Курсовая теория на тему «Методические основы исследования и формирования способности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью»»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 5
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2. Понятие умственной отсталости, особенности детей с умственной отсталостью 10
Глава 2. Методические аспекты формирования способности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью 22
2.1. Формирование способности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью 22
2.2. Комплекс игр по формированию способности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение:
Актуальность темы исследования.
Тема развития способностей дошкольников всегда была и остается актуальной.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии психики ребёнка, ко-торый создаёт фундамент для формирования новых психических образо-ваний, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. У детей с умственной отсталостью вся деятельность формируется с опозданием и от-клонениями на всех этапах развития. Нарушение психической деятельно-сти проявляется в сниженной активности познавательных процессов.
Не формируется и ведущая деятельность, соответствующая возрасту ребенка, которая должна была стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. В итоге её нельзя применить как средство коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными воз-можностями.
Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпосылок к разви-тию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам.
При этом необходимо учитывать этапы развития всех видов деятель-ности у нормального ребенка.
Проблема широко отражена в исследованиях таких авторов как: Ба-лич Ф. Ш., Лобанова М. А., Лях В. И., Масловская С. Н., Резанцева И. Е., Трубина, Е. Н., Фаликман М. В.
Дети с умственной отсталостью бессистемно анализируют предмет, выделяя в нем наиболее яркие части, затрудняются мысленно расчленять предмет на составные части.
Из-за несовершенства анализа затруднена операция синтеза, что не дает возможность связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его не только в целом, но и постигнуть связь этого предмета с остальными предметами человеческого знания.
Дети с умственной отсталостью затрудняются в выделении суще-ственных признаков предметов и явлений из-за несовершенства операции сравнения.
Они могут сравнивать предметы, как по несущественным, так и по несопоставимым признакам. Неумение отделять существенные признаки от несущественных приводит к затруднению понятийных обобщений, наибольшему отвлечению от ситуации.
Цель исследования: изучить особенности формирования способно-сти к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью.
Объект исследования: способности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс формирования способности к ис-пользованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошколь-никами с умственной отсталостью.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить характеристику детей дошкольного возраста с умствен-ной отсталостью.
2. Проанализировать методические аспекты формирования способ-ности к использованию предметов — заместителей в игровой деятельности дошкольниками с умственной отсталостью.
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников, синтез, классификация, обобщение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Для детей с умственной отсталостью характерны стойкие трудности восприятия пространства и времени. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально изучены многими психологами.
Предметы воспринимаются только в общих чертах, то есть поверх-ностно, глобально, причиной чему является нарушение процесса анализа и синтеза, воспринимаемого. Сам же процесс восприятия протекает медлен-но.
Дети с трудом дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Относительно легко обучающиеся подбирают заданную фигуру при наличии образца, с гораздо большим трудом и не всегда пра-вильно они выполняют это задание, если предоставляется только название фигуры.
У дошкольников с умственной отсталостью выделяют следующие особенности использования предметов-заместителей дошкольниками с ум-ственной отсталостью в их игровой деятельности:
— трудности в понимании ребенком предлагаемой инструкции;
— низкий уровень сформированности умений замещать один предмет другим в соответствии с игровым значением;
— значительные трудности в возвращении используемому предмету-заместителю культурно-фиксированного значения;
— неспособность ребенка к «переименованию» используемого пред-мета-заместителя в соответствии с игровым значением;
— значительные трудности при попытке ребенка использовать один предмет в качестве заместителей различных предметов.
Таким образом, в таком случае необходима коррекционно-развивающая работа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста
Умственная отсталость приводит к нарушению познавательной дея-тельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества.
Для детей с умственной отсталостью характерны стойкие трудности восприятия пространства и времени. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально изучены многими психологами.
Главной особенностью ощущений и восприятий детей является их выраженная недифференцированность. Дети с интеллектуальной недоста-точностью плохо различают сходные предметы при их узнавании.
Восприятие и ощущение тесно связано с мышлением, которое явля-ется главным инструментом познания. У детей с интеллектуальной недо-статочностью отмечаются особенности в формировании анализа, синтеза, сравнений, обобщений, абстракций и конкретизаций.
Наиболее выраженная особенность восприятий детей с умственной отсталостью — инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет, у таких детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует, и их неумение ис-кать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого [12].
Для детей с умственной отсталостью затруднена операция обобще-ния. Они не могут выделять и дифференцировать существенные признаки, обобщать и систематизировать их, затрудняются разграничивать призна-ки, выделение которых дает возможность подчеркивать своеобразие пред-мета