Курсовая теория на тему Механизмы защиты предпринимательства от недобросовестной конкуренции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Понятие конкуренции. Добросовестная и
недобросовестная конкуренция 5
1.1 Понятие
основные положения экономической конкуренции. 5
1.2
Добросовестная и недобросовестная конкуренция. 10
Глава 2. Анализ механизмов защиты
предпринимательства от недобросовестной конкуренции в Архангельской области. 20
2.1 Общая
характеристика Архангельской области. 20
2.2
Мероприятия по защите от
недобросовестной конкуренции и санкции за ее совершение в Архангельской области. 25
Заключение. 32
Список литературы: 35
Введение:
Современная рыночная
экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из разнообразных
производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур,
взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм, и объединяемых
единым понятием — рынок.
Ключевым понятием,
выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции
(competition). Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного
хозяйства. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является
стремление превзойти других. Предметом конкурентного соперничества на рынках являются
доли рынка, контролируемые теми или иными товаропроизводителями.
Конкурентная борьба — это
динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Актуальность
темы. В экономической
системе развитых стран мира оптимально сочетаются рыночные рычаги
саморегулирования народного хозяйства с государственным регулированием.
Несмотря на это, экономика этих стран периодически испытывает кризис. Одной из
весомых причин не срабатывания механизма сочетания рыночных и государственных
рычагов регулирования экономики является существование монополий в различных
сферах народной жизни большинства стран мира. Монополии, процесс монополизации
экономики имеют существенные негативные последствия: монополии подавляют
конкуренцию — важную движущую силу экономического прогресса; они способны
увеличивать доходы, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену; склонны
к замедлению научно-технического прогресса; подвержены хищническому
использованию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды; уничтожают малый
и средний бизнес; монополизируют средства массовой информации, с помощью
которых влияют на сознание населения в необходимом им направлении; оказывают
давление на правительство в поисках неправомерных льгот и привилегий.
Создание конкурентной
среды и преодоление монополизма является одним из важнейших направлений
экономической реформы в России. Теоретические основы изучения природы
конкуренции заложили классики экономической теории А.Смит, Д. Рикардо, а
продолжили — Й. Шумпетер, Э. Чемберлин и Дж. Робинсон. Проблему выработки
антимонопольной политики и ее реализации в России отражены в публикациях таких
авторов, как: С. Ежова, С. Гудым и М. Игнатьев, С. Борисенко, Т. Бень, Г.
Лозовая, В. Костусев, Ю. Архангельский, В. Лагутин.
Целью курсовой работы
является раскрытие механизмов защиты предпринимательства от недобросовестной конкуренции
в Архангельской области.
Задачи курсовой работы:
— дать определение
конкуренции;
— рассмотреть основные
виды недобросовестной конкуренции;
— дать общую
характеристику Архангельской области;
— рассмотреть состояние
конкуренции в Архангельской области;
— проанализировать
антимонопольное законодательство Архангельской области.
Объект курсовой работы: рынок
в условиях добросовестной и недобросовестной конкуренции.
Предмет курсовой работы: мероприятия
по защите предпринимательства от недобросовестной конкуренции в Архангельской
области.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав (которые разбиты на пункты), заключения и списка
литературы.
Заключение:
Конкуренция является необходимым
и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
Явление конкуренции имеет
свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию
инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество
продукции, высокую производительность труда, минимизацию расходов, реализацию
принципа оплаты труда по ее качеству и количеству, возможность регулировки со
стороны государства. К негативным последствиям — то, что победа одних
сопровождается тяжелым, а иногда катастрофическим поражением других, применением
нечестных приемов, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические
нарушения и др.
Говоря о негативных
методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что конкуренции
присуще и такое явление, как промышленный шпионаж. Конечно, нельзя отрицать
определенную эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает
значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. Однако
промышленный шпионаж не может заменить развития ни в отраслевых,
государственных и глобальных масштабах, не может заменить
научно-исследовательские работы, открытия, если все время пользоваться чужим,
похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что
в конечном итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция
несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция — значительно
меньшее зло, чем монополия, которая злоупотребляет своим положением в
экономике.
Конкуренция —
определяющее условие поддержания динамизма в экономике, в условиях конкуренции
создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида
продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Внутренняя экономическая политика современной России функционирует в
условиях с одной стороны жесткого администрирования в сфере монополизации
производства, с другой, развития неконтролируемой самостоятельности отдельных
субъектов хозяйствования по вопросам финансово-производственной деятельности.
Это в значимой степени усложняет и негативно влияет на эффективность и антимонопольной
работы в государстве.
С целью устранения этих проблем необходимо разработать и принять соответствующие
конкретные законодательные акты, которые учитывают, как специфические
особенности страны, так и мировой опыт. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное
законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно
базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах. Закон Шермана
(1890) запрещал тайную монополизацию торговли, единоличный контроль в той или
иной отрасли, сговор о ценах. Закон Клейтона (1914) запрещал ограничительную
деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях , а
только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции),
определенные виды слияний, например «директората» и прочее. Закон
Робинсона-Пэтмэна (1936) — это запрет на ограничительную деловую практику в
области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и прочее.
Подобных взаимосвязанных антимонопольных законов по преодолению монополизма
в сфере торговой деятельности в России пока нет.
Поэтому сейчас необходимо принять соответствующие правовые, прежде всего
антимонопольные меры, адекватные мерам по регулированию монополизма в
производственной базе и хозяйственных отношениях. Это дозволит достичь уровня
практического воплощения антимонопольной экономической политики государства на
условиях внедрения понятных и прозрачных правил «игры» на всех стадиях
прохождения товаров от производителя до конечного потребителя.
Решение данной проблемы видится не в том кому предоставлять право
антимонопольного регулирования, а в реальном исполнении правовых норм всеми
участниками рыночных отношений, в обеспечении надлежащей направленности
антимонопольной деятельности, что достигается путем согласованности механизмов
и инструментов экономического и правового регулирования с учетом принципов
прозрачности, законности, экономической целесообразности и равенства всех
участников перед законом.
Фрагмент текста работы:
Понятие основные положения экономической конкуренции
Конкуренция (от
позднелат. Сoncurrentia — соревнование, соперничество) означает
состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия
ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия
реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимой потребителю
продукции. Выражается в экономическом соперничестве отдельных
товаропроизводителей, которое происходит между ними с целью удовлетворения
своих потребностей, обеспечения выгодных условий производства и сбыта товара,
получение наивысшей прибыли и т. п.
Концептуально
экономическая конкуренция возможна лишь при условии сбалансированного сочетания
частных интересов ее участников и публичных интересов — по соблюдению прав и
законных интересов потребителей, государства как организатора хозяйственной жизни
в обществе, территориальных общин в сфере хозяйствования. Только при условии,
что требует от участников рыночных отношений добросовестного поведения в
процессе производства и сбыта, возможна реальная конкуренция и, соответственно,
ее положительное влияние на экономику и интересы потребителей. Собственно под
экономической конкуренции понимают как соревнование между субъектами
хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ
над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты
хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами,
покупателями, а отдельный субъект государства может определить условия оборота
товаров на рынке. Конкуренция, урегулированная законодательством — это легализованная
форма борьбы за существование на рынке, благодаря чему достигается
сбалансированность между спросом и предложением, а в конечном итоге между
общественными потребностями и производством. Ее роль в следующем: обеспечить
оптимальный баланс интересов, предотвратить получение хозяйствующими субъектами
сверхприбылей; обеспечить нормативный уровень качества товаров; обеспечить
необходимые объемы товарного наполнения рынка.
При таких условиях
конкурентная политика — это деятельность государственных органов, направленная
на создание и развитие конкурентной среды, защиту конкуренции, антимонопольное
регулирование с целью повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования,
стимулирование эффективности производства, лучшего удовлетворения потребностей
потребителя.
В соответствии со ст. 34
Конституции России, не допускаются злоупотребления монопольным положением на
рынке, неправомерное, ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный
запрет касается деятельности, направленной на недопущение, ограничение или
устранение конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов
правонарушений.