Курсовая теория на тему Массовые опросы: историческая эволюция методологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВЫХ ОПРОСОВ.. 5
1.1.
Становление массовых опросов: особенности исторического развития. 5
1.2. Общая
характеристика массовых опросов как метода социологии. 7
Выводы по 1
главе. 9
2. СОДЕРЖАНИЕ
И ЗНАЧЕНИЕ МАССОВЫХ ОПРОСОВ.. 11
2.1.Классификация
массовых опросов. 11
2.2. Методика
проведения массовых опросов. 14
Выводы по 2
главе. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 23
Введение:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВЫХ ОПРОСОВ.. 5
1.1.
Становление массовых опросов: особенности исторического развития. 5
1.2. Общая
характеристика массовых опросов как метода социологии. 7
Выводы по 1
главе. 9
2. СОДЕРЖАНИЕ
И ЗНАЧЕНИЕ МАССОВЫХ ОПРОСОВ.. 11
2.1.Классификация
массовых опросов. 11
2.2. Методика
проведения массовых опросов. 14
Выводы по 2
главе. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 23
Заключение:
Анализ выбранной темы
исследования позволяет сделать следующие
выводы:
1. Историческое
становление метода массовых опросов происходило длительный период времени.
Зародившись в начале XVII
в.
в рамках теории выборки французского математика Б. Паскаля, развиваясь в рамках
научных концепций иных ученых, развитие метода массовых опросов прошло
несколько этапов, а именно:
1 этап – введение в
научный оборот метода массового опроса. использование метода массового опроса в
рамках математических и социологических теорий.
2 этап – дальнейшее
развитие метода массовых опросов, расширение сферы его применения. Массовые
опросы стали активно применяться газетами и журналами для изучения мнения
простых обывателей, с целью корректировки проводимого социально-экономического
и политического курса страны.
3 этап – массовые опросы
используются в большинстве сфер жизни и деятельности человека. Особое значение
массовые опросы приобретают в рамках проведения маркетинговых исследований.
Однако, если первоначально массовые опросы проводились посредством
использования анкет, то на текущий момент времени совместно с анкетами
используются и иные средства и методы исследования.
2. В настоящее время под
понятием «массовый опрос» необходимо понимать один из методов исследования
(преимущественно социологического исследования, сущность которого заключается в
сборе и получении первичных сведений о конкретных проблемах, вопросах,
коллизиях. Процедура массового опроса проводится в рамках:
— устного взаимодействия
интервьюера и конкретной совокупности респондентов,
— письменного воздействия
интервьюера на конкретную совокупность опрашиваемого населения.
Как справедливо полагают
большинство ученых. метод массового опроса представляет собой один из самых
распространенных социологических методов, который обладает длительной и
достаточно богатой историей. Вместе с тем, процедура проведения массового
опроса предполагает выбор техники сбора необходимой информации, составление
плана исследования предмета исследования, исследование полученных данных.
3. Отметим, что на
текущий момент времени принято классифицировать следующие приоритетные виды
массового опроса:
1. на основании
используемого методами исследования:
— анкетирование,
— интервьюирование.
Подчеркнем, что в силу
объективных обстоятельств (например, пандемии) необходимые опросы проводятся на
дистанционной основе. Так, в частности, дистанционные опросы классифицируются
на:
-телефонный опрос,
-интернет-опрос,
— предоставление анкет на
самозаполнение.
Имеют место быть и иные
классификации массовых опросов (в зависимости от оснований классификации).
4. Акцентируем внимание
на том, что в целом, методика (этапы) проведения массовых опросов
стандартизирована. Методика проведения различных видов массовых опросов
предполагает следующие действия:
— определение цели
проведения массового опроса,
— определение конкретных
методов проведения массового опроса. например, анкета, интервью, беседа,
телефонный опрос,
— проведения
непосредственно процедуры массового опроса,
— анализ полученных
результатов. их сопоставление с предварительными данными и выдвигаемой
гипотезой. Отметим, что в ряде случаев этапы и последовательность действий в
массовом опросе могут меняться. Это в целом будет обусловлено различными целями
проведения массовых опросов.
Фрагмент текста работы:
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВЫХ ОПРОСОВ 1.1. Становление массовых опросов: особенности исторического
развития Характеризуя процесс
становления массовых опросов, отметим, что как научный метод в социологи опрос
был введен еще в XVII в. французским математиком Б. Паскаля. Именно данным
исследователем был создан закон больших чисел, а также вероятностных расчетов,
на основании которых реализуется теория выборки и проведения массовых опросов.
Кроме того, в 1660 г. английские исследователи Дж. Граунт и У. Петти
сформировали политическую арифметику, которая позднее была переименована в
статистику или социографию[1].
Весьма распространена
была анкета. В XVII в. под понятием «анкета» необходимо понимать процедуру
сбора эмпирических данных посредством использования набора формуляра или
вопросов. Постепенно и систематически формировалась систематизация сведений,
которые собирались посредством использования методов наблюдения и опроса.
Процедура анкетирования проводилась исключительно специалистами. С ростом
уровня грамотности населения метод наблюдения был постепенно вытеснен методом
массового опроса, а анкетой стала пониматься сам опросный лист.
Отметим, что более
полномасштабное распространение массовые опросы получили на территории США.
Начиная с XIX в. стали реализовываться соломенные опросы. Их производили
сотрудники газет и журналов. Преимущественно процедура массовых опросов
сопровождались проведением крупных избирательных кампаний, то есть представляла
собой один из неофициальных способов подсчета голосов избирателей[2].
В 1824 г. газета
«Хэррисберг Пенсильвэниен» дала официально задание своим корреспондентам
выявить приоритетные настроения общественности в отношении претендентов на
президентский пост. Кроме того, в 1851 г. массовый опрос был официально
проведен в штате Миссисипи, данные опроса в полной мере совпали с результатами
голосования. Впоследствии в 1883 г. газета «Бостон Глоуб» сформировала систему
предварительного подсчета голосов сразу в день проведения выборов. Для
получения эмпирических данных сотрудники газета отправились опрашивать жильцов
жилых районов. Отметим, что в конце XIX в. газета «Нью-Йорк ГеральдюоТрибюн»
стала на регулярной основе реализовывать процедуру опроса в отдельно взятых
районах и территориях штата. В 1904 году газета опросила тридцать тысяч
зарегистрированных избирателей в Нью-Йорке. Опросы журнала «Литерари Дайджест»
1921, 1924, 1928 и 1932 годов предсказали, кто победит на президентских выборах
США.
Акцентируя внимание на
событиях, произошедших в конце XIX – начале XX вв., отметим, что новые
тенденции потребовали от стран применения более строгих методик проведения
массовых опросов. В рамках проведения массовых опросов следующие приоритетные
факторы:
— социальное положение,
— профессиональное
положение,
— место жительства,
— пол и возраст,
— иные характеристики.
Это обосновало формирование института массовых опросов, появления анкетеров,
интервьюеров. С течением времени исследователи пришли к выводу о том, что для
реализации массовых опросов не нужен охват большого количества населения, как
это делалось в соломенных опросах. На основании действия закона больших чисел и
закона вероятности было сделано предположение о том, что можно составить
представление о целом (например, о поведении граждан страны на президентских
выборах) на сравнительно небольшой выборке и сделать это с достаточной степенью
точности.
В заключение стоит
отметить, что начиная с 60-х гг. XX в.
массовые опросы обосновали на территории Советского государства как
приоритетный инструмент анализа разных проблем общественной жизни. Органами
государственной власти были сформированы институт социологии АН СССР, а также
конкретные проблемные лаборатории, социологические факультеты и службы, центры
по изучению мнения общественности. [1] Абрамова Е.А., Ефимова А.И., Давыдов Д.В., Лемайкин
В.Ф., Миничкина В.П., Мухаметзянова А.Р., Французов В.В. Эффективность
проведения и данных массовых опросов // Социально-экономическое развитие.
сборник научных трудов. Научный центр социально-экономического мониторинга.
Саранск: 2019. С. 110. [2] Алинова З.Т. Трудности массового опроса на полевом
этапе социологического исследования в Казахстане // Евразия и глобальные
социально-экономические изменения. VII Международный конгресс социологов
тюркского мира: сборник научных трудов. Казань: 2020. С. 619.