Хореография Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Методические требования к организации творческой деятельности хореографического коллектива

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК НАУЧНОГО ФЕНОМЕНА
1.1. Ретроспективный анализ понятия «творческой деятельности» 6
1.2. Педагогические условия творческой деятельности детского хореографического коллектива 11
ГЛАВА 2. ОРГАНІЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1. Педагогические условия организации творческого процесса деятельности хореографического коллектива 15
2.2. Методические рекомендации по организации творческой деятельности хореографического коллектива 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Обновление содержания обучения и воспитания, внедрение новых подходов к управлению воспитательным процессом на основе гуманизации и демократизации, пропаганда здорового образа жизни, обеспечение творческого развития ребенка зависит от педагога, а именно как от руководителя детского творческого коллектива. Ведь особенность дополнительного образования в том, что знания, которые оно дает детям, выходят за пределы программ общеобразовательных учреждений, уроков, учебников. Широкий кругозор и практические навыки организации деятельности в творческом коллективе, компетенции – вот цель, к которой должны стремиться педагоги.
Мастерство педагога-хореографа заключается в эффективном использовании современных методик, направленных на совершенствование программ, содержания, форм и методов деятельности, что непосредственно влияет на особенности организации творческой деятельности хореографического коллектива.
Результативность организации творческой деятельности хореографического коллектива напрямую зависит от компетенции педагога и умелого использования разнообразных форм и методов в разработке алгоритма деятельности как личностной, так и всего коллектива.
При этом основное внимание педагог-хореограф должен сосредотачивать на приобретении социальной компетентности детей, закреплении, обогащении и углублении знаний, приобретенных в процессе обучения, применении их на практике, расширении общего кругозора учащихся, формирования у них культурно-эстетического мировоззрения, выработке умений и навыков самообразования, развития индивидуальных творческих способностей и наклонностей.
Успеху организации творческой деятельности хореографического коллектива способствуют правильное планирование и разумная организация педагогической деятельности руководителя, постоянный поиск эффективных путей решения педагогических задач, творческий подход к организации занятий, что является особо актуальным в современном развивающемся социо-пространстве.
Однако, проблема организации творческой деятельности хореографического коллектива полностью не решена ни на научно уровне, ни в практике дошкольного воспитания.
Существующая система организации такой работы в страдает на формализм, подчинена потребностям отчетности, нередко игнорирует индивидуальные возможности и потребности ребенка, в конце концов нивелирует духовно-ценностное влияние хореографического искусства на воспитанника и систему его личностных отношений к миру.
Итак, актуальность поднятой проблемы, потребности дошкольной практики обусловили выбор темы исследования: «Методические требования к организации творческой деятельности хореографического коллектива».
Цель нашего исследования состоит в обосновании и разработке методических рекомендаций организации творческой деятельности хореографического коллектива.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность понятия «организация творческой деятельности хореографического коллектива» на анализе научно-педагогической литературы.
2. Обозначить педагогические условия организации творческой деятельности хореографического коллектива.
3. Разработать методические рекомендации по организации творческой деятельности хореографического коллектива.
Объект исследование: процесс организации творческой деятельности хореографического коллектива.
Предмет исследование: методика организации творческой деятельности хореографического коллектива.
Для достижения поставленной цели и реализации задач нами использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов научного исследования:
теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение научных источников по проблеме исследования, изучение педагогического опыта, нормативных документов – для выяснения состояния разработанности проблемы организации творческой деятельности хореографического коллектива и обоснование теоретических положений исследования;
эмпирические – беседа, интервьюирование учителей, родителей и учащихся с целью определения уровня культурно-эстетического воспитания и творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе, круга познавательных интересов учащихся, выявление влияния эмоций и мотивов на их творческую деятельность для разработки методических рекомендаций по организации творческой деятельности хореографического коллектива; наблюдения, ранжирование, обобщения независимых характеристик.
Практическое значение полученных результатов заключается в разработке методических рекомендаций по организации творческой деятельности хореографического коллектива.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников Основного текст работы составляет 30 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Выяснено, что творческая деятельность – древнейшая категория деятельностного способа существования человека. Творчество представляет собой многоуровневый процесс, ее первый, высокий уровень заключается в осуществлении революции в той или иной области, в коренном изменении понимания системы знаний и их применения. Второй, более низкий уровень оказывается в дальнейшем развитии известного, расширении сферы его использования. Кроме того, творческая деятельность – это изменения внутренних задатков личности, вызванные внутренними факторами – противоречиями, а формирование рассматривает как процесс дальнейшего развития или становления личности, которое обусловлено внешними факторами, способствующими возникновению противоречий как движущей силы развития.
2. Определены следующие педагогические условия, которые могли бы обеспечить комплексный подход к организации творческой деятельности хореографического коллектива в трех направлениях: психолого-педагогическом, культурологическом, искусствоведческом.
Психолого-педагогическое направление предполагает соблюдение требований когнитивного аспекта и обеспечивает, преимущественным образом, деятельность педагога на организацию творческой деятельности хореографического коллектива.
Культурологическое направление имеет отношение к сенситивному (эмоционально-чувственному) аспекту развития учащихся и способствовать интенсивной музыкальной, хореографической подготовке детей.
Искусствоведческое направление имеет отношение к собственно творческому (креативному) аспекту организации творческой деятельности хореографического коллектива. Образцом совокупности педагогических условий организации творческой деятельности хореографического коллектива. могут быть комплексные репертуарные программы.
Составление комплексных репертуарных программ должно происходить в контексте идеи «взаимодействия искусств»: музыки — литературы (поэзии), музыки – визуальное искусство; музыки – архитектоническое творчестве; музыки – хореографической пластики, музыки – театра (кино).
3. Организация творческой деятельности хореографического коллектива – это целенаправленный систематизированный процесс развития способностей воспитанников воспринимать, понимать и осознавать культурно-эстетические ценности в жизни.
Одной из наиболее ярко выраженных тенденций организации творческой деятельности хореографического коллектива является преодоление рутины учебно-воспитательного процесса путем привлечения их к различным видам деятельности, которая предусматривает формирование и развитие культурно-эстетического миропонимания, что является одной из главнейших задач воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях эстетического направления.
4. Определены направления деятельности:
— индивидуальное развитие ребенка и его потребностей в творческой деятельности путем включения в различные виды художественного творчества (музыка, хореография, театр, изобразительное искусство и др.)
— привлечение учащихся к народному творчеству, возрождение народных традиций на основе оптимальной интеграции воспитательной, учебной, развивающей и трудовой деятельности;
— расширение культурно-эстетического мировоззрения детей, формирование у них культурно-эстетического вкуса и потребностей к самосовершенствованию; гармонизация их внутреннего мира, межличностных отношений.
5. Процесс организации творческой деятельности в хореографическом коллективе осуществляется при следующих предпосылках:
— создание системы музыкально-творческой хореографической деятельности, что предполагает четкую постановку задач уебно-воспитательного процесса;
— тщательного отбора информации, необходимой для успешного индивидуального развития личности;
— целесообразного выбора форм и методов музыкально-творческой деятельности хореографического коллектива, направленных на совершенствование культурно-эстетического сознания детей и реальной педагогической деятельности по творческому развитию личности ребенка;
— планомерного мониторинга уровня творческого развития детей.
6. Основная задача организации творческой деятельности хореографического коллектива – это формирование у детей таких качества личности, как: стремление к успеху; развитый культурно-эстетический кругозор; соблюдение этических норм поведения; способность к музыкально-творческому преображению; стремление к жизнетворчеству; потребность в постоянном самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации.
7. Обоснованы концептуальные принципы организации творческой деятельности хореографического коллектива:
— Принцип идейно-эстетической направленности.
— Принцип научности и связи теоретических знаний с практической деятельностью.
— Принцип эмоциональной осознанности.
— Принцип наглядности.
— Принцип активно-преобразующей деятельности.
— Принцип систематизации последовательной работы по организации творческой деятельности хореографического коллектива.
— Принцип учета индивидуально-возрастных особенностей ребенка.
— Принцип личностно ориентированного подхода к организации творческой деятельности хореографического коллектива.
8. Разработанные методические рекомендации отображают современные требования к проведению занятий по хореографии, Характерологические признаки диалогического взаимодействия, структурные особенности, как компоненты активности в музыкально-творческой деятельности, цель, задачи и методы организации творческой деятельности хореографического коллектива.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК НАУЧНОГО ФЕНОМЕНА

1.1. Ретроспективный анализ понятия «творческой деятельности»
Творческая деятельность – древнейшая категория деятельностного способа существования человека. В философском контексте творчество является продолжением творчества природы, ее составной частью. Общество и каждый ее член при этом является субъектом творческой деятельности. Следствием производительного труда и творческой мысли человека является формирование среды, перестройка природы, развитие цивилизации. То есть творческая деятельность – это сложное, общественно организованное явление, от которого зависит жизнь человечества.
Несмотря на то, что творческая деятельность это высшее проявление феномена человека, она, на наш взгляд, изучена в наименьшей степени. Проблема творчества, способностей, одаренности в психологии всегда была остро дискуссионной, многомерной темой, она по-разному отражалась выдающимися учеными и мыслителями.
Разъяснения этого понятия находим еще у древнегреческого философа Платона (5-6 вв. до н. э.). Он отмечал, что творческое искусство является такой деятельной способностью, которая выступает причиной того, чего раньше не было. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, и есть творчество. По его мнению, создание любых произведений искусства или ремесла можно назвать творчеством, а всех «создателей» — их «создателями» [20].
В специальной научной литературе творчество зачастую определяется как процесс деятельности, результатом которого является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, или как создание новой реальности, которая удовлетворяет различные общественные и личные потребности. Творчество представляет собой многоуровневый процесс, ее первый, высокий уровень заключается в осуществлении революции в той или иной области, в коренном изменении понимания системы знаний и их применения. Второй, более низкий уровень оказывается в дальнейшем развитии известного, расширении сферы его использования.
Как сложное и многогранное явление, творческую деятельность невозможно охарактеризовать однозначно, поэтому и существует ряд подходов и определений, что является результатом различных методологических установок, различных точек зрения и, как следствие, различного понимания, а иногда даже и противоположных представлений. Проблема в определении понятия «творческая деятельность» связана, в первую очередь, с отсутствием его непосредственного операционного, психологического наполнения; этим можно объяснить использование до сих пор определения творческой деятельности только за ее результатом – созданием нового.
Следует заметить, что творческую деятельность нельзя рассматривать как нечто обособленное, подчиненные присущим только ей законам. Она является закономерным этапом человеческой деятельности вообще, итогом предыдущего развития форм этой деятельности, новой, качественной ступенью формирования личности. Творческая деятельность вызывается не столько способностью к творчеству, которая, как и любая другая способность, развивается в самой деятельности, но сначала теми объективными возможностями, которые открываются человеку как результат ее предыдущей деятельности. В качестве нового этапа деятельности творчество является и новым этапом в развитии личности (Е. Богоявленская; А. Леонтьев; А. Матюшкин и др.).
Творческая деятельность – одно из самых интересных, самых сложных и наименее изученных психических явлений. Актуальными проблемами исследования творчества является изучение способов творческой деятельности, стадиальности творческого процесса, а также его динамики и психологических особенностей развития. Важно также анализ творческого результата на разных стадиях творческого процесса и его завершении, что помогает понять психологический механизм и проанализировать производительность творчества.
Исследования психологии творчества появились в конце XIX – начало ХХ века на основе теории творчества. Осонователями исследования проблем творчества стали Т. Рибо и П. Энгельмейер. Позже С. Грузенберг сделал одну из первых попыток прийти к определенному синтезу различных направлений в исследовании творчества.
В целом же на начальном этапе развития психологии творчества преобладали теоретические исследования художественного и научно-философского творчества. Последнее рассматривалось как ярко выраженное проявление свободы человеческого духа, которое очень трудно или вообще невозможно научно изучать, на который не способна влиять сознательная деятельность человека.
Научное изучение творческой деятельности актуализировало стремительное развитие производства в начале ХХ в. Появились исследования научной творческой деятельности, как одной из центральных проблем науковедения, что имели практические задачи наращивания творческого потенциала, в частности комплексные разработки потебнистов, известных еще как «харьковская школа» (А. Веселовский, Д. Овсянико-Куликовский, А. Потебня и др.). В центре исследований творческой деятельности этого периода – природа творчества, механизмы творческого процесса, методы его исследования. Главная роль в творческом процессе отводилась интуиции как кульминационному моменту творческого процесса, который скрытый в подсознании.
В 20-е годы ХХ века к проблеме природы творческой деятельности обращается В. Бехтерев и рассматривает эту проблему с позиции рефлексологии. Творческий процесс, опосредованный определенным раздражителем, который В. Бехтерев характеризует, как творческую проблему, творческую ситуацию, является реакцией на этот раздражитель.
Новый этап – 30-е годы — знаменуется отрицанием фактов интуиции и роли подсознательного. Работы С. Рубинштейна способствовали формированию представлений о творческом процессе как результате сознательной деятельности субъекта. В отличие от предшественников, С. Рубинштейн показал, что сознание не повторяет структуру деятельности, а включается в нее, она открыта для новых влияний социальной – через деятельность индивида [23].
В 60-е годы ХХ века появляются первые труды ученых Я. Пономарьова, А. Брушлинского, А. Тихомирова, М. Ярошевского, Б. Кедрова, А. Матюшкина, в которых всесторонне, на научно-экспериментальной основе исследуются творческие процессы. Особую лепту в развитие феноменологии творчества вносит Я. Пономарев. Основываясь в трактовке психологического механизма творчества системно-структурный принцип, ученый интегрирует в нем два методологические регулятивы научного познания: системность и принцип развития [23].
Последние десятилетия ХХ века были наиболее плодотворными для развития психологии творческой деятельности. Потребность управления наукой и творчеством в интересах производства способствовала возникновению определенной степени автономного направления в сфере психологии творческой деятельности, который был связан с исследованием технического творчества. Это были работы американского психолога Д. Росмана и советского исследователя П. Якобсона, посвященные анализу изобретательской деятельности [26]. Позже техническое творчество исследовали Г. Альтшуллер, С. Василевский, Т. Кудрявцев, Е. Милерян и др. Стоит отметить, что среди всех видов творческой деятельности (научная, литературная, техническая, музыкальная, изобразительная, игровая, бытовая, коммуникативная и др.) вопросы научной, технической и литературно-художественной творческой деятельности освещены в психологии лучше.
В исследованиях общепсихологических и концептуального направления (Д. Богоявленская, К. Дункер, Я. Пономарев, С. Рубинштейн, А. Тихомиров и др.) изучаются методологические основы психологии творческой деятельности, ее закономерности и механизмы. Экспериментально-эмпирические исследования творческой деятельности дифференциально-психологического типа ориентированы на выявление и описание личностных характеристик и способностей к творчеству. Имеют место исследования на предмет организации, управления коллективным творчеством (М. Ярошевский), психологических особенностей творчества в обучении и воспитании (В. Давыдов, А. Матюшкин, Я. Пономарев и др).
Мы склонны к мнению Г. Гераимчук, который в развитии личности видит изменения ее внутренних задатков, вызванные внутренними факторами – противоречиями, а формирование рассматривает как процесс дальнейшего развития или становления личности, которое обусловлено внешними факторами, способствующими возникновению противоречий как движущей силы развития [6].
Под внешними факторами, прежде всего, понимается социальная среда, а это – предметы и явления природы, люди, их отношения, вещи, орудия деятельности, условные средства, духовные ценности. Средой развития ребенка являются те внешние условия, с которыми она вступает в активную связь. Это ближайшее окружение ребенка, образовательная среда – то, в котором происходит ее образование, обучение и воспитание.
Как известно, система образования имеет большие возможности для развития творческого потенциала личности. Было экспериментально доказано, что способности к самостоятельному творческому мышлению, творческой деятельности не является сторонним эффектом процесса усвоения знаний, не возникают сами по себе. Напротив, формирование творческих способностей требует особого внимания, дополнительных педагогических воздействий и напряжения, что должно учитываться во всех сферах творческой деятельности, так как «лучшим стимулом детского творчества, — по мнению Л. С. Выготского, — есть такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества» [5, С. 57].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы