Курсовая теория на тему Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ЗАЩИТА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Развитие научных представлений о психологической
защите. 5
1.2 Виды и механизмы психологической защиты.. 13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.. 18
2.1. Особенности становления и развития личности в
контексте изучения механизмов психологической защиты.. 18
2.2 Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии в
структуре профессиональной деятельности. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
В последние
десятилетия проблема личности занимает важное место в отечественной и зарубежной
психологии. Научный интерес к его изучению обусловлен универсальностью феноменологии
личности, междисциплинарным статусом проблемы. Однако, несмотря на появление большого
количества работ, направленных на изучение закономерностей развития личности, проблема
развития ее психологических механизмов, оптимизирующих взаимодействие с социальной
средой, остается без внимания отечественных ученых.
Кроме
того, особую актуальность разработке данной проблемы придают процессы, происходящие
в стране в настоящее время. Состояние развития личности в современном российском
обществе характеризуется крайней нестабильностью, обусловленной социально-экономическими
и политическими изменениями. Нарушение привычных, уже сложившихся стереотипов жизни
и увеличение потока агрессивно насыщенной информации снижает устойчивость человека
к деструктивным воздействиям.
Теоретический
анализ литературы, посвященной проблеме психологической защиты, показал, что в современной
российской науке накоплен богатый теоретико-эмпирический материал, отражающий многомерность
и противоречивость данного явления. При этом остается неясным вопрос о том, какие
механизмы личности позволяют ему конструктивно противостоять агрессивной среде,
защитить себя, свою целостность, внутреннюю свободу и пути оптимизации усилий индивида
на самооборону.
Объект
исследования — система
психологической защиты личности.
Предмет
исследования — возможности реализации личностноразвивающего
потенциала психологической защиты.
Цель
исследования – изучить
механизмы психологической защиты как неотъемлемый компонент развития личности человека.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть
отражение проблемы психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных психологов.
2. Описать
основные виды и механизмы психологической защиты.
3. Определить
особенности развития личности человека в контексте психологической защиты.
4. Описать
наиболее распространенные механизмы психологической защиты и копинг-стратегии, применяемые
в рамках психологической помощи по преодолению стресса, привести примеры
эмпирических исследований по данной проблеме.
Для решения
поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ специальной литературы, наблюдение, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты
могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе различных учебных заведений,
при организации психологической помощи в компаниях различного рода, при разработке
курсов обучения соответствующей тематики.
Заключение:
Категория психологической
защиты относится к тем понятиям, которые уже давно и прочно утвердились в современной
психологии. Она давно вошла во все психологические словари и справочники как общепринятое
понятие в сфере психологии личности. В широком смысле термин «психологическая защита»
используется для обозначения любого поведения, которое устраняет психологический
дискомфорт. В основе психоанализа З. Фрейда лежит идея индивидуально-психологической
природы феномена психологической защиты и его механизмов.
Анализ проблемы исследования
показал, что изучение адаптации к стрессу, механизмов защиты личности и копинг-стратегий
активно реализуется в разных возрастных, профессиональных группах, группах с разным
состоянием здоровья и при различных стрессах.
Под механизмом психологической
защиты понимается система регулятивных механизмов, направленная на устранение или
уменьшение негативных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними или внешними
конфликтами, тревогой и дискомфортом; в то время как копинг-стратегия — это гибкое,
целенаправленное, дифференцированное поведение, ориентированное на реальность, направленное
на минимизацию противоречий внешнего или внутреннего характера, а также на управление
ситуацией.
С помощью
методики Life Style Index (LSI), можно диагностировать всю систему механизмов
психологической защиты, выявить ведущие и основные механизмы и оценить степень
напряженности каждого из них.
Если человек
положительно относится к себе, имеет представление о своих достоинствах,
недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он встает на путь их
преодоления. Он может изменить свои действия, и новые действия изменят его восприятие
и, таким образом, всю его жизнь. Если информация о несоответствии желаемого
поведения и конкретных действий, поддерживающих самооценку, не воспринимается
сознанием, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и
конфликт не будет преодолен, т.е. человек не может встать на путь
самосовершенствования. Только переводя подсознательные импульсы в сознание, вы
сможете контролировать их, набирать больше сил в своих действиях и повышать
уверенность в себе.
Особенность
защиты подсознания в том, что она работает автоматически, что приводит к
непредставлению сознания защищаемого семантического материала и
бессознательному процесса защиты.
Неудачное использование механизма
психологической защиты может выйти за пределы адаптивного барьера и привести к невротизму.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КАК ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Развитие научных представлений о психологической защите
Впервые термин «психологическая
защита» был употреблен З. Фрейдом в 1894 г. в работе «Защитные нейропсихозы», а
затем получил развитие в работах: «Этиология истерии», «Дальнейшие замечания о защитных
нейропсихозах». Позже этот термин был оставлен автором и впоследствии заменен термином
«вытеснение». В работе «Торможение, симптом, страх» З. Фрейд возвращается к понятию
«психологическая защита» и обозначает им все «техники, которые Я использует в конфликте»[1].
Защита регулирует поведение
человека и, по мнению З. Фрейда, определяет отношения в конфликте между сознанием
и бессознательным. Сознание воздействует на бессознательное посредством вытеснения,
которое защищает его от неблагоприятных инстинктивных побуждений. Бессознательное
воздействует на сознание через защитные механизмы, превращая диски в формы, благоприятные
для реализации в поведении.[2]. Функция
защиты заключается в ослаблении указанных противоречий, и сохранении сознания от
неприемлемых инстинктивных влечений.
Теорию сохранения сознания
от неблагоприятных инстинктивных влечений посредством психологической защиты продолжила
изучать А. Фрейд. Она изучала роль защитных механизмов в нормальном функционировании
организма, рассматривала филогению защитных механизмов. Цель функционирования защитных
механизмов у А. Фрейда связана с ограничением развития тревоги (недовольства) и
изменением инстинктов, позволяющих адаптироваться к трудным условиям, поддерживать
гармоничные отношения между Ид, суперэго и силами внешнего мира.
В зависимости от источника
угрозы А. Фрейд различала защиту от инстинкта и защиту от аффекта. В первом случае
процесс защиты направлен на недопущение в сознание представлений, связанных с инстинктами
и опасных для Я. При функционировании защиты от аффекта в сознание не допускаются
опасные желания и аффекты (боль, любовь, ревность и т.д.). Кроме того, А. Фрейд
обозначала перманентные защитные явления, подразумевая под ними «остатки очень сильных
защитных процессов в прошлом, они оторвались от своих исходных ситуаций и превратились
в постоянные черты характера»[3]. А. Фрейд
сформулировала первое определение защитных механизмов: «Защитные механизмы — это
деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности
побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они
функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием»[4].
В работах А. Фрейда представлена
первая теория психологической защиты, изучена последовательность формирования защитных
механизмов в онтогенезе, определены критерии классификации защитных механизмов.
Фрейд писала о взаимосвязи методов индивидуальной защиты и патологических нарушений,
проявлении защитных механизмов в норме и патологии развития личности.
Представители различных направлений
психоанализа продолжили изучение отдельных аспектов психологической защиты. В трудах
неофрейдистов впервые обсуждалась роль общения и межличностных отношений в формировании
защитных механизмов. Они рассматривали социокультурные факторы, такие как одиночество,
беспомощность, отсутствие любви родителей и других людей, а также конфликтные межличностные
отношения как источник беспокойства и, следовательно, защиты. Ученые описывали не
только отдельные защитные механизмы: компенсация (А. Адлер)[5], подавление
(К. Хорни), бегство (Э. Фромм), избирательное внимание (Г.Салливен), но и защитные
стратегии поведения: авторитаризм, деструктивность, подчинение (Э. Фромм), стремление
против людей, стремление от людей, стремление к людям (К. Хорни)[6].
Представитель интеракционистского
подхода т. Шибутани связывал понимание защитных механизмов с процессами восприятия
и символизации. Использование бессознательных форм компенсаторных устройств, с точки
зрения автора, выступает как реакция на нарушение важных потребностей и защищает
от негативных эмоциональных реакций, смягчает опасные ситуации и предотвращает поведенческие
расстройства.
По мнению Т. Шибутани, способы
защиты своего «Я» являются продуктом прошлого опыта человека и служат для поддержания
стабильности собственной концепции, статуса и роли в межличностных отношениях. Индивидуальный
репертуар компенсаторных механизмов формируется в процессе развития личности путем
выбора наиболее подходящих для различных ситуаций и эффективных для конкретного
человека[7].
Представители гуманистической
психологии (А. Маслоу и др.) рассматривали самоактуализирующуся личность как человека,
отказавшегося от своих защитных механизмов, поскольку раскрыть свои возможности,
найти цель своей жизни можно только разоблачив свои психопатологии, выявить свои
защитные механизмы[8].
В трансакционном анализе Э.
Берн рассматривал различные способы структурирования времени как аналог защитных
механизмов. Потребность в такой структуре возникает из-за необходимости привлекать
внимание окружающих и необходимости принадлежать им. Э. Берн назвал основные защитные
механизмы структурирования времени:
1. Закрытость — полный отказ
от всего взаимодействия;
2. Полностью предсказуемые
действия, запрограммированные традициями и обычаями;
3. Работа — действия, направленные
на внешнюю реальность, запрограммированные материалом, с которым приходится работать;
4. Развлечения стилизованы
и непредсказуемы, как суеверия, это свободное выборочное взаимодействие;
5. Игры — совокупность целенаправленных
взаимодействий, приводящих к психологической пользе и заманивающих партнера в ловушку
из-за наличия бессознательного плана жизни (сценария). Сценарии основаны на ограниченном
количестве тем и представлены в сознании в виде любимых историй, притч, тем, мифов. [1] Фрейд
А. Эго и механизмы защиты. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С. 63. [2] Журбин
В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы
психологии. – 1990. — No4. – С.14-22. [3] Фрейд
А. Эго и механизмы защиты. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С. 92. [4] Романова
Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001. – С. 62. [5] Адлер
А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. – 243 с. [6] Куттер
П. Современный психоанализ. – СПб., 1997. – 351 с. [7] Шибутани
Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999. – 544 с. [8] Бузин
В.М. Защитные механизмы // Пути обновления психиатрии. – М., 1992. – С.183-191.