Курсовая теория на тему Методические принципы физического воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Особенности физического воспитания. 4
1.1. Физическое воспитание как
важное условие развития личности. 4
1.2. Методы физического воспитания. 8
Глава
2. Методические принципы физического воспитания: сущность и особенности 13
2.1. Принцип сознательности и активности. 13
2.2. Принципы наглядности, систематичности и
динамичности. 15
2.3. Принцип доступности и индивидуализации. 18
Заключение. 20
Список
использованной литературы.. 22
Введение:
Методические принципы – это отправные положения, определяющие
общую методику процесса физического воспитания и выражающие закономерности обучения
и воспитания. В этом их сущность и принципиальная обязательность для преподавателей
физического воспитания. Но формулировки методических принципов физического воспитания
несколько отличаются от формулировок общепедагогических (дидактических) принципов.
И это не случайно, т.к. процесс физического воспитания имеет свои специфические
особенности, отличающие его от педагогических воздействий, направленных преимущественно
на духовные стороны человеческой личности.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что,
рассматривая методические принципы, одновременно раскрываются основные закономерности
физического воспитания и определяются методические положения, из них вытекающие.
Объект исследования – процесс физического воспитания.
Предмет исследования – особенности методических принципов физического
воспитания.
Цель исследования – исследование методических принципов
физического воспитания.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности физического воспитания как важного условия
развития личности.
2. Описать методы физического воспитания.
3. Охарактеризовать принцип сознательности и активности.
4. Изучить принципы наглядности, систематичности и
динамичности.
5. Описать принцип доступности и индивидуализации
Практическая значимость – значение результатов исследования будут
полезны для учителей физической культуры, руководителей образовательных организаций.
Заключение:
Физическое воспитание подразумевает собой
акцентирование внимания на укреплении здоровья и правильном развитии ребёнка, повышении
его работоспособности, развитии природных двигательных качеств. Оно выступает первостепенным
фактором всестороннего развития личности, содействует вырабатыванию у человека таких
качеств, как трудолюбие, воля и коллективизм. Помимо указанного, физическое воспитание
нацелено и на оздоровление человека, помогает в формировании правильного изгиба
позвоночника, в укреплении связочно-суставной и мышечной системы, в развитии сводов
стопы и совершенствовании работы дыхательных органов, сосудов и сердца.
Целью физического воспитания выступает оптимизация
физического развития человека, и совершенствование его качества, причём так, чтобы
они гармонично совмещались с духовными и нравственными характеристиками личности.
В физическом воспитании применяются две группы методов:
1.Общепедагогические методы физического воспитания (применяемые
во всех случаях обучения и воспитания).
2. Специфические методы физического воспитания (характерные только
для процесса физического воспитания).
Основными методическими принципами физического воспитания являются:
1. Принцип сознательности и активности, предполагающий сознательное
отношение занимающихся к целям физического воспитания. Заинтересованность в результате
деятельности является одним из важнейших факторов успешности этой деятельности.
Заинтересованность людей в занятиях физическими упражнениями зависит от условий
занятий, преподносимого материала, умения учителя заинтересовать в занятиях. Необходимо,
чтобы дети осознавали, зачем они занимаются физическими упражнениями.
2. Принцип наглядности. Применение различных форм и средств наглядности
способствуют формированию точного образа двигательного действия или двигательного
задания (модели деятельности) в целом. Принцип наглядности в физическом воспитании
обеспечивается комплексным использованием многообразных форм наглядности: показ
двигательного действия преподавателем или подготовленным учеником, просмотр учебных
видеофильмов, наглядных пособий, рисунков, схем, зрительных и слуховых ориентиров
и др.
3. Принцип систематичности – целесообразная система чередования
нагрузки и отдыха. Если нагрузка систематически не повторяется, то наступает
редукционная фаза – снижение работоспособности. Систематичность нагрузки
предполагает также рациональное чередование нагрузок различной направленности.
4. Принцип динамичности – постановка все более трудных
заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении
двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок.
5. Принцип доступности и индивидуализации определяет одну из
сторон эффективного обучения – задания должны быть достаточно сложными, чтобы быть
интересными и оказывать воздействие на организм занимающихся, но не чрезмерными,
чтобы оказываемое воздействие было положительным. Существенные отличия занимающихся
друг от друга обуславливают необходимость индивидуализации обучения двигательным
действиям и воспитания физических качеств.
Итак, средства и методы физического воспитания нужно употреблять
вместе, а также методические принципы физического воспитания только в совокупности
обеспечивают формирование гармоничного и здорового ребёнка. Ведь методологические
аспекты тогда помогут добиться цели, когда будут базироваться на верных принципах.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Особенности физического воспитания 1.1. Физическое
воспитание как важное условие развития личности Физическое воспитание представляет собой процесс образования,
который устремлен на формирование двигательных навыков человека, его психофизических
качеств, а также помощь в совершенствовании его тела [1].
Целью этого направления выступает воспитание гармонично развитого,
физически совершенного человека, у которого имеются на надлежащем уровне такие качества,
как жизнестойкость, жизнерадостность, способность к творчеству. Физическое воспитание
устремлено на решение следующих задач: образовательные; оздоровительные; воспитательные.
Оздоровление человека выступает ведущей
задачей педагогического процесса и устремлено на упрочнение здоровья и охрану человеческой
жизни. Сюда относятся также гармоничное психомоторное развитие, повышение иммунитета
при помощи закаливания, а также увеличение работоспособности.
Оздоровительные задачи должны: помочь выработать
верную осанку, изгибы позвоночника, гармоничное телосложение; развить своды стопы;
укрепить связочно-суставной аппарат; регулировать рост и массу костей; развивать
мышцы лица, тела и всех прочих органов [1].
В ходе обучения содержание физического воспитания
заключается в следующих положениях:
— формирование двигательных навыков и умений;
— укрепление здоровья, а также обеспечение
нормального физического развития, соответствующего возрастным параметрам;
— формирование у воспитанников философии
ЗОЖ;
— прививание заинтересованности к регулярным
физическим нагрузкам, а также увлечения определенными видами спорта.
В данный раздел также относятся усвоение
некоторой системы знаний о физических упражнениях, их структуре и о том, какую оздоровительную
функцию они представляют для человека. В ходе воспитания ему необходимо постигнуть
личные двигательные действия, изучить физкультурную и пространственную терминологию,
а также достигнуть определенного уровня познаний о верной реализации движений и
физических упражнений, зафиксировать в памяти наименование пособий, предметов, снарядов,
и усвоить способы их применения. Ему требуется познать свое тело, а процесс воспитания
призван выработать у него телесную рефлексию.
Воспитательные задачи состоят в развитии
способности рационально реализовать физические упражнения в самостоятельной двигательной
активности, а также в содействии в развитии грациозности, гибкости и выразительности
движений. Развиваются такие качества, как творчество, самостоятельность, инициативность,
самоорганизация. Складывается воспитание гигиенических качеств, а также помощи воспитателю
(учителю, тренеру) в организации проведения всевозможных физических игр, упражнений,
мероприятий. Воспитательными задачами являются формирование подходящих обстоятельств
для вырабатывания положительных черт личности, становление ее нравственных основ
и волевых качеств, привитие культуры чувств и эстетического отношения к физическим
упражнениям [4].
Физическое воспитание выступает базисом
гармоничного развития человека. Ощутимо его воздействие и в разностороннем формировании
личности. Собственно, данное воспитание закладывает почву для возникновения возможности
полноценного умственно труда. Для интеллектуальной работы, необходимо израсходовать
множество физических сил. Когда человек болен, не закален, то эффективность его
умственной деятельности значительно уменьшается, в то время как физически здоровому
человеку проще показать себя в производительном труде, намного легче справиться
с весомыми нагрузками, также переутомление у данных людей возникает довольно реже.
Верное физическое воспитание содействует
становлению у человека черт коллективизма и товарищества, требовательности к себе.
Это прекрасный способ укрепления воли. Качественное физическое развитие выступает
результатом физического воспитания. Благодаря его эффективной организации на должном
уровне, появляется возможность укрепления и совершенствования физических сил человека.
Физическое воспитание выступает разносторонним
процессом, охватывающим физкультурную и оздоровительную деятельность человека. Хорошо,
если он увлечен как физкультурой в целом, так и каким-либо конкретным видом спорта
– это способствует развитию силы и выносливости. Если иметь в виду внутреннюю структуру
и содержание физического воспитания, то с данной точки зрения ведущее место надлежит
именно вырабатыванию у человека настоящей необходимости в занятиях физической культурой,
способствующих значительно укрепить здоровье. Когда у человека закрепляется привычка
заниматься физическими упражнениями, возникает возможность совершенствовать свои
физические силы, работоспособность в целом, укреплять волю [4].
Система физического воспитания – это исторически обусловленный
вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие,
научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие
физическое совершенство людей.
В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие
сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование,
физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство
[2].
В качестве основных средств физического воспитания выделяют:
физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.
Они проводятся по определенной методике и оказывают
большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры
головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм
учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием
физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее
и подвижнее в суставах,