Курсовая теория на тему Методические основы исследования и формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с детским церебральным параличом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Детский церебральный паралич – представление о болезни 7
1.2. Психологические особенности детей с детским церебральным параличом 11
ВЫВОДЫ 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 19
2.1. Методы и методики исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом 19
2.2. Формирование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с детским церебральным параличом 24
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Детей с ограниченными возможностями здоровья не зря называют «особенными» — они делают нашу жизнь особенной. Рядом с ними мы становимся более чуткими и внимательными, они помогают нам раскрывать свой гуманистический потенциал. В свою очередь мы берем на себя ответственность за благополучие таких детей, за помощь им на каждом шагу их становления.
Статистика рождения детей с детским церебральным параличом (ДЦП) не снижается год от года. Проблемы реабилитации, коррекционно-развивающей работы с такими детьми остаются актуальными на протяжении долгих лет.
Интеграция детей с ДЦП в общество – непростая задача, которая ложится на плечи родителей, педагогов, учреждений и возможна только при условии их объединения, продуктивного взаимодействия и поддержки, понимания важности дела и приложения совместных усилий.
Особенности течения болезни накладывают отпечаток на все стороны жизни ребенка – отличаются от нормы его физические особенности, психологические и, соответственно, сокращаются возможности коммуникативного функционирования в той мере, в какой принято в обществе. Своевременная помощь в развитии функций организма способствует эффективной интеграции ребенка.
Одно из важных направлений работы с ребенком с ДЦП – развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. Уровень развития этой сферы во многом определяет успешность ребенка в коммуникации и, соответственно, во всем процессе реабилитации и развивающей работы со специалистами. Сформированная близко к норме эмоционально-волевая сфера позволяет особенному ребенку адекватно возрасту строить общение со сверстниками и развиваться с приближенным к ним темпом и, следовательно, не ощущать ограничений и испытывать комфорт в совместной деятельности, добиваться успехов наравне со многими и даже быть для других примером.
Эмоционально-волевая сфера является базовой в развитии человека, ее развитию посвящено много исследований. Однако проблема исследования эмоционально волевой сферы стоит остро. Особенности развития и функционирования психики ребенка с ДЦП приводят к ограничению инструментов для исследования их эмоционально-волевой сферы. Многие методики, используемые для детей с нормой развития, оказываются недоступными, что делает проблему особо значимой.
Исследования в отношении детского церебрального паралича в основном проводятся с точки зрения физических и неврологических нарушений. Исследованиями занимались такие ученые, как К.А. Семенова, И.М. Махмудова; А.М. Журавлев, И.С. Перхурова и другие. Однако, рассмотрение детского церебрального паралича как заболевания головного мозга позволяет обратить внимание на неизбежность и психических, психологических нарушений, исследование которых также немаловажны. В этом направлении исследований гораздо меньше, ими занимались ученые И.И.Мамайчук, Э.С. Калижнюк, М.В. Ипполитова. Фокус внимания при работе с детьми с ДЦП должен быть в равной степени направлен, как на органические, так и на психологические проблемы, это позволит выстроить реабилитационную и коррекционно-развивающую работу более грамотно и эффективно.
Нельзя отрицать влияние ограничений двигательной активности на развитие эмоционально-волевой сферы. Психика развивается в комплексе с моторикой и, следовательно, физические трудности сказываются на общем развитии ребенка. Более того, снижение физической активности выступает условием ограничения деятельности ребенка, его интересов и контактов. Социальная депривация становится важным вторичным фактором патологического течения болезни и причиной снижения уровня и темпа развития эмоционально-волевой сферы дошкольника с ДЦП. Так, эмоционально-волевая сфера развивается в неполной мере и, учитывая ее важность в развитии личности, исследование этом направлении актуальны и имеют практическое значение.
На современном этапе проблема изучается в большей степени с точки зрения реабилитации, позволяя находить пути интеграции ребенка с ДЦП в общество. Работа специалистов в раннем возрасте, своевременная помощь, исследования и развитие психических функций, в том числе эмоционально-волевой сферы, определяют успешность и эффективность особенного ребенка в будущем. Психолого-педагогическое сопровождение специалистом, имеющим специальную подготовку, благотворно влияет на формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника с ДЦП.
Объект исследования — эмоционально-волевая сфера дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования — исследование и формирование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП.
Цель исследования: изучить методологию исследования и формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности болезни детского церебрального паралича
2. Провести теоретический анализ психологических особенностей дошкольников с детским церебральным параличом, дать характеристику эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста с детским церебральным параличом
3. Рассмотреть методы и методики исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом, представленные в работах специалистов
4. Через анализ литературы исследовать пути формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с детским церебральным параличом.
Методологической основой исследования стала интеграция данных, полученных в ходе теоретического исследования работ отечественных и зарубежных ученых в направлении изучения эмоционально-волевой сферы у детей в норме развития и у детей с ДЦП: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория о соотношении психологического развития в норме и с нарушениями (Т.А. Власова, Ю.А. Кулагина, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.И. Солнцева и др.), исследования эмоциональной сферы личности детей с ДЦП Э. Вагеноса, А.Г. Закаблук, В.В. Лебединского.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Термин «детский церебральный паралич» относится не к конкретному заболеванию, а скорее к группе хронических непрогрессирующих нарушений, связанных с физиологическим и интеллектуальным состояниями различной степени тяжести, возникшими в перинатальный период.
Органическое поражение мозга ребенка с ДЦП обуславливает нарушения в развитии двигательных и психических функций. Интеллектуальное развитие и развитие познавательной сферы дошкольника с ДЦП значительно отличается от развития его сверстника в норме развития. Заметно отставание в развитии и процесс формирования функций носит мозаичный неравномерный характер.
От степени и локализации поражения головного мозга зависят особенности течения болезни. Так, выделяют разные формы детского церебрального паралича, которым соответствуют определенные характеристики моторных и психических функций.
Эмоции детей с ДЦП качественно отличаются от эмоций детей с нормальным развитием. И это, в первую очередь, обусловлено поражением головного мозга при данной патологии. Особенности возникновения и развития детского церебрального паралича накладывает отпечаток на все сферы жизни ребенка: наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольник испытывает трудности в коммуникации, регуляции эмоций.
Формирование и развитие эмоционально-волевой сферы обусловливается биологическими и социальными факторами. так, эмоционально-волевая сфера развивается с отклонениями от нормы и в зависимости от формы ДЦП имеет ряд особенностей. В большинстве случаев ребенок характеризуются повышенной возбудимостью и чувствительностью, тревожность и склонностью к формированиям страхов и неуверенностей, а также сложностями с выполнением длительной произвольной деятельности и адекватного проявления эмоций.
Ближайшее окружение ребенка – родители, являются важнейшим звеном формирования его эмоционально-волевой сферы. Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается большим своеобразием и различиями, и во многом зависит от непосредственного участия в нем всех членов семьи, включая и самого ребенка, существующих в данной семье межличностных отношений, а также восприятия тяжести заболевания и надежды на успех излечения. Больной ребенок в семье более индивидуален, нежели нормально развивающийся, так как здесь во внимание принимается соотношение и взаимодействие благоприятных и неблагоприятных факторов в семейном окружении.
Специфические неблагоприятные факторы (положение отвергнутого, условия социальной изоляции, психотравматизация, связанная с наличием лечебных процедур) влекут за собой вторичные нарушения развития и усугубляют течение болезни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Детский церебральный паралич – представление о болезни
Центральным понятием в нашем исследовании выступает детский церебральный паралич, поэтому обоснованно начать теоретическое исследование именно в этом направлении, рассмотреть особенности проявления и течения болезни относительно нормы, механизмы и факторы, обуславливающие аномалии.
Анализ литературы показал, что в отношении изучения ДЦП, его клинических проявлениях и симптомах, накоплен больший опыт исследований, в частности таких ученых, как Е.П. Меженина, К.А. Семенова, И.М. Мазмудова, А.М. Журавлев, Е.И. Кириченко, Э.С. Калижнюк, М.Н. Никитина, Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук.
Термин «детский церебральный паралич» (далее – ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе, вторично в течение жизни возникают нарушения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах [3, с. 327].
Наряду с главным проявлением ДЦП в виде двигательных нарушений наблюдаются нарушения развития высших психических функций, нарушение работы сенсорных систем, эмоционально-волевой сферы, и, вторично, коммуникативных навыков. Также иногда присутствует судорожный синдром.
Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 году. В течение почти 100 лет ДЦП называлось именем этого ученого — болезнью Литтля. Спустя 40 лет, в 1896 году, появился термин «детский церебральный паралич». Его предложил Зигмунд Фрейд как объединяющее все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей понятие.
В 1958 году на заседании VIII пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин утвердили и дали определение: «детский церебральный паралич — не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга» [10, с. 47].
В настоящее время в литературе можно найти множество терминов, обозначающих нарушения этого типа. Ученые не пришли к единому мнению и дискуссии и новые исследования ведутся по сей день.
У детей, больных ДЦП, прослеживаются нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций. П.Я. Фищенко выделяет такие особенности детского церебрального паралича [16, с. 16]:
1. Законченность патологического процесса и наличие остаточных явлений церебрального поражения.
2. Возникновение патологического процесса на определенной стадии развития мозга, вследствие чего развитие мозга происходит с задержкой.
Эти обстоятельства, с одной стороны, создают известные особенности течения клинических синдромов, которые являются резидуальными по существу и характеризуются различной степенью восстановления функций. С другой стороны, имеется как бы процессуальность, которая выражается в тех или других дефектах развития пораженного мозга и по мере роста ребенка проявляется новыми патологическими симптомами [16, с. 19].
Центральными в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения. Двигательные нарушения имеют характер параличей по типу тетра-, пара- или гемипарезов, которые характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами. Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами, эпилептиформными припадками. У детей с детскими параличами задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыков сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, со временем начала проведения систематической лечебно-коррекционной работы [1, с. 60].
Э.С. Калижнюк выделяет ряд факторов как биологических, так и социальных, которые ведут к патологическому развитию личности ребенка с ДЦП, а соответственно и к нарушению развития эмоциональной сферы [14, с. 57]:
1) грубая органическая патология (неврологическая — параличи и гиперкинезы, психопатологическая — интеллектуальная недостаточность и другие резидуально-органические расстройства);
2) психотравмирующие обстоятельства;
3) реакция на осознание и переживание дефекта ребенком.
Согласно теории Л.С.Выготского о сложности структуры дефекта, в данном случае первичным нарушением выступает органическая патология, имеющая биологическое происхождение. Повреждение головного мозга влечет за собой вторичные нарушения, в частности, эмоционального психического характера. [9, с. 73]
Первичное нарушение при ДЦП необратимо, потому важно пристальное внимание ко вторичным факторам течения и проявления заболевая с целью снижения риска усугубления ситуации развития ребенка.
Согласно Э.С.Калижнюк, вторым фактором патологического развития ребёнка выступают психотравмирующие обстоятельства. Этот фактор носит социальных характер. К нему мы можем отнести ряд явления [14].
Так, одним из важных травмирующих обстоятельств являются особенности взаимодействия со сверстниками, а именно, их негативное отношение к ребенку, проявление агрессии физической и вербальной, эмоциональное насилие, в том числе, отвержение. Чрезмерное внимание окружающих, даже, на первый взгляд, положительного характера, также может оказывать психотравмирующее действие.
Вторым фактором выступает социальная депривация. Нарушение и ограничение социальных контактов связано не только с непринятием в обществе, но и вынужденными условиями, например, недостаточно развития доступна среда, необходимость частого лечение и пребывания в оздоровительных учреждениях.
Сами процедуры лечении также могут оказывать травмирующее влияние – использование механических визуально устрашающих средств для лечения, операции, изнуряющие тренировки. Нередко ребенок и его семья ожидают скорого результата после процедур. Отсутствие такового также причиняет страдания ребенку и снижает его стремление к выздоровлению.
Сопутствующие главному двигательному нарушению при ДЦП нарушения слуха, зрения еще в большей степени ограничивают возможности и способности ребенка, приводя к глубокой депривации.
И, наконец, важнейшее влияние оказывает близкое социальное окружение ребенка — его семья. Изменения внутри семьи, уход одного из родителей, что нередко случается при рождении нездорового ребенка, взаимоотношения и отношения к ребенку могут быть опасны для нестабильной психики ребенка [11].