Курсовая теория на тему Метафорика песен Ю. Шевчука
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы метафорики текстов авторской песни 5
1.1. Особенности жанра авторской песни 5
1.2. Понятие метафорики в языке, ее основные виды 7
1.3. Метафорика песенного текста, особенности его дискурса 15
Выводы по 1 главе 23
Список использованных источников 25
Введение:
Актуальность. Один из крупнейших мыслителей XX века Ойген Розеншток-Хюсси считал, что здоровье нации, гигиена ее умственной жизни зависит от четырех устойчивых тенденций: «от того, как мы описываем, тем самым рассекая и расчленяя. Как мы поем и тем самым ликуем, как мы выслушиваем распоряжения и тем самым изменяемся, и от того, как мы благодарим и тем самым увековечиваем реальность . Эти четыре тенденции, воплощенные в разных видах дискурса, соответствуют четырем основным установкам человека: пластичности, конвенциональности, ликованию, агрессивности — человек пластичен, когда поддается повелительному наклонению, он ликует, поверив открытому внутри себя, и следует конвенциям, когда редуплицирует прошлое, повторяя условные ритуальные формулы и тем самым устанавливая связь между прошлым и будущим. Наконец, человек агрессивен, когда, обозначая, вырывает из континуума действительности ее фрагменты и, фиксируя их в слове, придает им завершенность и статику, окаменелость.
Таким образом, изучение песенного дискурса и его метофорики является крайне актуальным для понимания самой природы человека.
Целью данной курсовой работы является изучение метафорики песен Ю. Шевчука. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть особенности жанра авторской песни;
2. Изучить понятие метафорики в языке, рассмотреть ее основные виды;
3. Проанализировать метафорику песенного текста, изучить особенности его дискурса.
Объектом исследования является песенный текст Ю. Шевчука. В качестве предмета исследования рассматривается метафорика песенных текстов Ю. Шевкчука.
В работе использовались следующие методы исследования: интроспективный, понятийный и интерпретационный анализ, а также метод лингвистического описания.
Теоретическая значимость исследования состоит, на наш взгляд, в уточнении понятии метафорика, в описании песенного авторского текста как типа текста и в выяснении специфики реализации текстовых характеристик в приложении к песенному тексту.
Практическая ценность работы заключается в том, что её результаты могут найти применение в лекционных курсах по общему языкознанию, стилистике и интерпретации текста, межкультурной коммуникации, в спецкурсах по лингвистике текста и лингвокультурологии, а также могут быть полезны в практическом курсе русского языка.
Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретическую, в которой рассматриваются основы метафорики текстов авторской песни и практической в которой анализируется метафорика песен Ю. Шевчука, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы метафорики текстов авторской песни
1.1. Особенности жанра авторской песни
Авторская песня представляет собой синкретический жанр, объединяющий слово и музыку, включающий элементы авторской импровизации. Лингвориторические стратегии в авторской песне основываются на использовании древних культурных архетипов: певца-барда-сказителя, слова, наделенного магической силой, на мифопоэтической самоидентификации автора как творца, обладающего магическими способностями, опоре на мифологические истоки языка и культуры. Поэтому для жанра авторской песни характерно обращение к культурным традициям молитвы и заговора, заклинания, а также народной, в частности, любовной песни. В авторской песне происходит самоактуализация продуцента художественного дискурса как языковой личности диалогического типа, открытой для смыслопорождающего диалога с аудиторией.
В текстах авторских песен часто можно встретить аллюзии, игра цитат, вписывающая песни в широкую литературную традицию. В некоторых песнях прослеживается мотив магии, волшебства, с образом сна в авторских песнях часто связан и мотив забвения.
Поэтическая, песенная форма становится наиболее подходящим средством для сотворения мифа в силу характерных особенностей лирики, ее близости к архаическому мифологическому дискурсу. «Ритуальное, заклинательное, так сказать, «шаманское» начало присуще поэзии изначально с самых древних времен существования литературы; суггестивным, изменяющим состояние сознания является, например, сам стихотворный ритм, а также звуковые сочетания, рифмы, аллитерации и ассонансы; стихотворение должно создаваться и восприниматься в своеобразном «трансе», поэтому у лирики иной логический строй, родственный первобытному алогическому или дологическому мышлению, отметающий повседневную будничную логику» .
Феномен русской авторской песни уникален. Авторская песня живет в России уже многие годы и сохраняет своих поклонников и сторонников, несмотря на коренные социально-политические, экономические и культурно-исторические изменения в стране.
Причины этого—в важной особенности русской авторской песни: ее “вписанности” в русскую культуру в целом и в русскую коммуникативную культуру — в частности. Дело в том, что авторская песня — это форма проявления жанра общения по ду0ам, столь свойственного и столь желанного для русского человека.
Наиболее выразительной чертой авторской песни как речевого жанра русской культуры можно отметить ведущее положение слова и текста в диаде «текст-музыка». Отсюда вытекает и напевная декламационность исполнения , которая демонстрирует более пристальное внимание к смыслу, т.е. содержанию текста.
При всей значимости музыки именно слова составляют суть авторской песни, являясь поводом для ее создания, и делая ее наиважнейшим инструментом дружеского, неформального общения. Преобладание слова над музыкой делает русскую авторскую песню значимым элементом русского общения, выражая исконную тягу русского человека к душевному, доверительному разговору с собеседником.
От профессиональной поэзии текст авторской песни отличается именно мелодичностью, а также рядом упрощений в структуре языка. Для авторского теста также бывают характерны элементы бытовой тематики, повседневной жизни и окружения человека. Подобной приземленностью авторская песня обязана условиям, в которых она изначально исполняется.
Отметим также, что крайне значимым содержательным компонентом авторской песни выступает само общение, которое представлено в текстах в широкй и разнообразной форме.
Отмеченные выше особенности авторской песни приводят к мысли о том, что русская авторская песня представляет собой особый коммуникативный жанр в русской коммуникативной культуре, она является особым жанром русского общения.
Можно утверждать, что русская авторская песня в некотором смысле непосредственно вытекает из доминантных особенностей коммуникативного поведения русского народа.
Таким образом, русская авторская песня — не только отражение, воплощение, способ проявления ряда важнейших принципов русского общения, но и фактически один из русских коммуникативных жанров.