Дошкольная дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему «Методические основы исследования и формирования способности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью»»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 5

1.1. Характеристика детей дошкольного возраста 5

1.2. Понятие умственной отсталости, особенности детей с умственной отсталостью 10

Глава 2. Методические аспекты формирования способности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью 22

2.1. Формирование способности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью 22

2.2. Комплекс игр по формированию способности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью 24

Заключение 30

Список использованной литературы 31


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.

Тема развития способностей дошкольников всегда была и остается актуальной.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии психики ребёнка, ко-торый создаёт фундамент для формирования новых психических образо-ваний, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. У детей с умственной отсталостью вся деятельность формируется с опозданием и от-клонениями на всех этапах развития. Нарушение психической деятельно-сти проявляется в сниженной активности познавательных процессов.

Не формируется и ведущая деятельность, соответствующая возрасту ребенка, которая должна была стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. В итоге её нельзя применить как средство коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными воз-можностями.

Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпосылок к разви-тию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам.

При этом необходимо учитывать этапы развития всех видов деятель-ности у нормального ребенка.

Проблема широко отражена в исследованиях таких авторов как: Ба-лич Ф. Ш., Лобанова М. А., Лях В. И., Масловская С. Н., Резанцева И. Е., Трубина, Е. Н., Фаликман М. В.

Дети с умственной отсталостью бессистемно анализируют предмет, выделяя в нем наиболее яркие части, затрудняются мысленно расчленять предмет на составные части.

Из-за несовершенства анализа затруднена операция синтеза, что не дает возможность связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его не только в целом, но и постигнуть связь этого предмета с остальными предметами человеческого знания.

Дети с умственной отсталостью затрудняются в выделении суще-ственных признаков предметов и явлений из-за несовершенства операции сравнения.

Они могут сравнивать предметы, как по несущественным, так и по несопоставимым признакам. Неумение отделять существенные признаки от несущественных приводит к затруднению понятийных обобщений, наибольшему отвлечению от ситуации.

Цель исследования: изучить особенности формирования способно-сти к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью.

Объект исследования: способности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Предмет исследования: процесс формирования способности к ис-пользованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошколь-никами с умственной отсталостью.

В соответствии с целью нами определены задачи исследования:

1. Изучить характеристику детей дошкольного возраста с умствен-ной отсталостью.

2. Проанализировать методические аспекты формирования способ-ности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью.

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников, синтез, классификация, обобщение.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Для детей с умственной отсталостью характерны стойкие трудности восприятия пространства и времени. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально изучены многими психологами.

Предметы воспринимаются только в общих чертах, то есть поверх-ностно, глобально, причиной чему является нарушение процесса анализа и синтеза, воспринимаемого. Сам же процесс восприятия протекает медлен-но.

Дети с трудом дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Относительно легко обучающиеся подбирают заданную фигуру при наличии образца, с гораздо большим трудом и не всегда пра-вильно они выполняют это задание, если предоставляется только название фигуры.

У дошкольников с умственной отсталостью выделяют следующие особенности использования предметов-заместителей дошкольниками с ум-ственной отсталостью в их игровой деятельности:

— трудности в понимании ребенком предлагаемой инструкции;

— низкий уровень сформированности умений замещать один предмет другим в соответствии с игровым значением;

— значительные трудности в возвращении используемому предмету-заместителю культурно-фиксированного значения;

— неспособность ребенка к «переименованию» используемого пред-мета-заместителя в соответствии с игровым значением;

— значительные трудности при попытке ребенка использовать один предмет в качестве заместителей различных предметов.

Таким образом, в таком случае необходима коррекционно-развивающая работа.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

1.1. Характеристика детей дошкольного возраста

Умственная отсталость приводит к нарушению познавательной дея-тельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества.

Для детей с умственной отсталостью характерны стойкие трудности восприятия пространства и времени. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально изучены многими психологами.

Главной особенностью ощущений и восприятий детей является их выраженная недифференцированность. Дети с интеллектуальной недоста-точностью плохо различают сходные предметы при их узнавании.

Восприятие и ощущение тесно связано с мышлением, которое явля-ется главным инструментом познания. У детей с интеллектуальной недо-статочностью отмечаются особенности в формировании анализа, синтеза, сравнений, обобщений, абстракций и конкретизаций.

Наиболее выраженная особенность восприятий детей с умственной отсталостью — инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет, у таких детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует, и их неумение ис-кать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого [12].

Для детей с умственной отсталостью затруднена операция обобще-ния. Они не могут выделять и дифференцировать существенные признаки, обобщать и систематизировать их, затрудняются разграничивать призна-ки, выделение которых дает возможность подчеркивать своеобразие пред-мета

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы