Курсовая теория на тему Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 5
1.1. Основные тенденции экономического развития мирового хозяйства 5
1.2. Глобализация мирового хозяйства и особенности ее развития 8
Глава 2. Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве — история и определения 13
2.1. История создания СНГ 13
2.2. Место СНГ в мировом хозяйстве 19
Заключение 23
Список использованной литературы 27
Введение:
Актуальность работы. В современное время человечество живет в эпоху глобализации – сложного процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, культурное и политическое пространство на земле. Сущность данного процесса заключается в стремительном усложнении и расширении взаимозависимости и взаимосвязей и между отдельными странами, и между отдельными людьми. Основной формой при этом является экономическая глобализация.
Экономическая глобализация – это не просто сближение либо интеграция экономик отдельных стран. Меняются качественные характеристики данных экономик, когда из так или иначе замкнутых систем они превращаются в звенья единого хозяйства, единой экономической структуры. Потому неудивительно, что глобализация способна привести к наибольшей открытости национальных экономик.
На сегодня существует множество разнообразных интеграционных объединений. Это, в первую очередь, такие региональные интеграционные объединения, как Европейский союз, НАФТА, АСЕАН, ЛАИ и т.п. В их число входит также и такое интеграционное объединение, как СНГ – Содружество Независимых Государств – межгосударственное объединение бывших входивших в состав Союза Советских Социалистических республик. Это одно из крупных интеграционных объединений в мире.
Страны Содружества Независимых Государств обладают огромным экономическим и природным потенциалом, который дает им существенные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16,3 % мировой территории (22 228 тыс. кв.км.) либо 42 % материка Евразия, 5 % – численности населения (то есть примерно 280 млн. человек), 25 % – запасов природных ресурсов, 12 % – научно-технического потенциала, 10 % – промышленного производства, 10 % – ресурсообразующих товаров.
Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: природный газ, нефть, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, и запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для строительства и земледелия.
Объект исследования – процесс развития мирового хозяйства.
Предмет исследования – страны СНГ в мировом хозяйстве.
Цель исследования – определить место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить основные тенденции экономического развития мирового хозяйства;
2. рассмотреть глобализацию мирового хозяйства и особенности ее развития;
3. изучить историю создания СНГ;
4. определить место СНГ в мировом хозяйстве.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, образование СНГ является значимым событием последней четверти двадцатого столетия. В первую очередь, Содружества Независимых Государств выполнило существенную историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада Союза Советских Социалистических Республик.
В рамках Содружества Независимых Государств новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений. СНГ, несмотря на все проблемы, состоялось как интеграционное объединение.
Процессы, которые происходят в СНГ, обладают сложным характером. Отношения на постсоветском пространстве стали полноценными международными отношениями. Это говорит о том, что оно оформляется в международный регион.
Содружество при этом – фактор изначального структурирования пространства, и эта роль еще пока не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, СНГ смогло сформировать механизмы и институты межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х гг., восстановить разрушенные хозяйственные связи.
Со сложнейшим комплексом проблем, которые связаны с перестройкой экономики на рыночный лад не сталкивалась ни одна из трансформируемых страна мира. В каждом из государств Содружества Независимых Государств данные проблемы разрешались по-разному из-за разных причин, что обусловило развитие стран Содружества по разноуровневым траекториям.
За прошедшие года в национальных экономиках стран СНГ изменились системы внутренних условий хозяйствования, сейчас основывающиеся на преимущественно либеральных рыночных отношениях. Значительно выросла мера открытости экономики. Доля товарооборота со странами остального мира во всем товарообороте стран СНГ возросла с 31 % в 1990 году до 72 % в 2000 году, то есть более чем вдвое. Но доля стран Содружества Независимых Государств в мировом товарообороте составляло лишь 2 %, и только несколько лет назад наметились положительные сдвиги в данном направлении.
Основная уязвимость стран Содружества заключается в зависимости от цен на природные ресурсы, являющиеся основной статьей экспорта каждой страны, в том числе РФ. Ведь именно сырьевая направленность и определяет место Содружества Независимых Государств в мире на сегодняшний день. Потому основной задачей считается развитие производства готовых изделий и развитие наукоемких отраслей.
Все участники Содружества в той либо другой мере зависят друг от друга, и данную зависимость можно обернуть во благо, если с уважением и пониманием относиться к самостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентировать внешнеэкономические связи на дальнее зарубежье.
Однако, лучшими союзниками новых государств считаются, в первую очередь, сами страны Содружества, которые связаны не только большим числом общих проблем переходного периода, однако и общими основами для их разрешения. Потому интеграция экономик Содружества Независимых Государств в единое пространство считается единственным способом избежать вытеснения товаров стран СНГ с их внутреннего рынка.
Следовательно, необходимо ожидать противоборства западных производителей, которые умело внедряются в технологические цепочки разрушающихся экономических связей между бывшими республиками.
В данном направлении начинают действовать уже сложившиеся в ряде новых независимых государств международные торгово-финансовые группировки. Их доходы в большинстве своем связаны с применением сложностей при прохождении платежей и товарных потоков между бывшими республиками. Объективно они не обусловлены, не устойчивы, лишь преходящи и спекулятивны.
Интеграция стран Содружества должна происходить вокруг самых развитых стран СНГ: РФ, Украины, Белоруссии и Казахстана. РФ должна быть «ядром» в данном процессе.
Современная политика РФ в отношении развития политических интеграционных процессов со странами ближнего зарубежья, в сравнении с политикой, проводившейся в 90-х гг. двадцатого столетия, отличается прагматизмом, стремлением учесть интересы национальной безопасности. Кроме того, все еще довольно часто наблюдается расхождение между звучащими на самом высоком уровне заявлениями о приоритетности углубления отношений со странами Содружества и реализацией данного принципа на практике.
Основным фактором, который замедляет интеграционные процессы, считается нежелание властных элит новых постсоветских государств, в т. ч. и российской политической элиты, делегировать часть своих полномочий в общие надгосударственные органы управления, без создания и успешного функционирования которых реальный процесс интеграции не может быть.
В общем же, как показывает практика, в случае игнорирования РФ процессов политической интеграции ее место в них тут же пытается занять другое государство (к примеру, Соединенные Штаты Америки) либо межгосударственное объединение, что создает угрозу вытеснения РФ из ближнего зарубежья.
Потому дальнейшее развитие процессов интеграции между республиками бывшего СССР считается не просто желательным, а жизненно важным для национальной безопасности нашей страны.
Дальнейшая судьба Содружества Независимых Государств будет решаться, в первую очередь, внутри стран СНГ и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам, и от профессионализма и компетентности руководителей стран СНГ.
Это означает важность еще раз вернуться к вопросу о национальных интересах, анализу и сопоставлению национальных концепций внешнеэкономических связей стран Содружества Независимых Государств, которые вытекают из стратегических целей их экономик и особенностей внешнеэкономической деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Основные тенденции экономического развития мирового хозяйства
В настоящее время четко определились такие формы межгосударственной технологической асимметрии, как концентрация большой доли мировых изобретений в самых технологически развитых странах мира, осуществивших эффективную интеграцию фундаментальной и прикладной науки, сосредоточили мировые финансовые, технологические, кадровые и интеллектуальные ресурсы, а также монополизировали права на владение ими благодаря получению патентов, и контроль за их использованием в пределах мирового хозяйства . Первая пятерка с наиболее развитой экономикой (рассматривается по уровню ВВП в 2019 г.) – это США, Китай, Япония, Германия и Великобритания .
В современных условиях развития мирового хозяйства, под давлением процессов либерализации экономических, политических и общественных систем, основной причиной неравномерности экономического развития считают конкуренцию между государствами и предприятиями, а точнее, – неравенство возможностей и позиций субъектов хозяйствования при заключении контрактов.
На глобальном уровне можно выделить следующие причины неравномерности экономического развития стран, как:
− демографический взрыв (в развитых странах проживает гораздо меньше людей, чем в развивающихся странах);
− колониальное наследие стран: как правило, это развивающиеся страны (на мировом уровне отношения к таким странам со стороны стран-лидеров особенно остро влияет на условия кооперации между ними);
− несмотря на то, что на территориях развивающихся стран сконцентрировано немалое количество ресурсов, прибыль от их использования концентрируется в ТНК .
Углубление неравномерности процесса в экономике вызывает неравномерность в социальной и культурной сферах жизни отдельной страны, а ссылаясь на ее глобальный характер, можно сказать, что недоброкачественные сдвиги в экономическом, культурном или политической жизни страны могут привести к непредсказуемым последствиям.
Последствия, которые возникают из-за углубления процесса неравномерности развития, оказывают крайне негативное влияние на экономики стран. Даже наиболее развитые экономики стран мира совершенно не подготовленными к борьбе с ними, следовательно, влияние этих последствий на страны с менее развитой экономикой может быть губительным.
В частности, академик НАН Украины О. Билорус считает, что «…новая глобальная цивилизация поистине должна стать цивилизацией самоограничения для богатых народов, цивилизацией нового, не материального, а духовного качества жизни. Это и будет глобальной компенсацией для Запада. Иначе мир погибнет в глобальном конфликте за выживание бедных стран с богатыми».
Также, по мнению ряда других зарубежных ученых, «глобализация продолжает быть агентом империализма» и неспособна преодолеть бедность. Проблема бедности и отсталости является одной из самых актуальных проблем современности. От этой проблемы страдают страны со слаборазвитыми экономическими, политическими и социальными сферами. Преимущественно это страны Африканского континента и Южной Азии. Бедность этих регионов обусловлена отсутствием у них природных ресурсов, некоторые регионы не имеют даже достаточного объема питьевой воды, чтобы обеспечить потребности своего населения, человеческих ресурсов, то есть квалифицированной рабочей силы.
Сущность экономического развития стран заключается в качественных и структурных изменениях в их экономиках. Каждой стране присущи свои особенности, свое устройство и свое уникальное население, поэтому применять опыт других стран в направлении экономического развития можно, но адаптируя его согласно требованиям конкретной страны.
Опираясь на прогнозы развития мирового хозяйства по версии Организации Объединенных Наций, можно выделить следующие тенденции :
− экономики развитых стран продолжат развиваться меньше темпами, чем это указано в плане устойчивого развития;
− потоки капиталов в развивающиеся страны будут недостаточными для стабильного развития;
− мировой ВВП продолжит расти;
− имеет место тенденция к стабилизации развития мировой экономики.
Наиболее авторитетной организацией, которая предоставляет прогнозы дальнейшего развития мировой экономики, является Международный Валютный Фонд. По его данным можно выделить следующие тенденции развития мирового хозяйства :
− экономическая активность в мире все распространяется (это обусловлено ростом мирового объема производства в 2019 г. на 3,7% по сравнению с 2018 г.);
− приоритетными задачами для всех стран есть проведение структурных реформ, направленных на повышение объемов производства;
− необходимо направить экономические, политические, производственные силы на обеспечение финансовой устойчивости;
− многостороннее сотрудничество является жизненно необходимым для обеспечения восстановление мировой экономики
Решающая роль в решении глобальных проблем принадлежит, прежде всего, международным организациям, в частности ООН. Именно они выступают за ликвидацию неравенства через открытие развитыми странами своих рынков для продукции из развивающихся стран.
На современные масштабы межгосударственной технологической асимметрии указывают ключевые показатели технологического развития стран, а именно – экспорт высоких технологий и уровень развитости информационно-коммуникационных систем.
Так, на начало XXI века объем высокотехнологичного экспорта развитых стран мира, в которых проживает 15% мирового населения, превышал соответствующий показатель для государств с низким доходом, где проживает 41% населения мира, в 146 раз; количество мобильных телефонов в расчете на 1 тыс. чел. – в 17 раз; общее количество персональных компьютеров – в 22 раза, а численность пользователей Интернетом (в расчете на 1 тыс. чел) – в 124 раза .
Таким образом, можно констатировать, что межгосударственная технологическая асимметрия существует сейчас не только между развитыми государствами и развивающимися странами, а также среди лидеров мировой экономики. Все это не может не отразиться на мировом экономическом развитии и стабильности мирового сообщества.