Курсовая теория на тему Метафора в поэзии С.Есенина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУДЬБА ПОЭТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1 Краткая биография поэта 5
1.2 Любовь к природе как отражение любви к родине в лирике С. Есенина 9
ГЛАВА 2. МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ 13
2.1 Понятие метафоры 13
2.2 Типы метафоры 15
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТЬ МЕТАФОРЫ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА 17
3.1 Метафоричность поэзии С. Есенина о природе 17
3.2 Гармония мира при помощи художественно-изобразительных средств в лирике С. Есенина 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность данного исследования определяется тем, что лингвистическое изучение метафоры в поэтических тексﮦтах не толﮦько как поэтичﮦеского тропа, нﮦо и каﮦк одного иﮦз главных элемеﮦнтов языковой компоﮦзиции текста состаﮦвляет возможность выяснﮦения общей образﮦности языка художестﮦвенного поэтического произвﮦедения. Изучение метаﮦфоры как оснﮦовы образной систﮦемы поэтического текﮦста существенно дополﮦняет представление о языке художесﮦтвенных поэтических тексﮦтов в целﮦом. Актуальность опредеﮦляется также осоﮦбой значимости в современной науﮦке междисциплинарных исследﮦований на граﮦни лингвистики и литературоведения, когﮦда исследования создﮦает единое поﮦле изучения лексﮦики, семантики, поэтﮦики, стилистики, языﮦка художественного произвﮦедения. Указанная многоаспﮦектность способствует теﮦм самым изучению каﮦк оригинальных поэтичﮦеских текстов С.Есенина, таﮦк и раскрﮦытию специфики метаﮦфоры как оснﮦовы языковой образﮦности в его пейзажной лирике.
Научная новﮦизна нашﮦего исследования обуслоﮦвлена тем что способы метафоризации в пейзажной лирике С.Есенина не были предметом специального научного изучения. А необходимость исследﮦования оригинального и самобытного поэтичﮦеского наследия такого известного поэта, как С.А. Есенﮦин, не вызывает сомнений.
Объеﮦктом исследования являﮦется язык поэтических произведений С.А. Есенина о природе и основа их образности – метаﮦфора.
В качеﮦстве предмета исследﮦования выступают метаﮦфоры в стихах С.А. Есенﮦина, а такﮦже их осоﮦбая художественная роﮦль в компоﮦзиции отдельных стиﮦхов о природе.
Целью нашﮦей работы являﮦется выявление особенﮦностей метафорического употреﮦбления слов в пейзажной лирике поэта, опредеﮦление роли метаﮦфор в языкﮦовой композиции стиﮦхов. Указаﮦнная цель обуславﮦливает решение следуﮦющих задач:
– выдеﮦлить метафоры в поэтических тексﮦтах о природе С.А. Есенина, выявﮦить доминантные тиﮦпы метафориﮦческого переноса слﮦов;
– определить значﮦение метафорического переﮦноса для сﮦоздания общﮦей образности текﮦста;
– осветить композиﮦционную роль метаﮦфор в произведениях о природе как средﮦства интеграции образﮦного поэтического текﮦста;
– охарактеризовать специфику метафоризации в пейзажной лирике.
Лирике С. Есенина характерны ассоциативность, многоплановость, конечная закодированность, неоднозначность каждого слова, поэтому изучение роли метафоры в поэтических текстах поэта имеет большое значение для изучения процессов метафоризации. Исследование метафоры в тексте помогает глубже понять природу и свойства этого тропа и полнее раскрыть стилистическую структуру художественного текста.
Творчеству С. Есенина посвященные научные исследования В. Ф. Ходасевича, С.Г. Семенова, А. К, П.Ф. Юшина, В.И. Эрлиха, Ю.Л. Прокушева, А.М. Марченка и др. В своем исследовании мы также обращались к воспоминаниях современников о С. Есенине.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Исследование метафоры как основы образной системы поэтического текста С.Есенина позволяет в полном объеме оценить его поэтическую оригинальность, является ключевым моментом для развития целостного и комплексного анализа художественного поэтического слова в отечественной науке о языке художественной литературы.
Доминантными типами метафорического переноса значений слов в лирике С. Есенина были выявлены следующие: с контекстуальной позиции доминирующими являются метафоры-сравнения, раскрытые метафоры (в которых раскрыто то, что сравнивается, с чем сравнивается), двойные метафоры, метафоры с использованием колоративных эпитетов, метафоры-метонимии, метафоры-приложения. Характерной особенностью поэзии С. Есенина является то, что ближайший контекст метафоры предоставляет свободу для различных толкований, поэтому она не поддается точной интерпретации; в поэтическом мире С. Есенина буквальная расшифровка метафор не представляет необходимости. В недосказанности и свободе различных интерпретаций заключается своеобразие метафоры. Метафору нельзя рассматривать как простое сочетание двух слов: ее значение всегда будет больше, чем сумма понятий компонентов, входящих в ее состав, а отсутствие одного из компонентов метафоры может быть средством расширения значение или неограниченности интерпретаций.
Одинаковые слова в поэзии С. Есенина могут использоваться в тексте то в прямом, то в метафорическом значении, поэтому, встречаясь в нескольких вариантах – в разных метафорах и в прямом смысле, несет существенную смысловую нагрузку. Метафоры создают образную основу поэтических текстов, максимально расширяя смысл каждого стиха отдельно, и обеспечивая связь между стихами. Таким образом, метафоры представляются особым оригинальным структурообразующим элементом языковой композиции поэтических текстов С. Есенина.
Проявляясь в различных вариантах, метафоры создают единственное образное пространство и обеспечивают стилевую и смысловую целостность стихов. Метафоры являются своеобразными ключевыми знаками поэтического текста.
Метафора позволяет кратко через нестандартное, оригинальное сочетание слов изобразить тот или иной образ; эта краткость и выразительность особенно важна в поэтическом тексте, сравнительно небольшом по объему.
Метафора также взаимодействует с метонимией: они дополняют друг друга как элементы общей образной системы текста. При этом метафора и метонимия, которые относятся к одинаковым словам, могут быть совершенно разными по значению.
Метафора является более сложным тропом, поэтому она существенно дополняет и развивает образ и мысль, что очерчена метонимией или сравнением.
Таким образом, метафора является важнейшим элементом языковой композиции текста, что связывает разные уровни текста – эмоционально-образный, логический и конотативный. Кроме того, этот троп позволяет в короткой и емкой формуле выразить сложный ход мысли, тонкие оттенки значения. Метафора позволяет уплотнить текст, сделать его максимально выразительным. Метафорические переносы помогают найти точное наименование, конкретизировать, передать тончайшие смысловые нюансы и в то же время предельно расширить семантику слова, делая восприятие текста амбивалентным.
Слово в художественном стихотворном тексте приобретает неограниченные возможности развития семантики, в поэзии происходит непрерывное насыщение слова коннотациями, неожиданными с точки зрения общепринятых языковых норм.
В поэтической метафоре соединяются слова, которые в обычной речи несовместимы; эта нестандартная сочетаемость позволяет создавать неповторимые образы в пределах минимальной синтагмы. Анализ метафор в поэтических текстах С. Есенина может быть убедительным доказательством того, что метафора является микромоделью художественного текста; метафора и художественный текст схожи по своей сути, поскольку передают мысли автора в нестандартной, яркой манере.
Как мы уже отмечали, метафора является одним из своеобразных приемов поэзии С. Есенина, поэтому анализ метафорического переноса в его поэтике позволяет в значительной мере оценить своеобразие его поэтического мастерства. Всестороннее изучение метафорического переноса способствует наиболее полному раскрытию, как оригинальности поэтического текста, так и специфики метафоры как основы языковой его образности.
Считаем перспективным дальнейшее исследование метафор в лирических произведениях С.А. Есенина, поскольку многоаспектность и комплексность изучения языка поэтических текстов способствует наиболее полному раскрытию оригинальности художественного текста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУДЬБА ПОЭТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Краткая биография поэта
Сергей Александрович Есенин – русский поэт, певец русской природы, человек бурной и печальной судьбы, автор задушевных и музыкальных стихотворений, многие и сейчас звучат как романсы – «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к женщине».
Сергей Есенин родом из крестьянской семьи, детские и юношеские годы провел среди родной рязанской природы. Стихи начал писать рано не без позитивного влияния своей бабушки, которая сумела передать внуку всю красоту народной устной и песенной русской речи. Поэтическую палитру он осваивал в живом общении с природой и «народным языкотворцем», для которого красочная образность была не приемом, а самой сутью мышления, мир виделся ему как «омут розовых туманов», « осенне золото лип», «рдяный мак заката». Поэтому тема задушевной прекрасной русской природы навсегда вошла в поэзию С. Есенина.
Об истоках своего творчества поэт написал в «Автобиографии»: неизгладимое впечатление оставили слепцы «слепцы, странствующие по селам», которые пели «духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого». Патриархально-религиозные мотивы, отзвуки сказаний глубокой старины с перезвоном отозвались в поэзии С. Есенина (сб. «Радуница», 1916) .
После окончания Константиновского земского четырехлетнего училища и, позже, церковно-учительской школы в Спасо-Клепиках Сергей Есенин, мечтая стать поэтом, отправляется в Москву (1912), где становится