Стратегия инновационного развития городского хозяйства Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Механизмы создания и управления городскими инновационными программами

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты
городского управления инновационным развитием муниципальных образований
. 7

1.1.
Особенности и сущность муниципального менеджмента. 7

1.2. Управление инновационным
развитием муниципальных образований
. 13

Глава II. Особенности создания и
управления городскими инновационными программами
. 19

2.1.
Особенности стратегического планирование инновационного развития города  19

2.2. Стратегические
направления в развитии городского хозяйства
. 23

Заключение. 29

Список
использованных источников. 32

 

  

Введение:

 

Актуальность тематики курсовой работы
обусловлена тем, что городское хозяйство сегодня представляет собой сложную
структурированную систему.  Основные
направления в развитии городской экономики, регулирование управления
посредством повышения эффективности от мета до микровоздействия с учетом
развития глобализации.  Выявление проблем
целевого воздействия является ключом к социально-экономическому развитию
экономики города.  Выявлены факторы
нестабильности в развитии различных секторов городского хозяйства, формы
концентрации производства. В этом плане администрация города крайне актуальна.

Кроме того, текущая ситуация в
российских регионах определяется общим экономическим состоянием страны, но
каждый регион также имеет свои особенности социально-экономической ситуации.
Перед всеми регионами стоит задача выхода из кризиса и обеспечения устойчивого
социально-экономического развития. Специфика кризиса в отдельных регионах
определяется как объективными факторами (специфика положения региона по
отношению к социальному разделению труда, отраслевой структурой, географическим
положением, природными ресурсами), так и субъективно (региональные методы
управления и стабильности ведения бизнеса, обеспечение рабочими местами). Все
это определяет актуальность проблемы эффективного управления
социально-экономическим развитием регионов.

На основе новых научных идей,
подходов, механизмов и методов сегодня необходимо разработать инновационную
концепцию управления, которая связана с изменением содержания и структуры
общественного развития [19].

В практике государственных и местных
органов власти все большее значение приобретают передовые методы управления в
частном секторе на уровне основного производственного звена.  Это включает формирование специальных рабочих
групп и методов стратегического планирования, расширения прав и возможностей,
маркетинга и управления корпоративной культурой, а также многих других методов
и приемов управления.  Современные
информационные технологии применяются в практике регионального управления.
Управление развитием региона все больше основывается на управлении и финансовых
инновациях. Происходит постепенный переход от традиционной модели управления,
основанной на следующих инструкциях, к новой модели управления, в которой
основное внимание уделяется результатам и становится элементом системы.  При этом результат — не только высокая
эффективность на всех уровнях государства и региона, но и повышение уровня
жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения и инфраструктуры.

Инновации играют ключевую роль в
развитии экономики города, поскольку они создают возможности для привлечения
новых производительных сил в производство, повышения эффективности труда и
производства, качества производимых продуктов и услуг и улучшения жизни
людей.  В процессе разработки и
использования инноваций продолжается процесс развития человека — реализация
интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого
роста [15].

Кризисная ситуация в коммунальных
предприятиях, изношенность технических сетей, общественного транспорта и многие
другие проблемы повышают актуальность решения инновационных проблем на местном
уровне.

Основной проблемой, сдерживающей
инновационное развитие экономики России, является отсутствие системного
регулирования инновационного развития территорий, то есть административных
уровней инновационной деятельности субъектов хозяйствования (федеральных, региональных
и местных органов власти), игнорирование комплексного стратегического
планирования инновационной деятельности.

Актуальность разработки современной
модели управления социально-экономическим развитием городов России обусловлена
тем, что подавляющее большинство из них не имеют природных и промышленных
ресурсов и необходимы для их развития и повышение качества уровня жизни.

Недостаточная проработка инновационных
стратегий социально-экономического развития городов России и возрастающая
практическая значимость данной проблемы в условиях современной экономической
ситуации.

Степень научной проработанности
проблемы.  Отправной точкой для
управления социально-экономическим развитием сообществ является С.Б. Барнс, М.
Бромвич, Л. Крушвиц и С.И. Абрамова, Я.М. Гохберг, А. Индрисова, Ю.П. Морозова,
Е.А. Уткина, Р.А. Фатхутдинова.

Общетеоретические проблемы
градостроительства Российские экономисты А.Г. Аганбегян, Н. Агафонова, Н.А.
Аитова, М. Борщевский, В.А. Воротылова, М. Гла-зырина, Г.  Граница, И. 
Ильина, В.Я. Любовный, В. Лексин, В. Мамутова, Н. Некрасова, Э.
Панченко, Б. Хорева, Н. Чумаченко.

В последние годы в России проводилась
работа по изучению текущих тенденций и моделей развития всей страны, а также
отдельных регионов и муниципалитетов. К ним относятся Алексеева Ю.П.,
Егорейченко
А.Б., Землянухина С.Г., Иваненко Л.В., Киселева Н.Н., Кузнецова А. И.,
Орловская А.А.,  Суворова В.В., Швецова, Ю.М.  Тасеев В.Б., Швырков.  В работе этих исследователей учитываются
различные аспекты управления освоением земель, что объясняет актуальность
данной темы.

Объектом исследования является особенности разработки
инновационных программ муниципальных образований России.

Предмет исследования — механизмы
формирования стратегических инновационных программ городского развития и
механизмы их эффективной реализации.

Целью исследования являются механизмы
использования инновационных технологий в управление городским хозяйством.

Для достижения этой цели в работе
потребовались следующие задачи:

1.    
Изучить
особенности и сущность муниципального менеджмента;

2.    
Рассмотреть
управление инновационным развитием муниципальных образований;

3.    
Раскрыть
особенности стратегического планирования инновационного развития города;

4.    
Показать
стратегические направления в развитии городского хозяйства.

Теоретической и методологической
основой исследования являются концептуальные положения, содержащиеся в научных
трудах ведущих отечественных экономистов в области стратегического
программирования, законодательства, материалах экономических и практических
конференций.

Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Отметим, что концепция инновационного
метода возникает из определения обычного метода и представляет собой метод
управления всей структурой системы с использованием нововведений в основных
функциях управления, которые позволяют поддерживать стабильность систем и
добиваться долгосрочного развития. В свою очередь инновационный метод — это
когда система, в которой применяется тот или иной метод, превышает некоторые
инновационные пределы. Первый — это накопленный опыт, знания и научные
открытия, а второй — эффективность, то есть когда перестают работать обычные
методы управления, поэтому необходимо внедрять инновации в систему
управления. 

Инновации лежат в основе
экономического прогресса.  Они играют
ключевую роль в осознании ключевой важности устойчивого развития —
экономического роста через гармоничное сочетание защиты окружающей среды и
социального прогресса. Необходимость применения инновационных методов
управления связана с их ролью. Инновационная деятельность компании может стать
одним из основных условий формирования конкурентной стратегической перспективы,
сохранения и расширения рынка.  Инновации
для более крупной системы — это один из способов достижения положительной
производительности.

При применении инновационной системы
управления к городской  структуре большое
внимание следует уделять характеристикам процессов инновационного развития в
городе. Основными элементами характеристик являются ориентация на
специализированные отрасли города, предоставление ресурсов и характеристики
власти, необходимость государственной поддержки инновационной деятельности,
реализация инновационных программ в регионе, непрерывный мониторинг и процесс
группировки.

Направление развития городского
хозяйства сейчас становится не менее важной характеристикой.  В этой связи можно выделить региональные
системы, ориентированные на инновационное развитие, оборонно-промышленный
комплекс, атомная промышленность и другие. 
Каждый город и в целом регион, в свою очередь, может быть отнесен к той
или иной инновационной классификации.

Поскольку региональные и городские
системы являются управляемыми объектами, можно сказать, что для эффективного
управления можно применить метод оптимизации структурно управляемых
единиц.  Это позволяет сократить и интегрировать
ряд систем для повышения мобильности всей структуры управления в Российской
Федерации.  Применение инновационных
методов управления в региональной системе должно быть неразрывно связано с
формированием и реализацией инновационных стратегий в регионе и городе.

Помимо соблюдения стандартных
стратегий управления, каждый город страны, перешедший на инновационные методы,
должен применять определенную стратегию, учитывающую все принципы применения
инновационных механизмов в системе управления. 
Поэтому рекомендуется различать четыре инновационные стратегии:
стратегию активизации политики большинства, стратегию самодостаточности,
стратегию информационного и технического развития и стратегию мобилизации усилий.
Первая стратегия очень полезна, когда город или регион изменился или
переключился на управление кластером. В рамках этой стратегии необходимо
проводить мониторинг компаний, оценивать текущее положение компаний, сравнивать
деятельность отраслей в одном направлении и определять вероятность объединения
таких компаний в группы.  Вторая
стратегия связана с переходом региональной системы к самоуправлению и
самоорганизации. Суть стратегии — изменить структуру рыночных отношений и
снизить зависимость городского хозяйства от продуктов и интеллектуальных услуг
из других регионов и городов. Третью стратегию целесообразно внедрять в
областях, которые полностью или частично автоматизированы. Целью данной
стратегии является внедрение автоматизированных технологий в «региональную
жизнь», стимулирование развития ИТ-технологий и наполнение базы данных
соответствующими знаниями и информацией. Наконец, стратегия концентрации
больших усилий подходит как для регионов, где для управления используются
кластеры и автоматизированные подходы, так и для экономических зон, которые
возникают в результате оптимизации управляемых единиц.  Важность этих инновационных стратегий
заключается в том, что городские хозяйственные системы не противоречат
принципам инновационного управления.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I.
Теоретические аспекты городского управления инновационным развитием
муниципальных образований

 

1.1. Особенности и сущность
муниципального менеджмента

 

В современных сложившихся
социально-экономических условиях среди отраслей научного знания особое значение
приобретает муниципальное управление — научная дисциплина в системе
экономических знаний, изучающая управление региональными
социально-экономическими системами. Понятие «менеджмент» рассматривается в
современной экономике как наиболее эффективный тип управления, отвечающий целям
рыночной экономики.

Местное самоуправление понимается в
более узком и широком смысле слова.  В
первом случае речь идет о практике регулирования социально-экономических и
социально-политических процессов в городах и районах, поселках силами и
средствами местного самоуправления, входящими в их компетенцию.  Во втором случае городское самоуправление
раскрывается как совокупность организационно-экономических отношений,
реализуемых в этих территориальных системах государства, региона, местных
органов власти и управления, негосударственных экономических структур,
политических партий и других любительских общественных организаций, конфессий и
СМИ [3].

Местное самоуправление возникло в
результате относительной изоляции и интеграции интересов жителей поселений с
целью реализации этих интересов и связано с появлением определенного типа
административной работы, направленной на нужды местных сообществ.  Местное управление осуществляется там, где и
когда и где есть территориальное сообщество, где люди взаимодействуют в своей
повседневной жизни, с акцентом на поддержание и развитие ценностей и взглядов,
которые развились в этом типе поселений.

С помощью администрации города
обеспечиваются все основные бытовые условия и потребности населения: жилье,
связь, общественный порядок, образование и медицинское обслуживание. За счет
муниципального бюджета перераспределяется 20-40% ВВП, в структуре местного
самоуправления занято до 20-30% трудоспособного населения, размещается до 1/3
имущества городов и районов [12].

О масштабах местного самоуправления в
истории России свидетельствует тот факт, что оно осуществлялось более чем в
тысяче городов, почти в двух тысячах районов, более чем в двух тысячах
городских поселений и более чем в 24 тысячах муниципальных образований.
Различия между ними были очень значительными. 
В стране есть города и регионы, как в зачаточном состоянии, так и
находящиеся в авангарде научно-технического прогресса и являющиеся своеобразным
«локомотивом прогресса».

Практический механизм местного
самоуправления включает институциональные и организационные структуры, методы
установления правовых и административных норм, разработку, принятие и
реализацию управленческих решений, этносоциальных и других требований, а также
других реальных регуляторов городов и регионов. Организация этой деятельности
довольно сложна и включает механизмы политического, социального,
административного и экономического управления.

Муниципальная администрация выполняет
следующие функции [7]:

1. Анализ, оценка, разработка
прогнозов, сценариев, программ и планов социально-экономического развития
городов и районов;

2. Содействие увеличению и
использованию трудового потенциала муниципальных образований, их научного,
технического и интеллектуального ядра;

3. Поддержка и развитие социальной и
производственной инфраструктуры;

4. Инициировать конкуренцию при
оказании услуг населению, в том числе муниципальным структурам;

5. Пополнение местного бюджета и его
рациональное использование;

6. Получение средств вне бюджета;

7. Владение и продажа коммунального
имущества, его рациональное использование;

8. Создание условий для развития
рыночной среды, ее инфраструктуры и предпринимательства;

9. Организация рабочих мест,
оптимизация занятости и демографической нагрузки на экономику муниципальных
образований и экономически активное население;

10. Установление и укрепление
экономических и производственных отношений с другими городами и регионами;

11. Взаимодействие местных органов
власти с коммерческими банками, инвестиционными, страховыми и другими
структурами, в том числе в других регионах и за рубежом.

Одним из важных вопросов, которые
подлежат администрированию местного территориального самоуправления, являются
вопросы, связанные с управлением, это [14]:

       построение наиболее приемлемой и
эффективной системы управления для каждого муниципального образования;

       разработка и принятие уставов по
формированию сообществ и контроль за их соблюдением; 

       финансовая и экономическая поддержка и
обеспечение муниципального образования.

Темой местной экономики является
территориальная экономика в городах, районах и т.д., которая охватывает
производственную и социальную сферы экономики. 
Социальная инфраструктура сообщества включает в себя:

       жилищно-коммунальные услуги,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы