Курсовая теория Гуманитарные науки История России

Курсовая теория на тему Масонство в России: становление, течения, организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Возникновение масонства в Западной Европе 13
2. Масонство в России в 1 четверти 18 века 18
3. Масонские ложи 26
4. Масонство во 2 половине 18 века 29
Заключение 40
Список литературы 44

 

  

Введение:

 

Изначально масонство, или же франкмасонство (от французс¬кого franc-macon – вольный каменщик) – это религиозно-этическое движение, возникшее в начале 18 века в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах. В масонстве под знаком этического учения, провозгласившего «объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи», идеи буржуазного антиклери¬ка¬лиз¬ма переплелись с элементами религиозного мистицизма.
Начало движению было положено в Англии созданием «Великой ложи» в 1717 году. В «Книге уставов», составленной в 1723 году лондонским проповедником Джеймсом Андерсоном, масону предписывалось не быть «ни глупым атеистом, ни без религиозным вольнодумцем».
Масоны, называющие друг друга «братьями», объединяются в местные организации – ложи. Совокупность лож в национальном масштабе составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим магистром, великим мастером). Название, организационные формы (ложа), иерархия (ученик, подмастерье, мастер, великий мастер), а также символические знаки (циркуль, молоток, отвес, мастерок, фартук, перчатки) заимствованы из практики средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков, в особеннос¬ти высшей их прослойки (архитекторы, скульпторы, художники).
Масонство, как и везде, проникло в Россию из Англии. В конце XII и начале XIII века представители и произведения западноевропейской цивилизации вливались в Московское царство, от техников и инструментов до книг и философов включительно. Согласно масонской традиции, первая ложа возникла в Москве еще во времена правления Алексея Михайловича. Масонские ложи возникли в основном в России после возвращения Петра I из первой поездки за границу в последние годы 17 века. Существует мнение, что сам Петр ввел масонство в России. Однако в истории русской культуры, похоже, нет более сложной и сложной проблемы, чем вопрос о происхождении и развитии масонства в России. Это особенно верно в отношении масонства ХУIII века, то есть в тот момент, когда оно сыграло значительную роль в ходе нашего исторического развития. Основная трудность в попытке исследователя сформировать какое-либо внутреннее представление о последовательном развитии русского масонского движения заключается в крайней нищете архивных материалов, относящихся к «внешней истории порядка» в России. Русские тайные масоны, соблюдая порядок, предписанный законами о порядке, оставили очень мало следов организационной работы, и большинство оставшихся материалов было уничтожено с наступлением трудных времен «преследования» братства.
Первоначально движение носило буржуазный характер, во второй половине 19 века в нем участвовали многие просветители. Противопоставляя себя феодальной государственности, масонство стремилось создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе.
Со временем относительно простая иерархия заменялась все более сложной, был создан пышный ритуал. Однако социальный состав участников, система философских идей, роль в политической борьбе не отличались единообразием и значительно варьировались как по странам, так и во времени.
Русские масонские тайны оберегались так надежно, что, не случись вторая мировая война, мы, скорее всего, ничего не узнали бы и до сих пор. Архивы масонских лож (а русские ложи были филиалами западных)были захвачены Гитлером во время оккупации Европы. А после нашей победы оказались в руках Красной Армии. В качестве трофея их вывезли в Москву, где выделили Особый Архив и хранили под строгим секретом вплоть до 1991 года, используя преимуществен¬но как оперативный материал для КГБ.
Десятки, сотни тысяч дел с середины XVIII века по 1939 год, а в них – протоколы заседаний масонских лож, документы, циркулярные письма и инструкции, финансовые отчеты, переписка, позволяющие говорить о заговорщическом характере этой тайной организации.
Актуальность темы. В настоящее время проблемы масонского движения стали вызывать всевозможные сенсационные выводы, основанные, как правило, на литературе, которая не содержит серьезного анализа этого вопроса. Открытость информации в России 80-90 г. XX. вызвал дискуссии по темам, которые после перестройки публичность поднимала довольно часто. Средства массовой информации относили вопросы истории масонства к разряду одиозно-идеологических.
Общественно-политическая значимость освещения проблем масонского движения диктуется, прежде всего, нравственным состоянием современного российского общества. Отсутствие серьезного религиозного воспитания, отказ от определенных моральных ценностей, общепринятых человечеством в современной России, делает эту тему актуальной. Духовный дискомфорт, отмечаемый частью современной интеллигенции, настолько впечатляет, что иногда ностальгирует обращаться к истинам, которые дала тоталитарная система всей советской истории. Поиск выхода из конфликта с самим собой и с обществом часто ведется вдоль дорог, что приводит лишь к внешнему избавлению от указанных проблем. Внутренняя потребность в гармонии сохраняется, и ее невозможно удовлетворить средствами, предлагаемыми современной цивилизацией. Модные религиозные секты, уходящие в виртуальную реальность, не решат эту проблему. «Мир должен быть восстановлен из себя» — девиз масонов не теряет своего значения в современной реальности. Интерес к изучению истории ордена XVIII века продиктован стремлением решить проблемы морального тупика, обусловленного наличием элементов переходного этапа в современной России. Определение потенциала внутренних поисков русских масонов путем совершенствования личности и работы над собой позволяет адекватно передать идеологические установки русского масонства последующим поколениям.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что даже при ретроспективном взгляде на сложнейшие событийные вехи не скольких столетий как бы мысленно контактируешь с плеядой ушедших ранее незнакомых лиц, с людьми доброй воли, которые отваживались противопоставлять себя обществу. От них исходили постоянные импульсы по стимулированию взаимодействия всех миролюбивых сил на базе фундаментальных ценностей цивилизации и прогресса при постоянной устремленности в будущее. Нельзя не признать, что искания масонов порой приводили их к поступкам не совсем оправданным с точки зрения истории и политики, часто их взгляды были подвержены мистическим настроениям, но в целом их идеалами всегда оставались свобода и справедливость, они искали пути улучшения миропорядка. Этот тезис можно отнести и к русским масонам.
масонство – это, прежде всего, система морали, но для того, чтобы быть масоном, недостаточно обладать определенной суммой знаний или навыков, быть масоном — это значит соблюдать в жизни определенных этических принципов, направлять свою деятельность на строительство символического Храма. Это строительство должно осуществляться на основе многовекового опыта предшествующих поколений. В своей работе по строительству Храма масоны стараются, чтобы эта работа была управляемая Мудростью, укрепленная Силой и полна Красоты (именно в этом заключается сущность символизма трех масонских колонн, которые всегда присутствуют в масонской ложе — Мудрость, Сила и Красота). Практика «строительства Храма» включает в себя не только самосовершенствование личности, но также и развитие человечества и «прогресс» вселенной. Мировоззренческая система масонства включает рациональную философию и мистическое розенкрейцерство (система ордена золото-розового креста). Вообще в философии масонства сложилось несколько направлений, доминирующим среди которых до настоящего времени является мистическое мировосприятие. В других направлениях существовали идеи, что масонство благосклонное к христианской этике, что масонство — это и есть настоящее христианство.
Одной из отличительных черт масонских организаций является то, что они никогда не действуют открыто, ничего не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалы, ни на вызовы.
Атмосфера секретности, окутанная масонством, закрытость лож способствовала тому, что при определенных условиях они могли стать не только центрами философской, но и политической пропаганды, используемой для разного рода заговоров.
Рассматривая XVIII век, исследователи масонства выделяют три периода его развития в России:
а) начальный период, когда масонство было с нами чрезвычайно модным явлением, заимствованным у Запада без какой-либо критики и не имевшим практически никаких признаков здравых социальных потребностей. Этот период охватывает время от появления масонства в России примерно до начала царствования Екатерины II.
б) второй период — расцвет, когда масонство стало первой моральной философией в России; Это период преобладания первых трех степеней масонства «Иоанна» или «символического», продолжающийся до начала 1980-х годов.
в) третий период — время нашего господства «высших степеней», квазинаучная сторона масонства и особенно розенкрейцерства, охватывающая 80-е годы до смерти масонства Екатерины в 90-х годах.
Итак, считается, что первым российским масоном был Петр I (Великий). Якобы сам Кристофер Врен, знаменитый основатель новоанглийского масонства, посвятил его в таинства Ордена масонов. Предание это находит себе косвенное подтверждение в том высоком уважении, которым имя Петра пользовалось среди русских масонов XVIII-го века.
Первое же, безусловно, достоверное свидетельство о начале деятельности масонов в России относится к 1731-м году, когда английский гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером «для всей России». Масонский кружок Филипса собирался весь период правления Анны Иоанновны.
Но история масонства в России начинается лишь в семидесятых годах XVIII-го века, когда одновременно возникают две масонские ложи. Ложи в России — Елагинской и Циннендорфской — работали в первых трех степенях «иоанновського» (или «символического») масонства, преследовало цели религиозно-нравственного воспитания человека.
Много противоречий принесло в российское общество и вольнодумство, и свободомыслие, «волтианство», и мистицизм, и оккультизм «свободных масонов». Это ослабило умы просвещенных людей, внеся идеи отступления от церкви и царя, заменив их сближением со всем тайным и мистическим.
Расцвет всех видов масонства в России в 18 веке наступил в конце 60-х годов. Елагин издал учредительные документы 20 лож России. Это, несомненно, способствовало укреплению позиций русских братьев в глазах масонского общества Европы. Новый импульс получил развитие и укрепление порядка «свободных масонов».
Уже к началу 1780-х годов стало ясно, что время доминирующей роли Санкт-Петербурга в русском масонстве прошло. Москва уже была признана центром свободной кладки в России в 1880-х годах.
Екатерина II в своем менталитете, холодном и рассудительном, не могла не быть враждебной масонству. Она не принимала и не любила ничего мистического, просвещение, в том числе масонство, вызывало много вопросов в сознании русского человека, которые влияли на абсолютизм императрицы.
Что было главным в преследовании масонства Екатериной? Страх возможного заговора с целью возведения на престол сына, аналогия с французскими революциями, боязнь просвещать народ, подрывать авторитет господствующей православной церкви.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Возникновение масонства в Западной Европе
Масонский орден держится на фундаменте многовекового наследия, принципах прогресса и опыта поколений, предтечами которого являются философские и религиозные учения, происходящих из отдаленного прошлого. История этого явления окутана тайной, легендами и теориями. Истоки масонства относят чуть ли не к «началу времен», называя первым масоном иногда самого Бога-творца или при «скромных» теоретических догадках — Адама, первого человека. Корни масонства, что могло существовать в другой ипостаси, уходит в глубокую древность и можно провести определенные аналогии между масонскими ложами и другими известными в истории организациями религиозно-мистического и общественно-политического характера .
Согласно Британской энциклопедии слово «масон» образовалось от английского free masonry и французского franc mason — вольный каменщик. Слово freemason встречается в английских документах начиная с последней четверти XIV в., По одной из теорий это были известны в эпоху готического стиля sculptores lapidum liberorum — «каменщики свободного камни». В официальной версии этимологии слова «масон» выводят от слов «каменщик», «строитель», «каменщик». Масонство (франкмасонство, свободное Каменщичеством) с одной стороны — это определенная система мировоззрения, с другой стороны — всемирное братство. Одним из наиболее распространенных определений масонства является «система морали изложена в аллегориях и проиллюстрирована символами».
Одним из основных блоков исследования масонского явления является сфера имеющихся теорий происхождения масонства. В основе формирования теорий ученые исходили из разных исторических исследований и фактов. Теории можно классифицировать именно по принципу разделения их на мистические, орденские, и средневековые (образование лож на основе цехов профессиональных строителей), где названия, собственно, характеризующие происхождение масонских лож. Начало деятельности лож масонов на территориях Англии, Шотландии до сих пор не поставлено в хронологические рамки. Зарождение организации, которая имела в себе элементы мистики, столетний опыт ученых и политических деятелей, стала фактором изменений и претворений в жизни всего мира.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы