Курсовая теория на тему Механизм правового регулирования и его элементы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие, содержание и методы правового регулирования
……………… 5
1. 1. Понятие и предмет правового регулирования ………………………………… 5
1.2. Методы правового регулирования ……………………………………………….. 13
1.3. Способы и пределы
правового регулирования ……………………………… 15
Глава 2. Структура механизма правового регулирования …………………………. 20
2.1. Стадии правового регулирования…………………………………………………….. 20
2.2. Эффективность механизма правового регулирования …………………….. 23
Заключение…………………………………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………………………………………………….. 30
Введение:
Организация и порядок в той или иной степени
характеризуют современное общество. Такая система необходима для взаимодействия
потребностей и интересов человека и общества, а также больших или малых
социальных групп. Для достижения согласия необходимо социальное регулирование.
Это воздействует на человека извне, это называется внешней регуляцией, но также
и изнутри, что говорит о саморегуляции. Существует множество способов и средств
регулирования человеческой деятельности.
Средство регулирования-что это такое? Очевидно,
именно это и регулирует поведение индивида. Эти инструменты в первую очередь
включают социальные нормы. Они являются главным, но не единственным средством
регулирования. Необходимо отметить различные предписания, меры принуждения
(физические, психологические и др.)
Важнейшая роль в системе правового регулирования
отводится правовому регулированию. Правовое регулирование осуществляется
посредством особой последовательности правовых средств, которые в совокупности
образуют специфическую систему, получившую в теории права название
"механизм правового регулирования".
Правовое регулирование общественных отношений —
это неотъемлемая функция права, которая осуществляется с определенными и вполне
конкретными правовыми и социальными целями.[1] Значение закона и права в
современном обществе очень велико. Так, С. С. Алексеев подчеркивает этот
момент. Он говорит, что правовое регулирование представляет собой "высоко
ответственную творческую деятельность, которая основана на современных
достижениях науки и культуры, знаниях, юридическая (и не только юридическая) теория
и практика ".[2] Правовое регулирование играет огромную роль в
обеспечении быстрого поступательного развития государства и общества. Так как
право изначально
направленно на воздействие и регулирование общественных отношений, особо важна
и соответствующая правовая природа правового регулирования, отвечающая
современным требованиям и потребностям, которые складываются в различных
сферах.
Предмет исследования — механизм правового
регулирования, объект исследования — общественные отношения, складывющиеся в
процессе правового регулирования.
Цель работы — рассмотреть теоретические основы
механизма правового регулирования, содержание, методы , а так же его структуру.
Для достижения поставленной цели решались
следующие задачи:
1. Анализ теоретических основ понятий правового регулирования;
2. Рассмотрение методов, способов, и пределов правового
регулирования
3. Раскрытие понятия механизма правового регулирования;
4. Анализ методов и эффективности правового регулирования.
Исследование механизма правового регулирования
может проходить при помощи различных
приемов, методов и подходов. Так, С.С. Алексеев называет три метода
исследования механизма правового регулирования: инструментальный, социальный,
психологический. А.Д. Корецкий, считает,
что существует и четвертый подход – системноструктурный[3]. Таким образом, наличие
обособленных друг от друга подходов к проблеме механизма правового
регулирования свидетельствует о недостаточно высоком состоянии ее разработки.
Теоретическую
основу работы составляют труды Алексеева С.С., Нерсесянца В.С., Горшенева В.
М., Затонского В.А., Малько А. В. у других 1. [1] Алексеев
С. С. Общая теория права,- М.:Юридическая литература, 20011. Т. 2. С. 132 [2] Там же
С.132 [3] Корецкий А.Д. Договор в механизме
правового регулирования: дис… канд. юр. наук. Ростов н/Д: Юрист. 2009. С. 84.
Заключение:
Итак, понятие «правовое регулирование» является
основной научной категорией, через которую реализуется научная перспектива.
Понятие «правовое регулирование» — не просто несколько иной словесный оборот
выражения «праворегулятор», а особая категория, основательная и теоретически
насыщенная, возглавляющая специфический понятийный ряд, в
который входят еще такие понятия, как механизм правового регулирования,
тип регулирования, правовой режим, метод регулирования, другие динамические
структуры.
Как бы не
трактовалось слово «регулирование», оно во всех случаях обозначает активное
воздействие права, такое воздействие, при котором право, так или иначе,
определяет регулируемые отношения. Оно, с одной стороны, содействует зарождению
и дальнейшему развитию общественных отношений, а с другой помогает вытеснить
отношения, противоречащие требованиям общества. Новые общественные отношения
создаются в результате практической деятельности людей в процессе правового
регулирования. Между юридическими нормами и практическим эффектом, к которому
законодатель стремится, существует не непосредственная, а косвенная связь, в
качестве одной из посредствующих звеньев которой выступает и поведение людей,
что свидетельствует о том, что роль правового регулирования не ограничивается
одним лишь упорядочением общественных отношений, введением их в определенные
рамки (границы).
На наш
взгляд, разные подходы к изучению механизма правового регулирования не являются
взаимоисключающими, а наоборот, дополняют друг друга, и облегчают всестороннее его исследование .
Изучив
различные взгляды на понятийный аппарат данного вопроса, мы пришли к выводу,
что что под механизмом правового регулирования принято понимать взятые в
единстве и взаимодействии правовые средства, которые участвуют в правовом
регулировании общественных отношений. К основным элементам правового
регулирования относятся правовые нормы, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. Юридические факты не
включаются в механизм правового регулирования, так как их невозможно
рассматривать отдельно от правоотношений. Именно юридические факты приводят
правоотношения в действие и превращают их из моделей в реальность, а также
влияют на их изменение и прекращение. К вспомогательным элементам относятся все
остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права,
правосознание, юридическая техника и др.).
Учитывая,
что деятельность государства в значительной степени основывается на
политических и правовых предписаниях, ee эффективность необходимо рассматривать
не как какую-то особенность правового регулирования, а скорее как объективную
возможность, вступление которой в реальность зависит от влияния определенных
факторов. Вся доступная нам реальность — это совокупность явлений и предметов,
которые находятся в самых разных отношениях и связях друг с другом. Все
предметы и события звенья одной
нескончаемой цепи, которая охватывает все существующее в мире в единое целое. И
при этом мы имеем в виду не только ориентированность на безоговорочное
исполнение законов и совершенствование правоприменительной практики (хотя и то,
и другое чрезвычайно важно), но и наполнение деятельности государственных
органов качественно иным содержанием, которое подразумевает, в том числе,
использование нравственного потенциала общества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие,
содержание и методы правового регулирования
1.
1. Понятие и предмет правового регулирования
Учение о правовом регулирование достаточно
глубоко разработано в советской и российской юридических науках. В настоящее
время существует несколько подходов к понятию правового регулирования.:
1. действие государства и общества по подготовке и принятию
норматвиных актов.
2. целевое воздействие на общество с помощью правовых средств.
3. применение норм права, других юридических средств, с целью
воздействия на общественные отношения
4. аспект действия права, который характеризуется
специально-юридическим воздействием на тех, кому преднозначены.
Именно с
правовым регулированием, по мнению А.И. Бобылева, связана система российского
права, потому что основными критериями построения системы права являются:
объект правового регулирования, предмет правового регулирования, принципы правового регулирования, метод
правового регулирования, .[1]
На наш
взгляд, нельзя ограничивать правовое регулирование только подготовкой и принятием нормативных актов,
так как без реализации правовых норм невозможно реальное действие права. К тому
же, нельзя рассматривать правовое регулирование только как применение норм
права, так как их реализация включает в себя не только применение, но и
использование, соблюдение, и исполнение правовых норм. Именно поэтому правовое
регулирование и состоит и из процесса создания правовых норм, и из их реализации с помощью разнообразных
правовых средств.
Так же
совместно с понятием «правовое регулирование» в научной литературе
употребляется термин «правовое воздействие», но эти категории разные.
Правовое
воздействие более широкое понятие и включает в себя не только правовое регулирование,
но и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей (правовую
культуру, правосознание, правовые
принципы). По-мнению А.В. Малько, предмет правового регулирования несколько уже
предмета правового воздействия, так как в последний входят и те экономические,
политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на
которые оно так или иначе распространяет свое влияние[2]. С.С. Алексеев указывает, что
правовое регулирование, в отличие от других правовых форм правового воздействия,
всегда осуществляется при помощи своего особого «инструментария», которое
своойствено только праву, механизма, который призван юридически гарантировать
достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя
юридические нормы, в рамках определенных типов, моделей юридического
воздействия на общественные отношения».[3]
Для
успешной деятельности государства и его органов в сфере правового регулирования
общественных отношений необходимо не только правильное осознание его границ, но
также точное использование в этих целях наиболее правильных правовых средств.
Совокупность таких правовых средств, которые направлены на воздействие на
общественные отношения, принято называть механизмом правового регулирования. К
данному понятию в юридической литературе нет однозначного подхода.
Например,
C.C. Алексеев считает, что правовое регулирование — это основное выражение
правовой действительности, нормативно-организованное результативное воздействие
на общественные отношения при помощи правовых средств.[4] При всем этом, механизм правового
регулирования, он определяет, как взятую в единстве систему правовых средств,
при помощи которых осуществляется воздействие на общественные отношения. [1] Бобылев А.И.
Теоретические проблемы правового регулирования // Право и политика. 2012.№ 8.С.
15. [2] Малько А. В.
Теория государства и права в вопросах и ответах. — М.: Юридическая литература,
2016. С.133 [3] Теория
государства и права / под. ред.С.С.Алексеева. Учебник.- М: Литрес, 2008.С. 239 [4] Там же .С.241