Конституционное право зарубежных стран Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Местное самоуправление во Франции и в России: принципы организации и компетенция: сравнительная характеристика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Трансформация отношений центральной и местной власти в процессе децентрализации управления во Франции 5
1.1. Децентрализация системы государственного управления во Франции 5
1.2. Территориальные реформы во Франции: от децентрализации к рецентрализации государственного управления 6
Глава 2. Особенности институциональных преобразований в России: реформа местного самоуправления 13
2.1. Конституционные основы местного самоуправления в России 13
2.2. Проблемы и перспективы реформы местного самоуправления в России 17
Глава 3. Сравнительная характеристика тенденций развития местного самоуправления в России и Франции 23
Заключение 30
Список используемых источников и литературы 32

 

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена тем, что местное самоуправление в таком огромном по территории государстве, как Российская Федерация, является важнейшей основой, базисом конституционного строя РФ, так как именно данный уровень власти отвечает за решение наиболее близких населению и насущных для него вопросов и проблем. Не случайно поэтому, что законодатель постоянно ищет способы наиболее эффективной организации данного уровня власти и оптимального взаимоотношения местных органов власти с государственной властью. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стало важным этапом реформирования системы местного самоуправления.
Множество юридических новелл, в том числе последних лет, ставит перед реальной правовой практикой множество новых вопросов, заставляя по-иному переосмысливать традиционные подходы к решению проблемы организации модели местного самоуправления, поиска наиболее оптимальной его структуры. Большое значение имеет в этой связи анализ проблем, накопившегося опыта, прогнозов хода и результатов муниципальной реформы. Наконец, особенно актуальное значение приобрета¬ет в настоящее время проблема порядка формирования органов местного самоуправления, их взаимодействия с федеральными и региональными органами власти.
В условиях динамично развивающихся процессов глобализации и интеграции представляется обоснованным изучение и учет зарубежного опыта правового регулирования вопросов местного управления и самоуправления. Франция, страна с богатыми демократическими традициями, прошедшая долгий путь становления местного управления и самоуправления, переживающая последствия децентрализации власти, является благоприятным объектом исследования.
Франция является одной из немногих европейских стран, которые накопили значительный опыт в области децентрализации государственного управления на основе расширения полномочий и ответственности органов местного самоуправления. Причем многие проблемы территориального управления, существующие во Франции, схожи с теми, которые сегодня приходится решать в России.
Объект исследования – местное самоуправление. Предмет курсового исследования – принципы организации органов местного самоуправления в России и Франции.
Цель работы – провести сравнительный анализ принципов организации и компетенции органов местного самоуправления в России и Франции.
В задачи работы входили следующие:
 рассмотреть процессы децентрализации и рецентрализации государственного управления во Франции;
 описать специфику становления и особенности развития структуры органов местного самоуправления;
 осветить конституционные основы местного самоуправления в России нормативное обеспечение структуры местного самоуправления; выявить проблемы и перспективы реформы местного самоуправления в России
 дать сравнительную характеристику тенденций развития местного самоуправления в России и Франции.
Методы: анализ и синтез эмпирических данных; системный анализ; ретроспективный подход; сравнительный анализ.
В соответствии с поставленными целью и задачами работы была определена ее структура: введение, 3 главы, заключение и список используемых источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного сравнительного анализа правового положения местного самоуправления и его органов, статуса, полномочий, особенностей их разграничения в системе государственной власти России и Франции, можно сформулировать следующие основные выводы.
Многие проблемы, поставленные в рамках последней реформы во Франции, актуальны и для современной России. Однако у нас они имеют свою специфику.
Во Франции сейчас поставлена задача расширения полномочий регионов (верхнего уровня административно-территориального устройства) с целью укрепления их роли в социально-экономическом развитии, при том что решение основной массы повседневных проблем населения (и соответственно наибольшая часть суммарных расходов местных бюджетов) приходится на коммуны (нижний уровень). В России сложилась иная ситуация: муниципальные образования остаются сравнительно слабым структурным элементом вертикали власти при значительной концентрации власти и управления в руках субъектов Федерации. В этих условиях речь должна идти скорее о перераспределении ответственности (и соответственно ресурсов) с верхнего уровня управления на нижний.
При этом проблема территориальной раздробленности и особенно развития межмуниципального сотрудничества имеет большое значение для России в настоящее время. Как известно, в результате муниципальной реформы 2003 года количество муниципальных образований выросло практически в 2 раза (с 11,7 тыс. в начале 2003 года до 22,4 тыс. в 2016 году). Учитывая слабое ресурсное обеспечение большинства муниципальных образований и высокий уровень их дотационности, постановка вопроса о развитии различных форм межмуниципального сотрудничества представляется крайне своевременной.
Следует отметить и еще одно направления реформ во Франции, которое пока не получило должного внимания в России. Речь идет о повышении роли городов в местном развитии за счет создания межмуниципальных объединений, включающих города и прилегающие к ним территории. К сожалению, в России муниципальная реформа сосредоточилась на организации самоуправления в сельской местности, а городская проблематика почти не рассматривалась. Между тем именно города в современных условиях являются центрами экономического роста, их успешное развитие считается важной предпосылкой обеспечения конкурентоспособности любой страны.
Существует в России (как и во Франции) проблема поиска разумного баланса между централизацией и децентрализацией управления. В последние годы огосударствление института местного самоуправления и его встраивания в вертикаль власти способствовали укреплению тенденции к централизации, что осложнило процесс становления отечественного института самоуправления.
Учитывая сходство многих проблем, стоящих в настоящее время перед руководством Франции и Российской Федерации, а также наличие специфических для нашей страны проблем (чрезмерная зарегулированность местного самоуправления в целом, неразвитость институтов межмуниципального сотрудничества, дотационность значительной части местных бюджетов, отсутствие четкой концепции управления городским развитием и др.), крайне важной задачей становится изучить мировой опыт по их решению. Возможно, это поможет избежать некоторых ошибок и выстроить более действенную систему управления территориальным развитием.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Трансформация отношений центральной и местной власти в процессе децентрализации управления во Франции

1.1. Децентрализация системы государственного управления во Франции

Исторически система административно-территориального устройства во Франции формировалась на основе принципа централизации государственной власти и безусловного подчинения нижних уровней управления верхним. Несмотря на многочисленные усилия по децентрализации, которые особенно активно предпринималась с 1982 года, Франция остается более централизованным государством по сравнению со своими ближайшими соседями (Германией, Испанией, Бельгией, Швейцарией, Италией) .
Франция имеет достаточно сложное административно-территориальное устройство, включающее, помимо центральной администрации (государства), три основных уровня – коммуны, департаменты, регионы. В соответствии c законодательством административно-территориальные единицы обозначаются термином «территориальные сообщества». По состоянию на 1 января 2015 года в стране насчитывалось более 36 529 коммун, что составляет более 40 % всех коммун ЕС-28. При этом в 54 % коммун проживало менее 500 человек, а в 10 % коммун – менее 100 чел. Показатель средней численности жителей коммун у Франции самый низкий в ЕС-28 (1737 чел.). Высокий уровень территориальной раздробленности является одной из наиболее острых проблем современной Франции.
Современная реформа территориальных коллективов, провозглашенная Правительством Франции и активно обсуждаемая в политических и общественных кругах с начала 2009 г., в конце прошлого года получила свое законодательное оформление. Закон № 2010-1563 от 16 декабря 2010 г. о реформе территориальных коллективов положил конец многочисленным дискуссиям и открыл новую страницу в жизни французского местного самоуправления .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы