Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.Виды избирательных систем в Российской Федерации и их сущность 6
1.1. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: их сущность и особенности 6
1.2. Смешанная избирательная система 11
2.Особенности регулирования избирательных систем в Российской Федерации 18
2.1. Избирательная система, применяемая на выборах Президента Российской Федерации 18
2.2. Избирательная система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации 21
Заключение 30
Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Избирательная система – одна из самых актуальных тем избирательного права на сегодняшний день. Да и конечно не только в наше время. Она актуальна с момента появления первых правовых государств и первобытных общин, в которых субъекты определяли своего лидера. И, пожалуй, тематика избирательной системы будет актуальна всегда, пока существует потребность выбора «лидера» общества, в современном демократическом мире чаще всего именуемого представительным органом. Как и предполагает демократия, представительный орган – это орган волеизъявления народа, то есть, непосредственно народ осуществляет управление своим обществом. Согласно статье 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Выборы оказывают существенное влияние на политическую ситуацию в стране, на политическую активизацию населения. Выборы являются той искрой, из которой может разгореться пламя недовольства населения действиями властей и своим материальным положением, ситуацией в стране. В России нельзя исключать политические катаклизмы и угрозу так называемых «оранжевых» революций. Фактически лишая население возможности реализации политических, прав законодатели сами стимулируют избирателей бороться революционным путём, поскольку не силовые методы влияния на власть посредством институтов непосредственной демократии, увы, недейственны. Сами избирательные процедуры, правовые институты в сфере выборов могут помочь сделать более прозрачным процесс осуществления народовластия, а могут, наоборот, нести в себе специально созданные возможности по искажению действительного волеизъявления избирателей.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате реализации избирательного законодательства и избирательной системы в целом.
Предмет исследования составляет конструкция и содержание правовых норм, регулирующих избирательную систему Российской Федерации.
Целью настоящего исследования выступает рассмотрение проблем избирательного системы, совершенствование законодательства Российской Федерации, формирующего избирательную систему и избирательное законодательство России в целом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить историческое становление избирательной системы в России до октябрьской революции;
2) изучить развитие избирательной системы в советский период;
3) изучить современный период развития избирательной системы России;
4) выявить проблемы современной избирательной системы в России;
8) проанализировать особенности судебного регулирования отношений в сфере избирательного процесса, а также его влияния на формирование избирательного законодательства.
Методологической основой исследования являются общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия) и частнонаучные методы, применяемые в области правовых исследований (конкретно-социологический, сис¬темное, историческое, грамматическое, логическое толкования).
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких ученых, как: С.А. Авакьян, Ю.А. Веденеев, А.А. Вешняков, В. Виноградов, Н.В. Витрук, И.В. Галушко, К.К. Гасанов, Ю.А. Дмитриев, В.А. Ершов, В.И. Лафитский, А.И. Лукьянов, Е.А. Лукьянова, В.И. Лысенко, В.Е. Кораблин, В.Б. Пастухов, А.Е. Постников, Л.Г. Протасов, А.С. Прудников, П. Пюльцер, Н.В. Святицкий, Е.Е. Скосаренко, В.К. Сладков, Р. Таагепера, М.Ю. Тихомиров, Е.Н. Хазов, М.И. Цапко, О.И. Чистяков, В.Л. Шейнис, М.С. Шугарт, Б.С. Эбзеев, и другие.
Нормативно-правовая основа исследования составляет Конституция Российской Федерации, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральный закон «О политических партиях», федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», федеральный закон, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», и иные федеральные законы по теме настоящего исследования, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, материалы судебной практики Конституционного суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
Эмпирическая основа исследования составили опубликованные акты Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, статистические данные. В качестве информационной базы исследования были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и ряда зарубежных стран.
Структура курсовой работы. Единству целей и задач курсового исследования подчинена и структура работы, последовательность изложения материала, состоящего из введения, двух глав, включающих, четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основной проблемой избирательной системы в современной России является действующий политический режим. Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующая политическую обстановку в стране. При этом главное в политическом режиме — это его сущность, тип, характер данной политической власти. В зависимости от того, какой метод в государственной политике выступает на первый план (метод насилия и отказа от уступок либо метод «либерализма», шагов в сторону развития политических прав), как они сочетаются и переплетаются друг с другом, выделяют демократические и антидемократические (тоталитарный, авторитарный и др.) режимы .
Среди факторов, свидетельствующих о характере режима, существующего в отдельной стране, можно выделить, в частности:
— способы и порядок формирования органов государственной власти;
— порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
— степень реальности и гарантированности прав и свободы граждан;
— степень реальности участия граждан и их объединений в управлении государством и др.
Так, для недемократического режима характерно значительное ограничение прав и свобод граждан, запрет оппозиционных партий, ограничение роли выборных государственных органов и усиление роли исполнительных органов, сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства, сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов . Тогда как демократический режим обладает следующими чертами: демократические начала формирования высших органов власти, наличие широкого круга демократических прав и свобод человека и гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты, формирование законодательных органов власти посредством выборов, наличие взаимной ответственности государства и личности, наличие многопартийной системы, провозглашение и реальное осуществление политического плюрализма, свободы средств массовой информации .
Подробная характеристика понятия и разновидностей политического режима не является предметом настоящей работы, поэтому далее будут проанализированы лишь некоторые особенности российского политического режима, отражающиеся в сфере избирательной системы. В России сочетаются черты как демократического (по форме), так и авторитарного (по своему содержанию) режима. В основном это объясняется фиктивностью многих концептуальных положений Конституции. Так, в Конституции закрепляются основные политические права граждан, предусмотрена выборность Государственной Думы Федерального Собрания, народ признается единственным источником власти, законодательно гарантируется свобода мысли и слова, политический плюрализм. В 1 статье Конституции указано, что Россия есть демократическое государство. Но фактическая реализация этих принципов и осуществление выборных процедур на деле свидетельствует об обратном. Не смотря на провозглашение принципа политического многообразия, партийное законодательство, напротив, направлено на создание организационных барьеров в деятельности политических партий, искусственное ограничение числа политических партий, действующих в российском обществе. На настоящий момент в российском обществе отсутствует демократическая многопартийность. Компетенция высших органов власти перераспределена в пользу главы государства при значительном ослаблении роли Государственной Думы. Деятельность парламента Российской Федерации сейчас представляет собой проведение решений в законодательной сфере, принятых Президентом и Правительством. Не смотря на закрепление круга основных политических прав, организационно и законодательно усложнен механизм возможности их реализации и защиты. Избирательное законодательство массивно и нестабильно, подвергается постоянным изменениям в направлении все большего отстранения простых избирателей и нежелательных для правящих сил лиц от власти. Большинство шагов в государственном реформировании избирательной системы, как показало исследование политико-правового становления избирательной системы России, направлено на закрепление сложившегося распределения власти и недопущение новых политических участников в государственную власть. Отсутствует и реальное участие большинства населения в политической жизни страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ СУЩНОСТЬ

1.1. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: их сущность и особенности

Избирательная система – это организованный в соответствии с законодательством порядок проведения выборов представительных органов государства, а также способ распределения должностей и их количества в представительных органах, осуществляемый по окончании выборов и определении результатов .
По мнению некоторых исследователей, избирательная система в РФ – это порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемых согласно законодательству РФ, федеральному и региональному. Именно так считает большинство учёных исследователей на сегодняшний день. Иными словами это порядок выбора представительных органов государства .
Понятие избирательной системы достаточно широкое и его в разные времена трактовали по-разному. Например, в советский период некоторые учёные считали избирательную систему и избирательное право тождественными понятиями. А позже сформировалось мнение, которое как в прочем существует и в настоящее время, говорящее о том, что избирательная система есть определение результатов выборов. По мнению В.А. Ершова избирательное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, образуемые в результате реализации права граждан избирать и быть избранными. Б.С. Эбзеев, К.К. Гасанов и Е.Н. Хазов считают, что оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с правом граждан, избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также с порядком осуществления этого права. А.Е. Постников определяет избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное избирательное право российских граждан и порядок реализации этого права . Предмет его правового регулирования составляют отношения граждан, связанные с осуществлением их индивидуального права избирать и быть избранным.
Среди ученых нет единства в определении избирательной системы. В юридической литературе избирательная система определяется как порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Другие авторы трактуют избирательную систему как «совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления» .
При этом принято рассматривать избирательную систему в узком и широком смыслах
В широком смысле понятие избирательной системы определяется авторами преимущественно как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу организации выборов в представительные органы , либо как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления , либо как система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти , либо как порядок проведения выборов от их назначения до объявления результатов голосования .
В узком смысле избирательную систему определяют как совокупность разнообразных организационно-правовых и иных способов, приемов, правил и процедур, обеспечивающих порядок подготовки выборов, проведения акта голосования и определения результатов выборов .
Как нам представляется избирательная система — это правовая конструкция, представляющая собой совокупностью целостных, логических, относительно самостоятельных, взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, участвующих в общественных отношениях возникающих по поводу: во-первых, организации, проведения и подведения итогов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, легитимной трансформации политической власти в государственную власть; в-третьих, реализации избирательных прав граждан, воздействующая на качественное состояние политической системы общества и подверженная влиянию этой системы, обладающая свойствами стабильности, универсальности, нормативности.
Избирательная система включает два основных компонента избирательной системы: избирательное право – это комплекс правовых норм о порядке выборов; избирательный процесс – это комплекс действий в процессе выборов.
Избирательное право имеет два основных значения: объективное избирательное право и объективное избирательное прав. Объективное избирательное право представляет собой особый институт конституционного права, который состоит из правовых норм, правил, санкционированных законом, сложившихся обычаев, которые регулируют порядок предоставления гражданам право на участие в выборах. Признаки объективного избирательного права: выступает институтом конституционного избирательного права; комплексный межотраслевой институт права; самостоятельная отрасль права

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы