Курсовая теория на тему Механизмы и динамика афазии в детском возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения механизмов и динамики афазии в детском возрасте 4
1.1 Характеристика афазии 4
1.2 Механизм афазии 16
1.3 Динамика и восстановление речи при афазии 18
Глава 2. Особенности динамики проявления афазии в детском возрасте 26
2.1 Восстановление речи при афазии 26
2.2 Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при афазии разных форм 30
2.3 Методологические основы восстановительного обучения при афазии 36
Заключение 43
Список литературы 46
Введение:
Актуальность проблемы. Учение об афазии сформировалось в от-дельную отрасль научного знания в XIX веке и находится на грани многих наук – философии, психологии, физиологии, клинической неврологии, лингвистики, коррекционной педагогики, что определило различные под-ходы и направления к ее изучению.
Анализ актуальных исследований. В разные времена вопрос афазии в науке решался в соответствии с состоянием научных знаний и, прежде всего, представлений о высшие психические функции человека их строение и связь с мозгом. Начало исследований мозговой организации речевой де-ятельности человека было положено работами Брока (1861) и Вернике (1874). Во время своих исследований ученым удалось продемонстриро-вать структурную дифференцированность нарушений речи в случаях ло-кальной патологии мозга. Их открытия привели полувековые дискуссии ученых, что оформились два основных направления – локализационист-ский и антилокализационистский.
Новые представления об афазии, сложившиеся на основе современ-ных данных психологии, неврологии, психолингвистики и нейропсихоло-гии, дали основание дать ей новое определение. Афазия — это системное нарушение речи, которое возникает вследствие органических поражений мозга, охватывает разные уровни мозговой организации речи, влияет на его связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникатив-ную функцию человека. Афазия включает в себя четыре составляющие — нарушение собственное вещание и вербального общения, нарушение дру-гих психических процессов, изменение личности и личностную реакцию на болезнь.
Цель исследования: изучить механизмы и динамику афазии в детском возрасте.
Объект исследования: афазия.
Предмет исследования: Механизмы и динамика афазии в детском возрасте.
Методы исследования: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие афазии.
2.Рассмотреть классификацию и механизмы афазии.
3.Проанализировать восстановление речи при афазии.
4.Изучить факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при афазии разных форм.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ние и список литературы.
Заключение:
Делая итог нашего исследования, можно отметить, что представление о афазии существенно изменились благодаря исследованиям известных неврологов, нейрофизиологов и нейропсихологов XX в. Современный период изучения афазии приобретает все большую самостоятельность, по-этому некоторые ученые выделяют его в самостоятельную отрасль знаний — афазиологию.
Афазия у детей — это расстройство речи и ее восприятия, связанное с нарушением функции полушарий головного мозга. Дети с этим заболева-нием плохо распознают чужую речь, строить предложения и очень сложно установить связь с внешним миром.
Афазия встречается только у 1% детей. На фоне расстройств вос-приятия и воспроизведения речи они не могут установить связь с другими, но у них сильно развиты способности наблюдения. По сравнению со взрослыми, афазию у детей распознать гораздо сложнее, поэтому она ред-ко диагностируется вовремя.
Причиной афазии у детей могут быть родовые травмы, нарушение связей нейронов, опухоль головного мозга. Большинство случаев афазии связано с нарушением работы левого полушария. Левое полушарие кон-тролирует способность слушать, понимать, писать, читать, говорить. В редких случаях афазия вызвана повреждением правого полушария, кото-рое отвечает за восприятие, память, чувства.
Ребенок теряет его иногда сразу, в других случаях он постепенно разлагается. Независимо от того, является ли обвал внезапным или посте-пенным, в большинстве случаев он никогда не бывает полным и единооб-разным, отдельные языковые навыки остаются неизменными и могут быть обнаружены в процессе реставрационных работ, а некоторые даже во время первоначального осмотра. Безопасность определенных языковых навыков зависит от многих факторов, в первую очередь от характера бо-лезненного процесса в головном мозге (его тяжести и локализации) и уровня развития речи к моменту заболевания.
Дети с афазией имеют следующие симптомы:
— Ребенку сложно найти правильное слово. Тем не менее, он пытает-ся найти синоним, чтобы описать объект или явление, которое должен ска-зать.
— Понятие потерянных «категорий». Например, ребенку трудно по-нять, что «кукла — это игрушка», потому что это слова, которые существу-ют отдельно.
— У детей возникают трудности с восприятием времени. Трудно ска-зать о последовательности действий, сложно расставить события в хроно-логическом порядке.
Такие дети часто обращаются к себе, отвечая на вопросы как можно короче и односложно. Но в некоторых случаях противоположное начина-ет говорить без перерыва, делая длинное предложение несвязанных слов, чтобы вы поняли смысл невозможного.
— Нарушает синтаксический аспект речи.
Для детей характерна и замена звуков буквами на слова произноше-ния и орфографии.
В лечении важную роль играет поддержка родителей. Важную роль в восстановлении играют упражнения по развитию письменности и речи. Поэтому ребенок должен научиться говорить и писать в окружении род-ственников.
Индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом помогут по-строить новые связи в мозге. В качестве терапии можно рекомендовать музыку и пение, за которые отвечает правое полушарие.
Лечение длительное и сложное, оно крайне важно для ребенка, страдающего афазией. Обучая подбирать слова и составлять из них пред-ложения, мы помогаем ребенку занять свое место в мире и жить нормаль-ной социально активной жизнью.
Прогноз восстановления речевой функции при афазии зависит от ви-да, размеров и локализации очага поражения доминантного полушария и состояния кровоснабжения головного мозга в целом. Новейшие научные открытия, исследования и разработки в области афазий вносят вклад в развитие рациональных методов восстановительного обучения, позволяет вернуть или приблизить пострадавших в привычные формы жизни.
Фрагмент текста работы:
Афазия – это полная или частичная утрата речи вследствие органи-ческого поражения коры головного мозга.
Афазия – это системное нарушение речи, которое охватывает разные уровни организации речи, влияет на его связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы индиви-да. При афазии нарушается, коммуникативная функция речи. Афазия ха-рактеризуется нарушением всех сторон речи: фонетики, лексики, грамма-тики. Об афазии, как речевом нарушении говорится в случаях потери уже системно сформированной речи. Афазия возникает вследствие органиче-ского поражения головного мозга различной этиологии: опухоли, череп-но-мозговых травм, нарушений кровообращения, сосудистых заболева-ний, инфекционных заболеваний. Проблема афазии интересует ученых с XVII века, о чем свидетельствуют исследования П.Брока, Г.Ван Смита, К.Вернике, Дж.Джезнера, Х.Джексона, Г.Идельсона, А.Кожевникова, Л.Кусмауля, Г.Липмана, Л.Лихтгейма, А.Труссо, К.Уилсона, И. Хеда, Дж. Шмидта. Весомый вклад в развитие учения об афазии внесли отечествен-ные ученые А.Лурия, Е.Бэйн, Н.Бурлакова, Т.Визель, И.Власенко, В.Коган, В.Оппель, А.Правдина-Винарская, Л.Цветкова, В.Шкловский. Продолжают свои исследования Т.Ахутина, М.Бурлакова, Т.Визель, И.Зайцев, А.Савицкий, Л.Цветкова. Форма афазии, тяжесть нарушения и характер проявлений зависят от таких факторов [6]:
— распространенность и локализация поражения,
— характер нарушений мозгового кровообращения,
— состояние сохранившихся отделов мозга, которые будут выполнять компенсаторные функции.
Учение об афазии получило сегодня название «афазиология» (Л.Цветкова, Н.Критчли). Л.С.Цветкова считает афазиологию самостоя-тельной областью научных знаний, которая не является частью невроло-гии, нейропсихологии или логопедии.
Современные афазиологи рассматривают афазии, как сложное, неод-нородное по структуре и содержанию нарушения, которое влияет на всю психическую деятельность субъекта с афазией. По мнению Н.Критчли, афазиолог — это специалист, который исследует речевые нарушения в раз-личных аспектах. Одновременно афазиолог не занимается патологией ре-чевых органов, то есть не работает с такими нарушениями, как заикание, дислалия.
Впервые термин «афазия» предложил французский врач А.Труссо в 1864 году (А.Тгоиззеаи), но первые описания потери речи у больных по-явились более 200 лет назад. Так еще в ХVII-ХVIII вв. Дж. Шмидт (1673), П.Ромелинс (1683), Г.Ван Смит (1742-1746) отмечали, что больные, кото-рые перенесли заболевания головного мозга, забывают слова, то есть у них наблюдалось явление, которое впоследствии получило название ам-нестическая афазия. Дж. Джезнер (1770) описал случай жаргон-афазии, как синдром речевого нарушения, похожий на сенсорную афазии. С.Моргагни (1762) также отмечал, что при инсультах и травмах головы наблюдаются специфические нарушения речи [7].
Для дифференциальной диагностики в определении афазии R. Chapey и G. A. Davis выделили значимые ключевые моменты:
– Афазия – нейрогенный расстройство, которое всегда является ре-зультатом той или иной формы повреждения головного мозга.
– Афазия – приобретенное расстройство, которое характеризуется полной или частичной потерей функции уже сформированного речи.
Термин «детская афазия» относится к проблеме нарушения уже сформированной речи у детей.
Содержание:
Содержание
Введение 2
1. Сущность афазии и классификация ее различной формы 4
2. Причины появления афазии у детей 6
Процесс лечения афазии 10
3. Клинический аспект 11
4. Направления коррекционной работы 14
Заключение 20
Список литературы 23
Введение:
Расстройства речи в значительной степени (в зависимости от характера расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие человека, отражаются на его деятельности, поведении. Расстройства речи могут возникать при органических и функциональных заболеваниях нервной системы. При органических заболеваниях они могут быть обусловлены поражением определенных отделов головного мозга, которые обеспечивают речевую функцию. Речевые расстройства или нарушения речи — это широкий круг психопатологических явлений, которые оказываются в речевом поведении (речевое возбуждение, стереотипии, вычурность, замедление, распад речи, неравномерность темпа и ритма, «бормотание» речи, скандированная речь и т.д.).
Афазия у детей встречается значительно реже, чем у взрослых, и значительно отличается по своим проявлениям. В то же время, чем младше ребенок, тем более детская афазия в его картине приближается к алалии, то есть не к нарушению, а к грубому недоразвитию всех сторон речи. В более старшем возрасте детская афазия приближается к таковой у взрослых.
Детская афазия обычно кажется менее цепкой и более диффузной. Это объясняется тем, что мозг ребенка все еще находится в стадии развития, и, следовательно, его нервные клетки еще не успели приобрести окончательную «специализацию» при выполнении определенных функций, и поэтому их повреждение не дает такой четкой картины расстройств как у взрослых. По той же причине функция «выпавших» нервных клеток у детей намного легче воспринимается соседними участками коры. А это значит, что общий прогноз детской афазии гораздо более благоприятный. Благоприятный прогноз при прочих равных условиях определяется тем, что мозг ребенка имеет тенденцию расти и развиваться.
Однако в то же время у детей, по сравнению со взрослыми, речевой опыт все еще невелик, в результате чего их речевые навыки значительно менее укреплены. Это особенно верно в отношении навыков чтения и письма (если ребенку даже удалось овладеть ими в той или иной степени). По этой причине опора на такие хрупкие навыки в процессе логопедии будет менее эффективной. Кроме того, у детей проявления аграмматизма более выражены.
Результаты восстановления речи у детей в значительной степени определяются состоянием их школьных навыков, которые часто в первую очередь растормаживаются и начинают играть ведущую роль в процессе выхода ребенка из афазии.
Изучением расстройств речи занимались такие ученые как Э. Бейн, М. Бурлакова, Т. Визель, Б. Гриншпун, С. Коган, А. Лурия, С. Ляпидевский, А. Правдина, Ф. Рау, М. Хватцев, ст. Шкловский, Л. Цветкова и др.
Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений.
Нарушения речи могут быть двух видов: афатические (афазии моторные, сенсорные, амнестические, номинальные) и неафатические (дизартрию, акинетический и истерический мутизм).
Цель курсовой работы – изучить механизмы и динамика афазии в детском возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность афазии и классификация ее различной формы.
2. Изучить неафатические расстройства речи.
3. Исследовать клинический аспект афазии.
4. Определить направления коррекционной работы.
Заключение:
Исследование афазии является одним из старейших классических проблем неврологии и психологии, имеет не менее двух веков и отражено в публикациях, насчитывает сотни статей, монографий, учебников.
Причины афазии заключаются в различных органических нарушениях языковых систем мозга при уже сложившейся речи. При такой патологии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.
Афазия является следствием:
а) тяжелых травм мозга
б) воспалительных процессов и опухолей мозга
в) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.
Форма афазии, тяжесть дефекта и характера его течения зависит от следующих факторов:
а) широту очага поражения и его локализация
б) характер нарушения мозгового кровообращения к состоянию непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.
Изучение афазии связаны с именами известных во всем мире ученых -невропатологов, психиатров, и — психологов, дефектологов и нейропсихологов. Самыми известными исследователями в классический период развития учения о афазии были Туссо, Брока, Вернике, Уилсон, Липман, Хэд, Джексон и другие. И отечественные ученые В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.М. Коган, Г.Р. Лурия, Э.С. Бейн, С.Л. Рубинштейн, Т.В.Ахутина, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т. Визель и другие. И это далеко не полный перечень известных исследователей афазии 19 и 20 веков.
В отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы афазических расстройств. Самой распространенной из которых являются классификация А. Р.Лурия.
Согласно этой классификации, существуют такие формы афазии:
1.Моторная афазия афферентного типа.
2.Моторная афазия эфферентного типа.
3. Динамическая афазия.
4.Сенсорная афазия.
5.Акустико-мнестическая афазия.
6.Семантическая афазия.
7.Амнестическая афазия. [10 с.235]
Главным дефектом афазии является нарушение семантики: она нарушает невербальные формы общения, затрудняет или делает невозможным социальное общение с окружающими и самим собой, препятствует психологическому контакту и взаимодействию с людьми, меняет личность больного и его социальные установления. Афазия проявляется в различных формах, в основе которых лежат различные факторы, оказывающие сложно иерархическое строение и различную локализацию в коре мозга.
При нейро-реабилитации больных широко используется нейролингвистический подход к пониманию нарушения речевых функций. Он широко применяется с целью уточнения структуры и механизмов нарушения различных лингвистических уровней речи (слова, предложения, фразы) и разработки соответствующих методов преодоления этих дефектов. [7, с.124]
Знание клинического аспекты расширяет возможности логопедического воздействия при афазии. Проводится в стационарное комплексное, поэтапное и дифференцированно лечения зависимости от основного заболевания, формы афазии, возраста, соматического и неврологического статуса больного.
Ранняя медицинская диагностика заболевания, полноценное комплексное лечение обеспечит эффективность результата.
Кроме упражнений на формирование подвижности артикуляционного аппарата, силы и точности движений, нормализации мышечного тонуса, на логопедических занятиях применяются упражнения на развитие динамической координации движений. Для этого используют такие приемы:
— медленное и четкое проговаривание считалок, потешек, скороговорок;
— проговаривание фонетико-сложных слов;
— проговаривание предложений со стечением согласных [3].
Итак, рассмотрев эту проблему, мы можем выделить основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи:
— формирование и развитие слухового и фонематического восприятия, слуховой памяти;
— формирование звукопроизношения;
— формирование навыков дифференциации звуков;
— расширение лексического запаса, формирование связной речи;
— развитие познавательных процессов (мышления, образной памяти, слухового и зрительного внимания);
— развитие мелкой моторики руки;
— развитие картинки увальня-графических способностей;
— совершенствование пространственно-временных ориентировок.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность афазии и классификация ее различной формы
Афазия — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими, при этом функции аппарата артикуляции и слуха сохраняются. Афазия подразделяется на моторную, сенсорную, амнестической. Чаще всего острый развитие афазии наблюдается при нарушении мозгового кровообращения, несколько реже — при ударах мозга, эпи и субдуральных гематомах (гематома субдуральная — травматический кровоизлияние непосредственно в мозге; эпидуральная гематома — травматический кровоизлияние, возникающее между внутренней поверхностью костей черепа и твердой мозговой), очаговом менинго-энцефалите (воспаление головного мозга и его оболочек), опухолях мозга [11, с.254].
Афазия может носить устойчивый или преходящий характер. Преходящие нарушения речи обусловлены прежде всего преходящими нарушениями мозгового кровообращения, возникающих в результате стеноза левой средней мозговой или левой сонной артерии (сужение патологии отверстия артерии вследствие патологии ее клапана). Преходящие нарушения речи могут наблюдаться также при ассоциированной мигрени.
Моторная афазия характеризуется потерей способности произношения слов, речь маловыразительной, замедленное, произносимые слова искажены в результате осложнения формирования звуков и слогов, а также слов. Страдает также процесс переключения с одной языковой единицы (звук, слова) на другую. Внешне это проявляется так называемой персеверацией — когда человек как застряла на одном складе или слове, выстраивая его в ответе на все вопросы. Грамматический строй речи неправильная (Аграмматизм или так называемый «телеграфный стиль» — например, человек избегает предлогов, не согласовывают слова в роде и числе). В тяжелых случаях афазии сохраняется произношение лишь отдельных слов («языковой эмбол» — человек повторяет одно слово или оборот речи, сопровождая его различной, в зависимости от темы разговора, мимикой, выражением лица). Нарушается внутренняя речь. Моторная афазия часто сочетается с гемипарезом (асимметричное поражение мозга) [3, с.29].
Сенсорная афазия — потеря способности понимания речи окружающих. Элементарный слух сохранен, но фонемных слух нарушен. Вследствие отсутствия слухового контроля нарушается и моторная (экспрессивная) речь. Больные сенсорной афазией говорят много, но непонятно. Слова произносятся неправильно. Часто один звук (буква) заменяется другим — вербальные парафазии. В результате речь непонятной и представляет собой поток бессмысленных звуков, обозначаемых терминами «словесная окрошка», «словесный салат». Но больной человек не осознает, что говорит неправильно, что у нее — речевой дефект. Больной воспринимает свою речь как вполне нормальное, обычное, а вот речь других людей ему непонятное. Сочетание моторной и сенсорной афазий обозначается как тотальная афазия.