Методика преподавания Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Метафорическая репрезентация участников педагогического процесса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Различные
подходы к рассмотрению роли метафоры.. 6

1.1 Метафора как эффективное средство выражения
художественной мысли писателя  6

1.2 Лингвистический подход к рассмотрению метафор. 8

1.3 Стилистическая теория метафоры.. 11

Глава 2. Изучения педагогического дискуса. 13

2.1 Теоретические основы изучения педагогического дискуса. 13

2.2 Педагогический дискурс и его участники. 17

2.3 Речевое поведение учителя на уроке. 22

Заключение. 28

Литература  32

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема соотношения языка и
мысли волновала ученых на протяжении многих веков. Попытки выявить взаимосвязь
между этими явлениями представлены в работах И.Г. Хаманна, В. фон Гумбольдта,
Ф.Э. Бенеке, А.А. Потебни, И. Леви-Брюля, Л.С. Выготского, Э. Сапира, Б.Л.
Уорфа, Б.А. Серебренникова, Г.В. Колшанский, Н. Хомский и др. 1 Переход к
когнитивной парадигме научного знания в лингвистике предложили новые методы
анализа взаимосвязи между языком и мышлением, а именно концептуальный анализ
языка, который выступает в качестве «основного инструмента интерпретации
смысла». и позволяет выделять, сравнивать и описывать языковые явления на
разных уровнях и их значение, а также восстанавливать целостные концептуальные
образы и концепции, лежащие в их основе ». Таким образом, смысл концептуального
анализа — «реконструкция познания мира, которое трансформируется в языковой
образ мира».

Тема исследования — «Метафорическая репрезентация участников
педагогического процесса». Неслучайно феномен метафоричности привлекает внимание
исследователей. Объясняется это, прежде всего, общим интересом к изучению
текста в широком смысле этого слова, стремлением дать лингвистическое
обоснование и интерпретацию различных стилистических приемов, создающих
выразительность текста. Также исследователей привлекают проблемы, связанные с
выразительностью языка и речи. При современном подходе факты изучаются не
изолированно, а в их контексте, поскольку, по образному выражению В. В.
Виноградова, именно в контексте «насыщения слов смысловым сиянием».

Изучение метафор, работающих в текстах русских
учителей, очень важно для прояснения семантической структуры русского
педагогического дискурса. Необходимость его лингвистических знаний обусловлена
​​рядом факторов. Во-первых, меняется место образования в мире. Возрастает роль
институтов коммуникации, в том числе образования, в социальной структуре
общества. Из второстепенной отрасли человеческой деятельности, предназначенной
для обслуживания материального производства и способной обеспечивать это производство
только «трудовыми резервами», образование становится важным фактором
социально-экономического прогресса. Во-вторых, актуальность лингвистического
подхода к педагогическому дискурсу связана с необходимостью изучения
характеристик педагогического сознания, которые ранее ускользали от внимания
исследователей. Образовательная осведомленность, вслед за Л.А. Беляевой,
определяется как «совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, настроений,
ценностных ориентаций, связанных с социокультурным воспроизводством человека».

Роль метафор в образовательном дискурсе, в понимании и
конструировании образовательных феноменов только начинает привлекать внимание
исследователей. Растет потребность в специальных монографических исследованиях,
в которых была бы сделана попытка всесторонне проанализировать метафорическое
представление основных концепций образовательного дискурса.

Объектом данной работы является использование
метафорических слов, представляющих основные концепции педагогического
дискурса.

Предметом исследования являются общие и частные
модели метафорического моделирования основных концепций образовательного
дискурса.

Материал представлял собой метафорическое
употребление слов в учебной литературе, отражающее переживание и оценку данного
фрагмента реальности учителем-специалистом. Отобраны публицистические материалы
(с элементами художественного описания), адресованные широкому кругу читателей
(Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, Н.К. Крупская, С.Н.
Лысенкова, А.С. Макаренко, С.Л. Соловейчик, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,
В.Ф. Шаталов, С.Т. Шацкий,

Объектом данной работы является когнитивное
исследование (выбор, описание фрейм-слотовой структуры, классификация, анализ
дискурса) метафорических моделей, представляющих базовые концепции педагогического
дискурса.

Для достижения указанной цели
необходимо решить следующие задачи:

1. Различные подходы к рассмотрению роли метафоры

2. Метафора как эффективное средство выражения
художественной мысли писателя

3. Теоретические основы изучения педагогического дискуса

4. Педагогический дискурс и его участники

5. Речевое поведение учителя на уроке

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обобщением результатов исследования метафор,
представляющих основные концепции отечественного педагогического дискурса,
полученных в данной диссертации, являются следующие положения.

Изучение речи становится приоритетным направлением
антропоцентрической лингвистики, поскольку позволяет рассматривать язык по
отношению к человеку, его деятельности и его мысли. Специфика и сложность
изучения педагогического дискурса связаны с его институционализацией и наличием
множества агентов (участников). Педагогическая лексикография не дает
представления о том, как на самом деле концепции работают в сознании учителей.
Помимо рационально-логических определений словаря существует
эмоционально-образная сторона, которую можно изучить только путем анализа
метафорического слоя основных понятий учебного дискурса. Переход к
метафорическому моделированию понятий позволяет нам исследовать российский
образовательный менталитет.

Метафора — это способ категоризации окружающей
действительности и один из способов проявления такого всеобъемлющего единства
психической деятельности как концепт. Именно в метафоре отражены как
концептуальные представления, знания об именованных объектах, так и способы
хранения этих знаний в голове человека в виде определенных фреймовых структур.

Многие исследователи (учителя, филологи, психологи,
философы) обращают внимание на то, что образовательная парадигма 21 века
меняется — формируется новое мышление, новое сознание, идет переоценка и новое
мышление о ценностях. Чтобы описать новые педагогические идеи, необходимо
понять идеи учителей ХХ века.

Изучение образно-метафорического пласта понятий
«знание», «образование», «оценка», «курс», «ученик», «учитель», «школа»,
проведенное в рамках когнитивной лингвистики — а-ля направление, изучающее
ментальные единицы и модальности их языковой репрезентации, позволяет описать
культурно значимые смыслы, заложенные в сознании домашних учителей.
Реализованный в работе системный подход к анализу метафор (анализируется
метафорическое представление семи основных концепций образовательного дискурса)
позволяет моделировать целостное видение образовательных объектов.

Анализ мыслительной деятельности учителей на уровне
формирования концепта показал, что для представления концептов «знания»,
«образование», «оценка», «урок», «ученик», «учитель», «школа», активно
используются метафоры двенадцати исходных сфер — «Путешествие», «Производство»,
«Война», «Элемент», «Искусство», «Растительный мир», «Строительство», «Человеческое
тело», «Артефакты», «Финансы», «Медицина», «Еда». Эти понятия представляют
собой разные образования, но генетически связаны, что подтверждается сходством
их метафорической структуры, что обусловлено общностью сфер-источников
метафорического расширения. В репрезентации каждой из семи основных концепций
педагогического дискурса доминирует определенная сфера-источник метафорического
расширения, представляющая для учителей наиболее значимые характеристики того
или иного концепта.

Для представления понятия «знание» наиболее
востребованы метафоры исходной сферы «Элемент» (семантический атрибут
«изменчивость», «непостоянство»). Для вербализации понятий «образование» и
«учитель» чаще других используются метафоры с исходной сферой «путешествие»
(смысловой атрибут «деятельность», «преодоление трудностей»). Понятия «оценка»
и «ученик» часто проявляются с помощью метафор с исходной сферой «Производство»
(смысловые признаки «инструментальность» и «креативность»). Наиболее
продуктивными и частыми метафорами для представления понятия «урок» являются
метафоры с исходной сферой «Искусство» (смысловая характеристика «творческая
деятельность»).

Для представления понятия «школа» наиболее
актуальной исходной сферой является «Организм человека» (семантическая
характеристика «обладание физиологическими и психологическими
характеристиками»). Выявленные в ходе исследования метафорические модели
демонстрируют наиболее подходящие векторы для понимания понятий «знания»,
«образование», «оценка», «урок», «ученик», «учитель», «школа» и целостного
метафорического взгляда на основные понятия образовательного дискурса.

Изучив использование метафор в этих работах, мы
обнаружили, что метафора действительно необходима для создания образного
представления персонажей в игроке, что, в свою очередь, приводит к более
глубокому и полному пониманию замысла автора и объективации. значений текста.
Следует отметить, что в ряде выразительных средств языка и стилистических
приемов метафора особенно выразительна, поскольку она имеет неограниченные возможности
объединения, часто в неожиданной ассимиляции очень разных предметов и явлений,
по сути, постигая предмет в некотором смысле. новый путь. Что касается
метафоры, то другие стилистические приемы — такие как оксюморон, олицетворение,
антитезис, пересказ — могут рассматриваться как ее разновидности или
модификации.

Древнейшие элементы образности, предшествовавшие
метафоре, — это сравнение и эпитет. Поэтому в нашем исследовании мы
рассматривали не только использование метафоры, но и упомянутые стилистические
приемы. Ассоциативный образ обычно является результатом неожиданного сочетания
далеких понятий, поэтому он имеет повышенную метафору и субъективность, что, в
принципе, очень важно не только в поэтическом тексте, но и в художественной
литературе. Ассоциативный образ строится на интенсивном выявлении
дополнительных связей, так сказать необязательных, непроизвольных — это ключ,
который должен быть уловлен читателем, требующий интенсивного восприятия
читателя, именно эти дополнительные связи (часто целая цепочка связей), которые
придают ассоциативному образу уникальность оригинального автора

Метафора помогает раскрыть, раскрыть внутреннюю
природу любого явления, объекта или аспекта бытия, часто являясь выражением
мировоззрения отдельного автора. Метафора отдельного автора всегда содержит высокую
художественную информативность, поскольку выводит слово (и объект) из
автоматизма восприятия, поскольку без метафорического богатства художественного
текста невозможно создать в читателе ассоциативные художественные образы.
иначе, в свою очередь, невозможно добиться полного понимания смысла текста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Различные подходы к рассмотрению роли метафоры

1.1 Метафора
как эффективное средство выражения художественной мысли писателя

Метафора — речевая ротация — использование слов и
выражений в переносном смысле на основе аналогии, подобия, сравнения (Ожегов,
1990, с. 351).

Хорошо известно, что слово может изменить свое
значение, и семантическое изменение происходит, когда слово попадает в
необычный для него контекст.

«Приемы изменения основного значения слова
называются тропами». Тропос (от греч. Тропос) — оборот — использование слова в
его переносном смысле для характеристики явления с помощью присущих этому слову
второстепенных смысловых нюансов и уже непосредственно связанных с его основным
значением. Соотношение прямого и переносного значений слов основано на сходстве
сравниваемых явлений, или на контрасте, или на их смежности — поэтому
появляются различные типы тропов, которые были подробно классифицированы в
риторике и древних теориях литературе, хотя этот вид классификации не имеет
существенного значения.

Основные типы тропов — метафора, основанная на
сходстве или контрасте явлений, метонимия, основанная на смежности, и синекдоха,
основанная на отношении части и целого [2].

По сути, тропы включают в себя как различные типы
передачи значения, так и эпитет, сравнение, гиперболу, литоту, иронию.

Троп — это общее явление языка, чрезвычайно
расширяющее границы использования слова, использующее многие его второстепенные
нюансы.

Многие считают, что метафора является наиболее
важным тропом и настолько характерна для поэтического языка, что само слово
иногда используется как синоним образности речи, как указание на то, что слова
действуют здесь не напрямую, а образно. Метафорический язык часто означает
«аллегорический» или «образный» язык [5].

В метафоре одно или несколько свойств передаются
объекту или явлению из другого объекта или явления, но последние не появляются
непосредственно на пути, а только неявны. «Метафора — это скрытое сравнение. В
отличие от простого сравнения, в котором есть два термина, у метафоры только второй»
[14].

Еще в древности язык прибегал к метафорам.
Первоначально «стрелять» означало только одно: стрелять стрелой из лука. Но
потом этот глагол стал использоваться по схожести действия и его назначения с
огнестрельным оружием, хотя для точности следовало создать глагол «стрелять».
Слова «стрелок» и «стрелок» изначально были также метафорическими: подвижность
ребенка сравнивается со скоростью летящей стрелы. Но эта когда-то свежая и
эффективная метафора уже исчезла из-за длительного использования. Исчезают
метафоры не только древнего происхождения, но и более недавнего происхождения.
Например, метафора «крыло дома» стала техническим термином и общим словом.

Считается, что такие метафоры носят, потому что они
не оказывают на нас эстетического и эмоционального воздействия, не напоминают
нам о сравнении, которое было изначально, и метафоры должны вызывать такую ​​реакцию.
По сути, мы не можем называть их метафорами, это всего лишь исторические
метафоры.

Метафора — недифференцированное сравнение. Помимо
словесной метафоры, в художественном творчестве преобладают метафорические
образы или развернутые метафоры. Иногда все произведение представляет собой
метафорический образ [15].

Основной тип метафоры — персонификация, иногда
называемая прозопопеей или персонификацией. Суть персонификации состоит в том,
что атрибуты живого существа передаются чему-то неодушевленному, а неодушевленное
действует как одушевленное существо. Абстрактные понятия часто
персонифицируются. Аллегорическим выражением абстрактных понятий служит
аллегория — их условное обозначение, основанное, однако, на сходстве
абстрактного понятия и конкретного явления или объекта.

Так, например, аллегорическое выражение веры в
европейской литературе и живописи оказывается крестом, надежды — якорем (отсюда
и метафора «якорь спасения»). Чаще всего аллегории постоянны, привычны, как
постоянный эпитет, а зачастую, поскольку они условны, требуют пояснения.
Границы между отдельными маршрутами не всегда четкие и четкие. Например, в
переносном смысле слова должен появиться поистине художественный эпитет. Такой
эпитет называют метафорическим, так как часто это сокращенная метафора. Таким
образом, внутри тропов существует взаимная проницаемость: один путь переходит в
другой, смешивается с ним и затрудняет определение того, какой из путей
находится перед нами. Возможности для создания новых переносных значений слов
огромны. Все зависит от мастерства автора, его умения находить новые и
неожиданные сравнения. Метафора — эффективный способ выразить художественную
мысль писателя [8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы