Парламентское право Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Правовой статус Федерального собрания Российской Федерации 5
1.1. Понятие и структура Федерального Собрания РФ 5
1.2. Порядок формирования палат Федерального Собрания 20
1.3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы 22
Глава 2. Взаимодействие Федерального собрания с органами власти 28
2.1. Взаимодействие Федерального Собрания РФ с Президентом РФ 28
2.2 Взаимодействие Федерального Собрания РФ с Правительством РФ 34
2.3 Взаимодействие Федерального Собрания РФ с судами и иными органами государственной власти 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

  

Введение:

 

История современного парламента, его палат и их аппаратов начинается с 1993 года – момента принятия Конституции Российской Федерации, которая предусматривала функционирование парламента нового типа – Федерального Собрания, состоящего из двух палат, как высшего законодательного и представительного органа.
Исследуя взаимодействие палат Федерального Собрания, как и иных конституционных органов Российской Федерации, целесообразно исходить из базовых доктринальных положений. В их числе аксиома, что к числу атрибутивных признаков государства относятся его органы, которые, функционируя, составляют основу механизма государства. В сопряжении с ним, как правило, рассматривается государственный аппарат. В конституционно-правовой теории категории «механизм государства» и «государственный аппарат» связываются вплоть до отождествления. Такое «доктринальное сращивание» порождает неясность в определении указанных понятий и их структурных компонентов, что оправдывает дополнительный научный интерес к их исследованию.
Основываясь на изложенном и подытоживая его, отметим, что государственный механизм представляет собой динамическую (понимаем, функционирующую, взаимодействующую) совокупность государственных органов, а государственный аппарат – совокупность людей, реализующих функции какого-либо государственного органа.
Отталкиваясь от доводов, определяющих соотношение государственного механизма и государственного аппарата в качестве синонимов, общего и части, динамичного и статичного явлений, полагаем целесообразным рассматривать механизм государства в качестве предназначенной для реализации функций государства системы его специальных органов, охватывающей все взаимосвязи между ними, включая опосредованные взаимодействием, а государственный аппарат – в качестве неотъемлемой части государственного механизма, представленной совокупностью людей, реализующих полномочия таких органов или содействующих этому.
Рассмотрим конституционные положения, структурно и содержательно конкретизирующие государственный механизм России и относящиеся к парламенту. Положение ч. 1 ст. 11 Конституции России дает основания утверждать, что Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) включено в механизм государства. Двухпалатность парламента требует акцента на том, что именно через взаимодействие органов государства обеспечивается реализация основных направлений деятельности государства и единство государственной власти. Отметим также, что конституционно предусмотрено их взаимодействие палат не только между собой, чему посвящен ряд исследований, но и с иными публичными субъектами.
В целях раскрытия содержания взаимодействия палат Федерального Собрания с иными органами государства проанализируем положения конституционных статей, где сосредоточены «объекты», по поводу которых Совет Федерации (ст. 102) и Государственная Дума (ст. 103) вынуждены или могут осуществлять «внешнее» взаимодействие. Это осуществляется по поводу утверждения границ между субъектами Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 102); определения исключительных режимов для функционирования органов государственной власти (п. п. «б», «в», «г» ч. 1 ст. 102); решения кадровых вопросов (п. п. «е», «ж», «з», «и» ч. 1 ст. 102; п. п. «а», «б», «в», «г», «д», «е», «з» ч. 3 ст. 103); выборов главы государства (п. «д» ч. 1 ст. 102). Отметим, что одни из этих «объектов» (например, кадровые и выборные) требуют систематического взаимодействия, иные (например, утверждение границ между субъектами Российской Федерации) – эпизодического. Рассмотрим названные конституционные «поводы» взаимодействия каждой из палат.
Исходя из совокупного толкования конституционных положений ч. 3 ст. 67 и п. «а» ч. 1 ст. 102, следует вывод, что в числе форм взаимодействия Совета Федерации с иными органами наличествует согласительное взаимодействие, выражающееся в «форме утверждения договора или соглашения», которое было заключено между субъектами Федерации. В данном случае происходит взаимодействие Совета Федерации с субъектами Федерации.
Актуальность исследования заключается в рассмотрении роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации
Предмет исследования – нормы права, определяющие роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих деятельность Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации
Цель курсовой работы – выявить содержание места и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации
Задачи:
1. сформулировать понятие и структуру Федерального Собрания;
2. рассмотреть теоретические основы места и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации;
3. исследовать внутреннюю организацию палат и основных принципов их работы
4. проанализировать деятельность Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации;
5. рассмотреть взаимодействие Федерального Собрания РФ с Президентом РФ;
6. выявить результаты взаимодействия Федерального Собрания РФ с судами и иными органами государственной власти .
Методы, использованные в работе – сравнение, описание, наблюдение, дедуктивные методы, методы анализа, аналитические методы.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

К органам законодательной власти относятся: Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.
По нашему мнению, законодатель должен исключить из состава Совета Федерации как палаты законодательного органа российского государства в первую очередь представителей исполнительной ветви власти. Учитывая тот факт, что парламентарии нашли возможность принять Закон РФ о поправке к Конституции РФ, включивший представителей России в Совет Федерации, представляется нелогичным мотивировать исключение представительной ветви власти из его состава нежеланием нарушать стабильность Основного закона РФ. Помимо того, и практика реализации данной поправки показала отсутствие востребованности в таких изменениях, вследствие чего, может быть, имеет смысл отказаться и от них.
Закон запрещает использование официальной позиции лица для проведения агитации и устанавливает относительно жесткие ограничения, нарушения которых могут служить основанием для отмены регистрации избирателей партии (Закон о выборах в Думу, статья 91). К числу других причин отмены регистрации относятся нарушения финансирования избирательной кампании и декларация о недобросовестных доходах кандидатов. Закон обязывает Центральную избирательную комиссию (ЦИК), главный государственный орган, ответственный за проведение выборов, проверить, что зарегистрированные кандидаты не имеют двойного гражданства или прав на постоянное проживание в иностранном государстве. Досрочные выборы могут быть разрешены не ранее, чем за пятнадцать дней до дня выборов за пределами России, в районах, которые труднодоступны, на борту судов, находящихся в море, и на полярных станциях. Российские граждане за рубежом обычно голосуют в день выборов в посольствах или консульских учреждениях Российской Федерации. Голосование является добровольным. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не допускаются к выборам.
С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. законодатель несколько раз менял нормы, регламентирующие порядок формирования верхней палаты российского парламента. Основной закон России предполагает принятие федерального закона, который должен регулировать сам процесс формирования Совета Федерации и те общественные отношения, которые должны складываться в рамках данного порядка между установленными им субъектами.
Сама формулировка статьи вызывает спор, когда речь идет о том, как все-таки должен формироваться Совет Федерации: избираться или назначаться? Так как статья говорит одновременно, с одной стороны, о порядке формирования Совета Федерации, но с другой — о порядке выборов депутатов Государственной Думы.
Конституционное положение, в соответствии с которым законопроекты, касающиеся доходов и расходов, можно рассматривать «только при наличии сведений о правительстве», существенно ограничивает контроль Федерального собрания государственных финансов. Две палаты законодательной власти также имеют право отменить президентское право вето законодательства. Конституция требует, по меньшей мере, двух третей голосов от общего числа членов обеих палат.
Различными правами и обязанностями обладают две палаты Федерального собрания. Совет Федерации, касается, прежде всего, вопросов, в отношении субнациональных юрисдикций, таких как корректировки внутренних границ и указы президента, устанавливающие военное положение или чрезвычайное положение. Как верхняя палата, она также несет ответственность за подтверждение и освобождение генерального прокурора и подтверждение судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда по рекомендации президента. Совету Федерации также поручено принять окончательное решение, если Государственная Дума рекомендует удалить президента с должности, бюджетные , налоговые и другие фискальные меры, а также вопросы, касающиеся войны и мира и ратификации договора. Однако при рассмотрении и решении большинства законодательных вопросов Совет Федерации имеет меньше полномочий, чем Государственная Дума. Все законопроекты, даже предложенные Советом Федерации, должны быть сначала рассмотрены Государственной Думой. Если Совет Федерации отклонит законопроект, принятый Государственной Думой, две палаты могут сформировать согласительную комиссию для разработки компромиссной версии законодательства. Затем Государственная Дума голосует за компромиссный законопроект. Если Государственная Дума возражает против предложений верхней палаты в процессе примирения, она может проголосовать большинством в две трети голосов, чтобы отправить свою версию президенту для подписания. Неполный характер работы Совета Федерации, его менее развитая структура комитета,
В заключении отметим, что законопроекты могут возникать в законодательной палате, или они могут быть представлены президентом, правительством, местными законодательными органами, Верховным судом, Конституционным судом или Высшим арбитражным судом в рамках их соответствующих полномочий. Проекты законов сначала рассматриваются в Государственной Думе. После принятия большинством полного состава Государственной Думы, Совет Федерации рассматривает законопроект, который имеет четырнадцать дней для внесения законопроекта в свой календарь. Согласительные комиссии являются предписанной процедурой для выработки различий в счетах, рассматриваемых обеими палатами.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
1.1. Понятие и структура Федерального Собрания РФ

Совет Федерации Федерального Собрания РФ (далее — Совет Федерации) — таково официальное наименование данной палаты Федерального Собрания РФ (далее — Федеральное Собрание). Особенностью современного российского бикамерализма можно считать то, что Совет Федерации часто именуют неофициально, но общепринято (в научной литературе и практической действительности) «верхней палатой», «второй палатой» (имеется такая традиция), хотя в российском законодательстве вышеуказанных дефиниций не существует. В этой связи, на наш взгляд, возникает вопрос о придании Совету Федерации еще одного официального наименования — «верхняя палата» Федерального Собрания и закрепления данного наименования в Конституции РФ и Регламенте Совета Федерации.
Совет Федерации — один из немногих постоянно действующих представительных органов в стране. Конституция РФ не допускает его роспуска, что придает правовой системе и политической действительности определенную стабильность.
Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 16266 утвердил Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В нем говорилось, что депутаты избираются на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ.
Двухлетний срок, установленный Конституцией РФ, для Совета Федерации первого созыва предполагал принятие соответствующего федерального закона в течение этого периода.
Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192‑ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» закрепил, что в верхнюю палату парламента РФ входят глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти субъекта РФ по должности. Представитель в Совет Федерации от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением палат .
Такой порядок формирования верхней палаты законодательного органа РФ вызвал, наверное, самое большое количество негативных оценок, к числу представителей которых автор относит и себя. На наш взгляд, одновременно являясь непосредственным руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации и членом Совета Федерации, достаточно трудно уделять должное внимание внутренним проблемам представляемого региона и интересам России. При этом представительство в Совете Федерации требует постоянного нахождения в Москве, а руководство законодательным или исполнительным органом государственной власти субъекта постоянного нахождения — соответственно в субъекте.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы