Курсовая теория на тему Мертон о девиантном поведении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Раздел 1. Общая характеристика социологической концепции Р. Мертона 4
Раздел 2. Девиантное поведение как феномен современного общества 13
Раздел 3. Р. Мертон об индивидуальных способах адаптации к аномии 25
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Тема девиантного поведения, я думаю, что это очень актуальная по нескольким причинам. Каждое общество содержит в своей структуре противоречия, порождающие конфликты. Различия в количестве противоречий в их содержании. Что касается современного общества, то очевидно, что его мобильность, скорость его саморазвития значительно возрастают с каждым днем.
Разнообразие технических инноваций, новый взгляд на науку, изменения в традиционных социальных системах, таких как система образования, система управления, экономическая система — все это характеризует современное общество.
Современный этап развития российского общества характеризуется множеством радикальных изменений и реформ во всех сферах общественной жизни. Эти процессы носят сложный, противоречивый характер. Они свидетельствуют о трансформации сущности общественных отношений, которая дает ученым-социологам право характеризовать существующий тип российского общества как «переходный».
В переходном обществе с наибольшей остротой проявляется целая система социальных противоречий, которые являются источниками социальных изменений. «От выживания к развитию» — это главный вектор реформирования российского общества. И учитывая его противоречивые ответы, неизбежно встал вопрос: каковы внутренние детерминанты процессов движения, изменения и развития?
Понятно, что противоречия между старыми нормами и принципами и новыми, которые люди еще успели приспособить, могут вызвать социальные конфликты и, как следствие, различные проявления аномии и девиантного поведения. Новые элементы основных социальных институтов находятся под влиянием и тяготеют к необходимости достижения новых целей. Соответственно, функциональная нагрузка социальных институтов меняется. Таким образом, конфликты и противоречия могут возникать внутри одного и того же социального элемента.
Цель исследования: раскрытие сущности структурных источников аномии и девиантного поведения на основе рассмотрения противоречий и конфликтов социальной структуры, основанных на подходе Роберта Мертона.
Объект исследования: социологическая концепция Р. Мертона.
Предмет исследования: Мертон о девиантном поведении.
Задачи, которые составляют цель этой работы, включают в себя следующее:
— дать общее описание социологической концепции Р. Мертона;
— определить аномию и девиантное поведение в рамках социологического подхода;
— описать основные виды аномии;
— описать взгляд Мертона на поведенческое соответствие личности как средства социальной адаптации;
обобщить и сделать вывод о вкладе Роберта Мертона в исследование источников аномии и девиантного поведения.
Заключение:
Роберт Мертон внес неизмеримый вклад в развитие теории аномии и девиантного поведения. Он пришел к выводу, что аномия возникает из-за определенных обстоятельств, а девиантное поведение является адекватной и нормальной реакцией на социокультурные условия общества, структура которого противоречива. Именно при наличии противоречий и, как следствие, конфликтов Мертон видит основную причину аномии.
Мертон называет основным структурным источником аномии и девиантного поведения разделение норм и индивидуальных возможностей для достижения целей, предписанных этими нормами. Основная идея Мертона заключается в том, что девиантное поведение и аномия могут быть объяснены как симптом разделения культурно предписанных устремлений и средств, которые общество предлагает для достижения этих устремлений. Мертон рассматривает аномию и девиантное поведение как продукт социальной структуры в той же степени, что и конформистское поведение.
Окончательная адаптация в типологии Мертона, бунт, обозначена другими обозначениями, чем другие адаптации. Два знака «±» показывают, что бунтарь не только отвергает цели и средства сложившегося общества, но и активно пытается заменить их новыми целями и средствами. Таким образом, эта адаптация относится к ролевому поведению политических девиантов, которые пытаются значительно изменить существующую структуру общества.
В более поздней работе (1966) Мертон использует термин «несоответствие», чтобы противопоставить бунт другим формам отклоняющегося поведения, которые являются «аберрантными». Несоответствующий бунтарь не является скрытным, как и другие, отклоняющиеся от нормы отклонения, и не просто участвует в поведении, которое нарушает институциональные нормы общества. Бунтарь публично признает свое намерение изменить те нормы и социальную структуру, которые они поддерживают, в интересах построения лучшего, более справедливого общества. Мертон предполагает, что восстание наиболее характерно для «членов растущего класса» (1957: 157), которые вдохновляются политическими идеологиями, которые «обнаруживают источник масштабных разочарований в социальной структуре и изображают альтернативную структуру, которая, по-видимому, не будет порождают разочарование достойных »(1957: 156).
Привлекательность теории Мертона и главная причина ее далеко идущего воздействия на область отклонений заключается в его способности извлекать объяснения разнообразного ассортимента отклоняющихся явлений из относительно простой аналитической структуры. Это именно то, что должна делать общая теория отклонений. Полезность или адекватность объяснений Мертоном этих форм девиантного поведения — это, конечно, отдельный вопрос, который привел к большому количеству дополнительных теоретических и эмпирических работ в традиции аномии. Мертон продолжал играть активную роль в совокупном развитии этой макронормативной традиции посредством своих опубликованных ответов на различные критические замечания, модификации и эмпирические проверки своей теории социальной структуры и аномии (1957: 161–194; 1959; 1964; 1966; 1976).
Концепция аномии Роберта Мертона нашла применение в прикладных социологических исследованиях.
Основываясь на работах Мертона, раскрывающих сущность теории аномии, социологи, такие как Роберт Дубин, Ричард Клобад, А. Коэн, Ф. Харари и другие, работали и предлагали различные варианты анализа нормативной структуры.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Общая характеристика социологической концепции Р. Мертона
Роберт Кинг Мертон (р. Майер Роберт Schkolnick; 4 июля 1910 – 23 февраля 2003) — американский социолог. Большую часть своей карьеры он преподавал в Колумбийском университете, где получил звание профессора Университета. В 1994 году он был награжден Национальной медалью науки за вклад в эту область и за создание социологии науки. Он считается отцом-основателем современной социологии, а также получает статус за работу, которую он внес в криминологию [19,c.88].
Мертон разработал известные концепции, такие как «непредвиденные последствия», «референтная группа» и «напряжение роли», но, возможно, наиболее известен терминами «ролевая модель» и «само исполняющееся пророчество». Одним из центральных элементов современной социологической, политической и экономической теории является само реализующееся пророчество — один из видов процесса, посредством которого вера или ожидание влияют на исход ситуации или на поведение человека или группы. По определению Мертона, «само реализующееся пророчество-это, в начале, ложное определение ситуации, вызывающей новое поведение, что делает изначально ложное представление реальностью.»[6]
Работа Мертона над «ролевой моделью» впервые появилась в исследовании по социализации студентов-медиков Колумбийского университета. Термин вырос из его теории референтной группы, группы, к которой люди сравнивают себя, но к которой они не обязательно принадлежат. Социальные роли занимали центральное место в теории Мертона о социальных группах [4]. Мертон подчеркнул, что вместо того, чтобы человек взял на себя одну роль и один статус, он имеет статус, установленный в социальной структуре, которая имеет целый набор ожидаемых моделей поведения. Работы Мертона часто сравнивают с работами Талькотта Парсона. Мертон поступил на курс теории Парсона в Гарварде, и он восхищался работой Парсона, потому что она познакомила его с европейскими методами теории, а также расширила его собственные идеи и выводы о социологии. Однако, в отличие от Парсонса, который подчеркивал необходимость создания общей основы социальной науки, Мертон предпочитал более ограниченные теории среднего диапазона. Позже Мертон объяснил в своих работах: «хотя Парсонс произвел на меня большое впечатление как мастер-строитель социологической теории, я обнаружил, что отступаю от его способа теоретизации (а также от его способа изложения) [10].»
Мертон сам создал свою теорию очень похожую на теорию Эмиля Дюркгейма в его работе «самоубийство» или Макса Вебера в протестантской этике и духе капитализма. Мертон считал, что теории среднего диапазона обходят неудачи более крупных теорий, потому что они слишком далеки от наблюдения социального поведения в конкретной социальной обстановке. Согласно Мертону, теория среднего диапазона начинает свое теоретизирование с четко определенных аспектов социальных явлений, а не с широких абстрактных сущностей, таких как общество в целом. Теории среднего диапазона должны быть твердо подкреплены эмпирическими данными. Эти теории должны быть построены с наблюдаемыми данными, чтобы создать теоретические проблемы и быть включены в предложения, которые позволяют эмпирическое тестирование. Теории среднего диапазона, применимые к ограниченному диапазону данных, выходят за рамки простого описания социальных явлений и заполняют пробелы между эмпиризмом и великой или всеобъемлющей теорией [2,c.175].
Мертон утверждал, что общая теория деформаций развивается из-за этой блокировки в жизни человека, которая не позволяет ему достичь своей цели, что, по сути, приводит к девиантному поведению. Мертон использует прогресс в достижении «американской мечты» в качестве примера. Если человек не может достичь этого, это может оказаться разочаровывающим для человека и может привести к прорыву в незаконные маршруты побега или преступность на основе гнева. Эта теория имеет много критических замечаний, поскольку она не учитывает социальный класс человека, поскольку кто-то, как более низкий социально-экономический уровень, может не стремиться к достижению «американской мечты», то есть им не нужно совершать незаконные действия. Это также создает идею о том, что только люди, которые попадают под скобки более низких социально-экономических, являются единственными, кто станет преступником, и люди, которые достигли «американской мечты», не будут, что просто неправильно.[12]