Курсовая теория на тему Медицинская помощь и лечение. Лекарственная помощь
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3 1. Правовые основы охраны здоровья 5 1.1. Акты, регулирующие
право на охрану здоровья 5 1.2. Принципы охраны
здоровья 10 1.3. Правовое положение
граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья 16 1.4. Медицинское страхование 21 2. Система оказания медико-социальной помощи в РФ и
ее содержание 24 2.1. Виды и содержание
медико-социальной помощи, лекарственная помощь 24 2.2. Санаторно-курортное
лечение инвалидов 27 2.3. Санаторно-курортное
лечение ветеранов 30 Заключение 33 Список литературы 35
Введение:
Здоровье человека –
безусловное благо для индивида, семьи, государства и общества.
Согласно ст.41 Конституции Российской
Федерации[1] (далее — Конституция)
каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и
спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Наряду с Конституцией Российская Федерация
гарантирует охрану здоровья человека и иными нормативно-правовыми актами
федерального и регионального уровня, а также руководствуется общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Актуальность рассматриваемого вопроса связана с
рядом обстоятельств. Тема охраны здоровья в целом и оказания медицинской помощи
в частности актуальна в любое время в любом обществе. На сегодняшний день эти
понятия неотъемлемо связаны с нашей жизнью и крайне важны, в том числе, в свете
борьбы с коронавирусной инфекцией и вопросами профилактики данного заболевания,
т.к. понятия «больничный», «карантин», «лекарственное обеспечение» звучат все
чаще в повседневной жизни. Кроме того, актуальность данного вопроса в
«позитивном ключе» связана с увеличением продолжительности жизни и
необходимостью своевременной и адресной помощи пожилым людям. Одновременно с
этим, весомое значение имеет защита материнства и детства на фоне
государственной поддержки рождаемости с соответствующим комплексом необходимых
медико-социальных мер.
Предметом исследования курсовой работы будет
являться медико-социальная помощь, ее виды и содержание. В соответствии с
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»[2]
(далее — Закон № 323-ФЗ) медицинская помощь — это комплекс мероприятий,
направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя
предоставление медицинских услуг.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных
случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую,
реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры
социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами,
включая пособия по временной нетрудоспособности.
Основным критерием оценки является эффективность медицинской
помощи, отражающая степень достижения конкретных результатов при определенных
материальных, временных и трудовых затратах.
Объектом исследования в данной работе будут
правоотношения, возникающие в рамках оказания медико-социальной помощи медицинскими,
социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной,
муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы
социальной защиты населения и их правовое регулирование.
Для исследования объекта в ходе курсовой работы мы обратимся
к актам, регулирующим право на охрану здоровья, рассмотрим принципы, на которых
базируется здравоохранение, постараемся осветить гарантии осуществления
медико-социальной помощи.
Цель данной работы заключается в том, чтобы
продемонстрировать, как в наше время осуществляется медико-социальная помощь,
насколько достаточно правовое регулирование данного вопроса и насколько
доступно для граждан в реальной жизни то, что предписано «буквой» закона.
В качестве основополагающих методов исследования
будем использовать анализ (правовой, методической и справочной литературы),
сравнение и классификацию (видов, методов). [1] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
«Российская газета» от 25 декабря 1993 года № 237 [2] Федеральный
закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011 г. — №
48. — Ст. 6724
Заключение:
В ходе
проведенного исследования делаем очевидный вывод, что проблема качества
медицинской помощи является одной из приоритетных в здравоохранении РФ.
Н.И. Пирогов
писал, что самое главное предназначение врача — в научении людей быть
здоровыми, а также и в лечении тех, кого не удалось научить этому[1].
Данное выражение — это свидетельство о том, что функция и знания врача должны
быть широкими в достаточной степени и не только связаны с клиническим ведением
пациентов.
Еще раз, возвращаясь к Закону №323-ФЗ,
отметим, что качество медицинской помощи должно улучшаться и соответствовать самым
передовым стандартам, а также необходимо повышать степень умения добиваться
запланированного результата. Высокое качество и уровень медицинской помощи
должны быть оснащены материально-технически в учреждениях здравоохранения и
обеспечены высококвалифицированными кадрами, научными ресурсами, а также
финансовыми, организационными, культурными и информационными ресурсами.
Безусловно, в
здравоохранении накопилось множество острых и не решенных проблем, хотя,
согласно данным Минздрава Российской Федерации, число удовлетворенных пациентов
постоянно растет.
На основе
анализа специальной литературы, можно выделить основные проблемы, связанные с обеспечением
качества медицинской помощи в условиях современности.
Прежде всего,
неудовлетворительное состояние здоровья граждан нашей страны. По данным ВОЗ население
РФ ведет образ жизни слишком не здоровый. Как известно, факторы, определяющие
образ жизни людей и отдельного человека — это питание, жилье, окружающая среда,
доход, климат, место проживания, культурно-образовательный уровень, семья,
мотивация и т.д., а кроме того, вредные привычки, двигательная активность, и
т.д. Поэтому важно равно уделять внимание системе охраны здоровья, а также
созданию условий для ведения гражданами здорового образа жизни. В целях
продвижения здорового активного образа жизни необходимо шире использовать
средства прессы, телевидения, листков и бюллетеней санитарного просвещения,
фильмов. Надо включить этот вопрос и в образовательные программы подготовки
врачей и медсестер, которые организовывать при амбулаторных службах
амбулаториях, поликлиниках, консультативно-диагностическиих центрах, центрах
здоровья и др. Надо создавать специальные группы по ведению физической
активности и здорового образа жизни, проводить, при поддержке муниципалитетов
организовать массовые оздоровительно-пропагандистские компании.
Вместе с тем,
в предыдущей главе мы рассмотрели вопросы санаторно-курортного лечения, где,
кроме прочего, обсудили проблему очередности и длительного ожидания
соответствующих путевок, что в свете возраста субъектов, подлежащих обеспечению
соответствующими благами, является реальной проблемой и требует максимальной
вовлеченности уполномоченных лиц.
Кроме того,
на мой взгляд, в современном мире сохраняется диссонанс между прописными
нормами и реальным положением дел. В рамках проделанной работы был изложен
широкий список нормативно-правовых актов, которые, казалось бы, дают огромный
ряд гарантий по обеспечению здравоохранения граждан, но в действительности
граждане зачастую даже не подозревают о наличии о них того или иного права, той
или иной возможности. Считаю, что для решения этой проблемы необходимо большее
желание медицинского персонала в просвещении граждан, подлежащих
медико-социальному обслуживанию по соответствующим основаниям, предусмотренным
действующим законодательством.
На основании
изложенного, считаю цели работы достигнутыми, а проведенный анализ полезным и
достаточным. [1] http://viperson.ru/articles/yuriy-komarov-o-nauchnoy-osnove-semashkinskoy-modeli-zdravoohraneniya#
Фрагмент текста работы:
1. Правовые основы охраны здоровья 1.1. Акты, регулирующие право на охрану здоровья Профессиональная деятельность медицинских работников
неразрывно связана с проблемами, которые могут быть решены лишь на стыке двух
областей – здравоохранения и юриспруденции.
Общественные отношения, связанные с охраной здоровья, по
своей сути могут быть договорными, финансовыми, трудовыми, управленческими.
Если они связаны с решением финансовых вопросов в области охраны здоровья, то
это предмет административно-правового регулирования. Если эти отношения носят
имущественный характер, то это предмет правового регулирования гражданского
права. Если это трудовые отношения – это предмет регулирования трудового права.
Именно поэтому медицинское право выделяют как комплексную отрасль национального
права России.
В Основном законе нашего
государства изложен ряд прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья и
установлены следующие принципы:
— о праве на жизнь (ст.
20);
— об охране достоинства
личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое
достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного
согласия (ст. 21);
— о запрещении
распространения информации о частной жизни человека (ст.24);
— о защите государством
материнства, детства и семьи (ст. 38);
— о гарантиях
социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);
— о праве на охрану
здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41).
Здесь речь идет об
обязанности государственных учреждений здравоохранения оказывать гражданам
бесплатную медицинскую помощь. А также об ответственности должностных лиц за
сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.
Другими словами, взаимоотношение между пациентом и врачом в РФ определяется, с
одной стороны, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной
медицинской помощи, а с другой стороны – конституционной обязанностью
государства в лице государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
оказывать эту помощь.
— о праве на
благоприятную окружающую среду и о возмещении ущерба, причиненного здоровью
человека экологическим правонарушением (ст. 42);
Следует отметить, что на
данный момент функционируют не только государственные клиники, но и частные
медицинские организации, а также существует возможность обращения за платной
медпомощью в стенах государственных медицинских учреждений. В связи с этим,
необходимо обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ[1], который содержит как
общие положения о договоре, так регулирует и отдельные виды обязательств. Говоря
о платных услугах, необходимо отметить ст.ст. 779-783 ГК РФ, которые являются
основанием для правового регулирования отношениий между медицинским учреждением
и пациентом по поводу заключенного договора возмездного оказания услуг.
Также, в свете тематики
работы важно обратиться к ст.ст.
1064-1101 ГК РФ, которые указывают на обязательства вследствие причинения вреда
пациенту.
Не обошел вниманием тему
здравоохранения и Уголовный кодекс РФ[2], где затронуты вопросы
оценки действий/бездействий медицинских работников, квалификация содеянного и
вопросы наказаний. Чаще всего уголовная ответственность медицинских работников
наступает за совершение профессиональных преступлений по неосторожности (по
легкомыслию или небрежности). Они квалифицируются, как правило, по
последствиям, а также по способам и средствам причинения этих последствий, по
сфере деятельности, в процессе которой эти последствия причиняются (ст.ст.109,
120, 122-124, 128,153, 155 УК РФ).
Основным документом,
определяющим законодательные основы правоотношений в области здравоохранения в
России, является Закон №323-ФЗ, он содержит в себе нормы, регулирующие все
основные отношения в области здравоохранения:
— организацию охраны
здоровья;
— права и обязанности
граждан в данной сфере;
— права и обязанности
медицинских и фармацевтических работников;
— статус медицинской
организации;
— полномочия и
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в сфере охраны здоровья;
— правовые, организационные
и экономические основы охраны здоровья граждан;
— права и обязанности
человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья,
гарантии реализации этих прав.
Основополагающие принципы
охраны здоровья граждан отражены в ст. 4 Закона №323-ФЗ:
— соблюдение прав
граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий;
— приоритет интересов
пациента при оказании медицинской помощи;
— приоритет охраны
здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
— ответственность
органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных
лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
— доступность и качество
медицинской помощи;
— недопустимость отказа
в оказании медицинской помощи;
— приоритет профилактики
в сфере охраны здоровья;
— соблюдение врачебной
тайны.
Важными для формирования
взаимоотношений врача и пациента являются четко сформулированные в законе права
пациента и права медицинского работника. Законодательно урегулировано право и
порядок занятия целительством, порядок создания профессиональных медицинских и
фармацевтических объединений. Закреплено отношение к эвтаназии, определению
момента смерти, отмечены права человека при проведении патологоанатомического
вскрытия, трансплантации органов и тканей, регулирование репродуктивной функции
человека. Расширено и конкретизировано понятие врачебной тайны. Принципиально
важным и новым является раздел законодательства об ответственности за
причинение вреда здоровью, особенно в отношении медицинских работников в случае
нарушения ими прав граждан в области охраны здоровья. Важно, что впервые
появилось четкое законоположение о привлечении медиков к ответственности в
случае профессиональных правонарушений, связанных с нанесением ущерба здоровью
и жизни граждан.
Стоит отметить, что
освещаемый закон имеет верховенство над иными НПА в сфере здравоохранения
(исключая Конституцию). В случае несоответствия норм об охране здоровья,
содержащихся в других нормативных актах РФ, нормам Закона № 323-ФЗ, применяются
нормы последнего.
При этом иные
федеральные законы также принципиально важны и требуют внимания.
Одним из таковых
является Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г №326-ФЗ[3] (далее – Закон №326-ФЗ) –
основной регулятор в обеспечении права граждан на бесплатную медицинскую помощь
в рамках бюджетного финансирования. Он определяет организационные,
экономические и правовые основы обязательного медицинского страхования граждан
в Российской Федерации.
Следует коротко остановиться
на Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании»[4] от 2 июля 1992г. [1] Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
// Собрание законодательства РФ. – 1994 г. — № 32. — Ст. 3301 [2] Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрании
законодательства РФ. -1996. — N 25. — Ст. 2954 [3] Федеральный
закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010 г. — N 49. — Ст.
6422 [4] Закон РФ
от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1913