Курсовая теория на тему Метафора как составляющая речевого портрета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Сущность метафоры, ее модели и роль в политическом дискурсе 5
1.1. Метафорические модели 12
1.2. Роль метафор в политическом дискурсе 18
2. Понятие речевого портрета. Использование метафор 19
2.1. Речевые портреты Д. Трампа и В. Путина 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение:
На сегодняшний день язык политики вызывает живой интерес со стороны лингвистики, поскольку этот язык является не только одной из важных форм презентации актуальной информации, но и инструментом в борьбе за власть. Правильное использование механизмов воздействия, их выразительных возможностей ведет к достижению желаемых результатов.
Являясь многожанровой разновидностью публичной речи, политический дискурс характеризуется целой наукой специфических средств . Это не только употребление специфической детерминированной политической деятельностью лексики, но и своеобразный выбор и организация определенных структур выражения в соответствии с прагматическими установками, целями и условиями общения, сложившимися в процессе профессиональной деятельности политиков. Любой политик сталкивается с необходимостью правильного расположения, компоновкой языковых единиц, то есть всем тем, что составляет суть и специфику построения речи.
Поскольку основной функцией политического дискурса является воздействие, с целью убеждения, пробуждения намерений и побуждений к действию адресата, то употребление лингвистических средств выразительности, в особенности метафор происходит не менее часто . Важно отметить, что грамотное использование метафор украшает и обогащает речь, придавая ей выразительность и эмоциональность, т.е все то, что помогает определенным образом влиять на аудиторию что является одним из важнейших компонентов политического дискурса.
В наше время быстрая смена событий в мире требует соответствующей реакции. В научном мире в последнее время уровень заинтересованности изучения инаугурационных речей заметно вырос. При их изучении чаще всего внимание уделялось их синтаксической композиции и функциям. Вопросы лингвистических исследований инаугурационных речей и средств выразительности в них, в частности метафор, представляет постоянный, нескончаемый интерес. Поэтому мы видим актуальность нашей работы в раскрытии данной проблемы.
Объектом является метафора как составляющая речевого портрета.
Предметом является специфика использования метафоры как составляющей речевого портрета политиков.
Целью является описание специфики использования метафоры как составляющей речевого портрета Д. Трампа и В. Путина.
Задачи:
1. Раскрыть сущность метафоры, описать ее модели и роль в политическом дискурсе.
2. Раскрыть понятие речевого портрета и описать использование в нем метафор.
3. Описать речевые портреты Д. Трампа и В. Путина.
Теоретическую базу исследования составили труды таких исследователей как Н.Д. Арутюнова, А.М. Баранов, Е. Будаев, Н.А. Васильева, Т.С. Вершинина, В.З. Демьянков, С.П. Денисова, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, А.С. Кубрякова, Г. Почепцов, Т. Скребцова, Ю.Р. Тагильцев, А.Н. Чадюк, Н.М. Чудакова, А.П. Чудинов, А.И. Шейгал, M. Johnson, G. Lakoff и др.
Методы, используемые для решения поставленных задач:
− анализ литературы по теме курсовой работы;
− синтез;
− обобщение.
Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута ее цель − описана специфика использования метафоры как составлявшей речевого портрета Д. Трампа и В. Путина.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Раскрыта сущность метафоры, описать ее модели и роль в политическом дискурсе. Установлено, что сущность метафоры состоит в осознании и переживании явления одного жанра посредством терминов и явлений другого жанра. Понятия упорядочиваются метафорически, соответствующая деятельность упорядочивается метафорически, в следствие чего речь также упорядочивается метафорически. Метафоры как языковые выражения являются возможными лишь потому, что в понятийной системе человека также существуют метафоры.
2. Раскрыто понятие речевого портрета и описать использование в нем метафор. Речевой портрет является раскрытием отличительных черт и свойств личности через ее речь. Метафора играют важную роль в создании образа политического деятеля, его речевого портрета, поскольку имеют большое влияние на процесс формирования общественного мнения.
Метафора реализует прагматическую функцию, поскольку представляет собой мощное средство преобразования существующей в сознании адресата политической картины мира, поощрения его к определенным действиям и формирования у него необходимого эмоционального состояния. Использование метафоры позволяет усилить действенность поощрения граждан к политической деятельности и создать речевого портрета политика.
3. Описаны речевые портреты Д. Трампа и В. Путина. Оба политика используют в своих речах метафоры, однако в речи В.В. Путина их гораздо меньше. Речь Д. Трампа является более метафоричной.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность метафоры, ее модели и роль в политическом дискурсе
В конце ХХ столетия в сфере исследовательского интереса лингвистов оказалась метафора как важнейший инструмент самопознания и познания мира. Познавательную сущность метафоры отражено в теории когнитивной метафоры, основой которой является базовая эвристика когнитивной лингвистики, согласно которой объяснения языковых явлений, в том числе и метафоризации, следует искать в когнитивных механизмах обработки знания.
В основе современных представлений о природе метафоры находится положение о метафорической природе мышления, согласно которому метафора возникает из глубинных особенностей человеческого мышления, которая одновременно является его орудием в познании мира . Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать мысль доступной для других людей; она необходима для того, чтобы объект стал доступен нашему мышлению.
Выделяют тип когнитивной метафоры, которая функционирует в сфере лексики, является способом создания вторичных языковых предикатов, и обозначает признаки и процессы непредметного мира. Такая метафора, основанная на аналогии, является орудием выделения и познания свойств абстрактных категорий .
Современная когнитивистика рассматривает метафору как средство познания, структурирования и объяснения действительности [Петров 1990, с. 136]. Благодаря развитию когнитивной теории метафору рассматривают не как сравнение двух застывших семантических форм, а как умственную структуру, как результат взаимодействия значений.
Когнитивная метафора, которая заключается в переносе признака предмета на событие, процесс, ситуацию, факт, мысль, идею, теорию концепции и другие абстрактные понятия, дает языку логические предикаты, обозначающие последовательность, причинность, целеустремленность, обусловленность и тому подобное.
Сущность метафоры заключается в осознании и переживании явления одного жанра в терминах явлений другого жанра. Понятие упорядочивается метафорически, соответствующая деятельность упорядочивается метафорически, и как следствие, речь также упорядочивается метафорически. Метафора не ограничивается только областью языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной мере метафорические. Метафоры как языковые выражения становятся возможными только потому, что существуют метафоры в понятийный системе человека.
В приведенной ниже таблице 1 приведены примеры дефиниций метафоры.
Итак, из таблицы видно, что определение метафоры у разных авторов сходные по смыслу, но все-таки различаются между собой. Таким образом, будет целесообразным представить комплексную дефиницию термина: метафора – это основной языковой троп, который является комплексной образно-семантической структурой и представляет собой способ познания предметов или явлений из-за переноса на него признаков, которые присутствуют у предмета или явления, приближенного по сходству к объекту исследования.
На сегодняшний день существует несколько основных направлений исследования метафоры. Функциональное направление включает в себя функционально-когнитивное и функционально-семантическое . В соответствии с функциональным направлением метафору считают средством, использующимся для выявления характеристик одних объектов через другие.
Коммуникативность метафоры представляет собой явление, благодаря которому есть возможность передавать информацию в той языковой форме, которая является наиболее понятной для участников коммуникации. Автором коммуникативного подхода является иностранный ученый А.Л. Безуденхот .
Еще одним из направлений изучения метафоры является антропоцентрическая теория О.А. Яговцевой. Антропоцентрическая метафора, согласно с теорией, охватывает все стороны человеческой жизни. Благодаря метафоре можно предоставить характеристику положительных и отрицательных черт характера человека .
Наибольшего внимания, по нашему мнению, заслуживает прагматическое направление изучения метафоры, которое было начато американским ученым М. Вега. В соответствии с этим направлением прагматический потенциал метафорических единиц, являющихся эффективным языковым средством воздействия на адресата, реализуется благодаря различным механизмам, которые тесно взаимодействуют .
Прагматическое направление является наименее исследованным, следовательно, он требует детального рассмотрения.
Кроме традиционного восприятия метафоры как объекта исследований, в метафоре видят средство, инструмент достижения определенных целей не только в лингвистике, но и такого, что распространяется на все сферы жизни и общения. Так, метафора является средством личностного роста, ее используют для исследования средств манипулирования в политической сфере, а также в других сферах жизни для достижения собственных целей, в частности, прагматических.
Место метафоры в достижении прагматических целей раскрывается через такие ее функции: 1) эмоционально-оценочная – употребление метафоры выступающим с целью передачи своей оценки и отношение к вопросу или объекта; 2) экспрессивная – удержание внимания слушателя с помощью речевых образов; 3) контактная – достижение доверия слушателя с помощью метафор; 4) интеграционная – повышение внимания к тексту, а также облегчение его запоминания через образность языка; 5) эстетическая – эстетическое удовольствие от общения.
Функциональная образность и эмоциональная окрашенность метафоры настолько глубокие, что ее часто используют для воздействия на сознание и подсознание человека. Это широко используется в рекламной деятельности. Аналогичная техника распространена также в политической сфере. Этот факт ярко демонстрирует важную роль метафоры в жизни человека в достижении самых разнообразных целей.
По результатам исследований различают виды метафор по способу их становления и существования:
фиксированные, то есть те, которые из-за постоянного употребления начали восприниматься как высказывание с прямым значением, Дж. Лакофф называет эти метафоры мертвыми (Ф. Унгерер и X. Шмид – конвенциональными). Например, ножка стола, желтый дом; троянский конь;
образные (оригинальные) – спонтанно созданные выражения, оскорбления с косвенным значением;
концептуальные, познавательные метафоры определяют как перенос информации с одной концептуальной сферы знаний (сферы-источника (донора)), что включает в себя информацию о предмете, явлении, событии, которое используется для обозначения предмета или явления, в другую сферу знаний (сферу реципиента (цели);
онтологическая метафора – метафора, в которой абстракция, как, например, событие, деятельность, эмоция, или идея, представлена как что-нибудь конкретное: объект, субстанция, емкость, или лицо-субъект.