноделовых и т.п.

Под
школьным туризмом понимается туристская деятельность уча-щихся школ, выходящая
за рамки учебных программ. Так же под школьным туризмом понимаются временные
выезды школьников в группе, с родителя-ми или ближайшими родственниками,
индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях
иностранцев. Выезды орга-низуются с места постоянного проживания в
оздоровительных, познаватель-ных, спортивных или иных целях.

Перспективным
направлением развития считается интеграция турист-ских программ в систему
образования. Она позволит сформировать условия для патриотического воспитания и
расширения кругозора школьников. Инте-грация может быть достигнута путем
объединения усилий заинтересованных органов управления и представителей
туристского бизнеса по разработке ту-ристско-экскурсионных программ,
соответствующих содержанию образова-тельных программ и специфике туристских
ресурсов региона.

Основные
задачи подготовки туристов в школе — укрепление здоровья детей, воспитание
физических способностей, позволяющих выполнять нор-мативы комплекса ГТО
соответствующих ступеней; закрепление рациональ-ной осанки; специализация в
выбранном виде туризма; выполнение юноше-ских разрядов; рост спортивного
мастерства на основе участия в соревнова-ниях по туристско-прикладному
многоборью и в категорийных походах.

Подготовка
к туристическому подходу в школе предполагает большую методическую и спортивную
подготовку. Подготовка походов включает изу-чение и разработку маршрута,
распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку.
Маршруты походов строятся так, чтобы группа могла познакомиться с наиболее
типичными формами рельефа, рекой, озером.

Специальное
внимание уделяется отработке таких элементов турист-ской техники, как установка
туристских палаток в обычных условиях и на скорость, разведение костра в
различных условиях, переход через реку по бревну, ориентирование по карте,
компасу и звездам, ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью,
подъемы и спуски по залесенным склонам, определение сторон горизонта по местным
признакам и по Солнцу. За время похода кружковцами должна быть хорошо освоена
система органи-зации движения по маршруту и походного бивачного быта:
правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка
топ-лива и т. п.

Туризм в
системе образования России является традиционным и эффективным средством
воспитания молодёжи, создание оптимальных возможностей для творческого развития
детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование
профессиональных интересов в процессе туристической деятельности. Одновременно
предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические
навыки: самоорганизации и самоуправления; общественной активности и дисциплины;
преодоления препятствий и обеспечение безопасности и др., что в конечном итоге
и определяет потенциал туристической деятельности как комплексного средства
обучения и воспитания детей.

Говоря о
значении туризма в жизни общества, нельзя забывать о его гуманитарной функции.
Одной из важнейших функций туризма является предоставление возможностей для
развития личности, расширения познавательного горизонта, творческого потенциала
человека. Стремление к познанию всегда было неотъемлемой чертой человеческой
личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты туризма в школьном ОБЖ

1.1.
Туристическая
подготовка в школьном курсе ОБЖ

Туризм в
современном его понимании — это физическое развитие, оздо-ровление и познание
окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности
[26].

В Законе
«Об основах туристской деятельности в Российской Федера-ции» даются следующие
основные определения и понятия:

• туризм
— временные выезды (путешествия) граждан Российской Феде-рации, иностранных
граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с по-стоянного места
жительства в оздоровительных, познавательных, професси-онально-деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без занятия опла-чиваемой деятельностью в
стране (месте) временного пребывания;

• туризм
самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения,
организуемые туристами самостоятельно;

• турист
— гражданин, посещающий страну (место) временного пребы-вания в
оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спор-тивных,
религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24
часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее од-ной ночевки.

Туризм –
это путешествие, организованное в свободное от занятий, ра-боты время в целях
активного отдыха и культурного досуга на лоне природы, укрепления здоровья и
т.п.

В
историческом плане туризм развивался как объективное социальное явление,
удовлетворяющее потребности человека в воспитании, познании, общении, отдыхе.
Туризмом люди занимались с давних времен: путешествия с целями торговли,
завоеваний, распространение религиозных учений и т.п. Почти все крупные
древнегреческие мыслители часто путешествовали. Пер-вым древним туристом,
является "отец истории" Геродот, описавший свои путешествия в девяти
книгах. В VI в. до н.э. древние греки и римляне путе-шествовали в Египет, где
интересовались историей, культурой, природой, своеобразными египетскими
сооружениями [11].

Долину
Нила с целью получения знаний посещали философ и матема-тик Пифагор, который
первым описал свои многочисленные путешествия. Римский философ и писатель
Сенека в «Письмах к Луцилию» выразил важ-нейший принцип путешествий, который не
потерял своей актуальности и се-годня. Он писал, что для путешествий надо
«выбирать места здоровые не только для тела, но и для натуры».

В эпоху
просвещения Ж.Ж. Руссо и другие видели туристских походах средство
патриотического воспитания молодежи и укрепления здоровья. В 17-18 веках в
европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешие
прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия
называли экскурсиями.

Термин
"Туризм" впервые встречается в английских источниках начала 19 века и
обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к
месту начала путешествия.

Туризм –
дитя промышленной революции, породившей новые требова-ния к воспитанию
подрастающего поколения. В конце XVII начале XVIII ве-ков в учебных заведениях
европейских стран педагоги стали использовать пешие прогулки и поездки в
окрестности. Эти небольшие путешествия были названы экскурсиями.

В России
данный метод впервые начал использовать Я.А. Герд. Насто-ятельно рекомендовал
прогулки, экскурсии и походы известный педагог П.Ф. Лесгафт. На педагогическую
ценность путешествия указывали и русские ре-волюционеры-демократы. “Никакие
школьные занятия и никакие работы не дают молодому человеку столько пользы, как
путешествия”, писал Николай Чернышевский. Многие педагоги, писатели и
публицисты поддерживали эту идею в своих трудах [19].

Детский
туризм как таковой появился в России в середине XIX века. Он носил характер
общеобразовательных экскурсий. Так, в Санкт-Петербургском лесном коммерческом
училище в течение семилетнего обучения проводилось до 50 экскурсий и походов, в
том числе по 3-4 дальних похода ежегодно в каникулярное время.

Официально
годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918
год, когда по предложению Н.К. Круп-ской было создано Центральное бюро школьных
экскурсий. С 1924-25 учеб-ного года краеведение активно внедрялось в школьную
практику. В 1932 го-ду принято постановление, отмечающее, что
экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее
актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы
школы, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения
местных экс-курсий [19].

Туризм
определяют как особый вид деятельности в условиях путеше-ствий, в свободное от
работы время для удовлетворения потребностей чело-века в физическом и
нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с
использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных,
спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских,
профессиональноделовых и т.п.

Теория
физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего
воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом
[26].

Под
школьным туризмом понимается туристская деятельность уча-щихся школ, выходящая
за рамки учебных программ. В школьном туризме (в противоположность семейному)
действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая
(администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает
промежуточное по-ложение между плановым и самодеятельным туризмом.

Являясь
активным видом туризма, а также уникальным средством вос-питания личности,
детско-юношеский туризм способствует [19]:


воспитанию гражданственности и патриотизма;


формированию всесторонне развитой и физически здоровой лич-ности;


приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жиз-ни через общение с
природой, альтернативой наркотикам и вредным привыч-кам, воспитанию воли и
духовности;


практическому познанию родного края, знакомству с памятника-ми истории и
культуры, с окружающей природой;


организация активного досуга, летнего отдыха учащихся;


формированию экологической культуры;


привитию навыков трудовой, общественной деятельности, поис-ковой и
исследовательской работы, профессиональной ориентации, социаль-ной адаптации

Школьный
туризм, а особенно самодеятельный активный, занятия ко-торым включают в себя
подготовку, совершение и подведение итогов само-деятельных путешествий, а также
подготовку и участие в туристских сорев-нованиях, имеет оздоровительные,
образовательные и воспитательные эф-фекты [17]:


Оздоровление. Размер оздоровительного эффекта от занятий ту-ризмом зависит от
наличия следующих компонентов занятий: физической активности, позитивных
эмоций, сбалансированного питания и чистого, бо-гатого фитонцидами воздуха.


Познание нового. Знания, полученные на практике, в процессе деятельности
являются наиболее глубокими. Происходит закрепление теоре-тических знаний и
умений.


Патриотизм. Совершение путешествий по родной стране являют-ся аутентичным
способом воспитания патриотизма.


Гражданственность. Участники самодеятельного путешествия в процессе его
подготовки, проведения и подведения итогов вступают друг с другом в
сложноорганизованные функционально-ролевые взаимоотношения, могущие называться
общественными. Самодеятельность путешествия пред-полагает самоуправление
туристских объединений. В такой ситуации любая походная группа может
представляться ячейкой гражданского общества, ту-ристский клуб – более крупной
и более сложной ячейкой, занятия туризмом – школой гражданственности.


Социальная адаптация. Развитие адаптивных способностей про-исходит у
путешественников уже в процессе гражданского (межличностного) взаимодействия,
но только им не ограничивается. Большую роль играет не-привычность походного
быта для жителей городов и крупных поселков. Им, адаптировавшимся в
урбанизированном социуме, приходится переучиваться, адаптируясь к жизни в
природной среде. Наиболее ценной в результате этого процесса оказывается не
адаптированность к конкретному образу жизни, а проверенная и протренированная
способность переучиваться.


Профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой
утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Кон-кретные навыки и умения
ориентируют туриста по спектру полевых экспе-диционных специальностей
(геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представ-ление о деятельности полевых
воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подраз-делений.

Детско-юношеский
спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных
оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни
человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в
воспитании подрастающего по-коления.

У
школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно
другому. Для детей туризм – форма активного отдыха, увлекательное занятие,
наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей он –
средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять
на их развитие. Все они понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем
нельзя провести четкую раздели-тельную черту между «делом и потехой». Однако,
учитывая разность отно-шения к туризму, необходимо знать, что своих целей в
туристской работе учитель постигнет быстрее и легче только при условии
удовлетворения инте-ресов детей, которые он должен понять и принять, несмотря
на то, что они на первых порах, как правило. не вписываются педагогические требования
и нравственные установки.

Туризм –
это не только средство физического и прикладного воспита-ния, но так же
средство воспитания нравственных качеств личности школь-ника. Нельзя
недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стрем-ление к
необычности, к приключениям и романтике.

Туризм –
прекрасное средство, которое естественным путем удовле-творяет потребности
детей. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. Даже
самый гиперактивный ребенок проявляет себя совершено с другой стороны. Он может
собрать больше всех дров, принести воду, организовать других детей для игр. В
классе могут быть и стеснитель-ные дети, которые не такие активные, как
сверстники, но зато могут оказаться прекрасными кулинарами, а также прекрасно
петь песни и играть на гитаре. В этом отношении поход особенно ценен для
учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход
к нему. Походы спо-собствуют настоящему взаимопониманию и установлению
отношений со-трудничества, что потом переносится в школьную жизнь [28].

Занятия
на уроках спортивным туризмом успешно решают задачу получения учащимися
разносторонней физической подготовки, способствуют развитию и совершенствованию
у школьников навыков по спортивному туризму, как по одному из интереснейших
видов спорта. Туризм — является уникальным физическим средством, способствующим
физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия туризмом в
любую погоду, в любое время года особенно полезны для детей и подростков,
поскольку благоприятно влияют на развитие сердечнососудистой и дыхательной
систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного
аппарата ребёнка. Занятие спортивным туризмом гармонически развивает, все
группы мышц. Систематические занятия спортивным туризмом совершенствуют такие
ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, координацию
движений. Туристические навыки необходимы и для формирования психологических
качеств, таких как, воля, упорство, настойчивость, смелость, которые необходимы
школьнику для повседневной учебной деятельности. Туризм как форма активного
отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку.

Школьный
туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной
деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально –
педагогическую, культурно – просветительскую и др. Походы и занятия спортивным
ориентированием на знакомой и незнакомой местности позволяют школьникам изучать
процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы