Курсовая теория на тему Маргинальный слой населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАРГИНАЛЬНОЙ ГРУППЕ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие маргинального слоя. Основные типы маргинальной личности. 6
1.2 Причины формирования маргинального слоя 12
1.3 Особенности поведения маргинальной группы 16
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ МАРГИНАЛЬНОГО СЛОЯ НА ОБЩЕСТВО 19
2.1 Последствия существования маргинального слоя в обществе (преимущества и недостатки) 19
2.2 Отношение общества 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Одной из важных потребностей человека является необходимость жить в обществе себе подобных. Однако всегда находятся те, кто не вписывается в общепринятые рамки поведения. Этот слой населения принято называть маргинальным.
К маргиналам относят таких людей, которые находятся на границе различных социальных групп или культур. Это могут быть благополучными и высоконравственными людьми, с правомерным поведением и без вредных привычек. Ведь понятие «маргинальный слой» вовсе не означает, что он состоит из людей, опустившихся в профессиональной или личной жизни. Это значит, что такой человек асоциален, он не считает себя обязанным придерживаться установленных социальных правил. Маргинальность характерна для людей, которые не принимают социальные нормы, традиции и правила поведения какой-либо социальной группы.
Состояние маргинальности может быть осознанно принято человеком или может быть навязано другими. Общество часто дискриминирует людей, которые выделяются из его массы, и причисляет их к маргиналам. Как правило, это представители различных меньшинств (национальных, сексуальных) или те, чьи убеждения совсем отличаются от убеждений большинства (например, чайлдфри). Кроме того, маргиналом может считаться человек, который стремится быть вне «системы» и придерживается идей свободы и индивидуального развития [1].
Но, в большинстве случаев, статус «маргинал» – это временное явление. Человек адаптируется к новым условиям жизни, находит работу, расширяет свои связи и присоединяется к какой-либо социальной группе, переставая быть маргиналом.
Промежуточное положение в социальной структуре может затягиваться у вынужденных маргиналов или тех, кто осознано выбрал это состояние [1]. К вынужденным маргиналам можно отнести беженцев, а к «осознанным» – экстремистов, сектантов, дауншифтеров, бродяг, радикалов, революционеров.
Актуальность проблемы маргинализации связана с трансформациями, происходящими как на глобальном, так и на локальном уровнях, что приводит к деформации социальной структуры. На международном уровне это связано со многими современными трансформационными процессами, среди которых можно выделить увеличение числа мигрантов, являющихся культурно и социально маргинализированными [2]. В условиях обострения социально-экономической ситуации в стране имущественная дифференциация населения и связанное с ней количественное расширение маргинальных групп имеют огромное значение для процессов сохранения социальной стабильности и развития.
Цель данной работы заключается в изучении таких понятий, как маргинализация, маргинальная группа населения, причинах его формирования, особенностях поведения людей, находящихся в такой группе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить понятие «маргинальный слой населения»;
2. Выявить основные типы маргинальной личности;
3. Изучить причины формирования маргинального слоя;
4. Изучить особенности поведения маргиналов;
5. Рассмотреть преимущества и недостатки существования маргинального слоя в обществе;
6. Выявить отношение общества к маргинальным группам.
Объектом исследования является маргинальный слой населения.
Предмет исследования – влияние маргинальной группы населения на общество.
Тема маргинализации рассматривалась в работах различных ученых.
Первоначальная постановка проблемы маргинализации в социологии принадлежит Г. Зиммелю. Именно он в основных чертах обрисовал явление маргинала, обратив внимание на характеристики такого социального типа, как «чужак». Зиммель наделил своего «чужака» такими чертами, как объективность, беспристрастность, новаторский потенциал, способность занимать лидирующие позиции. Среди негативных черт Зиммель отметил конфликтность маргинальных групп [2].
Э. Стоунквист [3] рассмотрел характеристики социокультурного конфликта, при которых человек попадает в состояние маргинальности. Он выделил стадии развития маргинализации человека, первая из которых – стадия «втягивания» в новую культурную среду, вторая – стадия осознания и переживания культурного конфликта, и третья – попытки преодолеть маргинальную ситуацию.
А. Шютц [4] в своих работах уделил внимание основным причинам и способам приобретения индивидом статуса «маргинала».
В отечественной социологии большое внимание уделялось выявлению причин маргинализации (Е.Н. Стариков), рассмотрению процессов маргинализации в условиях трансформирующейся социальной структуры, процессов идентификации (З.Т. Голенкова, Е.Д. Игихтанян). Е.Н. Стариков и И.П. Попова разработали основные типологии маргинальных личностей [2].
Заключение:
Цель данной работы заключалась в изучении таких понятий, как «маргинализация», «маргинал», причинах формирования маргинальности, особенностях поведения людей, находящихся в маргинальной группе. Для достижения указанной цели в начале работы был поставлен ряд задач.
В первой главе было дано общее представление о маргинальной группе населения. Вначале было определено понятие маргинализации, были рассмотрены основные типы маргинальных личностей и особенности их поведения. К главным чертам маргинализации относятся разрыв социальных связей, частая смена места жительства, особая реакция на изменения в мире и государстве, пограничность состояния в системе социальных элементов.
Затем были рассмотрены причины формирования маргинального слоя, в результате чего, был сделан вывод, что приобретение статуса маргинала может носить как вынужденный характер, так и стать осознанным выбором самого индивида. В первом случае явления маргинальности связаны с процессами социальной мобильности, которые происходят под влиянием кризисов, структурных сдвигов в обществе. Во втором случае понятие маргинальности относится к характеристике состояния личности, которая подвергается определенным испытаниям, вызванным переходом индивида из одной социокультурной среды в другую. Наиболее ярким примером такого перехода являются нисходящая социальная мобильность или вынужденная миграция индивидов.
Во второй главе было рассмотрено влияние маргинального слоя на общество. Среди конструктивных проявлений маргинализации можно отметить творческий потенциал, преодоление традиционного типа мышления, быстрая адаптация к глобальным процессам. Негативными проявлениями маргинализации являются ее конфликтность, дестабилизация социальной структуры, нисходящая социальная мобильность, склонность к противозаконным действиям.
Выполненное исследование позволило сделать вывод, что весьма ошибочно считать маргиналов асоциальными личностями. Не всегда человек, который оказался в другой среде с не свойственными ему правилами и убеждениями, оказывает негативное влияние на общество. Как было выяснено в процессе работы, маргиналы могут привносить положительные аспекты (формировать новые общественные группы, создавать что-то новое), тем самым развивая общество.
Кроме того, само общество должно быть терпимее к новым убеждениям и мировоззрениям, которые отличаются от общепринятых норм, если это не затрагивает жизнь и здоровье людей. Чем более развито общество, тем лояльнее оно должно относиться к любым проявлениям индивидуальности, поскольку маргинализация будет оставаться постоянным явлением в связи с массовой миграцией из-за военных конфликтов, межрасовых распрей и стихийных бедствий. Формирование новых социальных групп, их борьба за место в общественной структуре могут иметь мирный характер или, наоборот, нести разрушение и конфликты.
Поэтому задача человечества состоит в помощи маргиналам в адаптации к новым для них условиям, в лояльном отношении к любым личностным проявлениям. Социуму необходимо признать за маргиналами право на их существование. Тогда, возможно, временное нахождение человека в статусе «маргинала» пройдет более безболезненно, и он быстрее адаптируется, например, к новым условиям в стране или к правилам и ценностям новой культуры.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАРГИНАЛЬНОЙ ГРУППЕ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие маргинального слоя. Основные типы маргинальной личности
Современное общество является дифференцированным. Оно делится на классы, страты, слои и другие социальные группы. Каждое сообщество людей имеет свои особенности, свою собственную культуру и, таким образом, отличается от другой общности. Однако в культуре существуют и промежуточные формы, которые называются маргинальными.
Маргинализация (от латинского слова «marginalis», что означает «находящийся на краю») является социологическим понятием, обозначающим процесс разрушения гражданского общества, который проявляется в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к определенной социальной общности [5].
Следствием маргинализации является маргинальность человека или группы людей.
Маргинальность – это промежуточное, пограничное положение индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Люди, выпадающие из привычной социальной среды и не примкнувшие к другим группам, переживают кризис самопознания и испытывают сильное психологическое напряжение, поскольку такое социальное состояние приводит к формированию чувства тревоги и растерянности, значительно увеличивает возможность отклонений от норм и правил группы, появление недоверия в обществе [6].
Понятия «маргинальность», «маргинал» пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Робертом Парком в 1928 году [7] и изначально относились к людям, оказавшимся вне социального и культурного контекста из-за потери связи со своей обычной средой обитания и кругом общения. В середине 20 века к ним относились жители сельской местности, переехавшие в город и испытывавшие трудности в адаптации, а также эмигранты, отправившиеся в США на заработки, но не приспособившиеся к новым условиям жизни [8].
Маргинальный человек по Р. Парку – это индивид, который находится на границе разных групп и несет в себе конфликт столкновения этих групп, различных культур и обществ. Маргинал обладает относительной пространственной свободой от группы, поскольку всегда может покинуть ее [6].
К концу 20 века этот термин утратил свое первоначальное, резко негативное значение [9]. В печатных, телевизионных и интернет-СМИ стали появляться такие словосочетания, как «маргинальная культура», «маргинальное движение», «маргинальное мировоззрение». В этих, на первый взгляд, странных смысловых сочетаниях проявляется измененное значение слова. Теперь в большинстве случаев маргиналом считается человек, чей образ жизни отличается от общепринятого. Также нередко это слово употребляется в значениях: «принадлежащий к меньшинству», «малоизвестный», «маловлиятельный», «непонятный, неблизкий большинству общества».
Сейчас маргиналом (от латинского слова «margo», что в переводе означает «край») называют такого человека, у которого мировоззрение, принципы и образ жизни сильно отличаются от общепринятых норм. Также маргинальной личностью можно назвать человека, который отрицает принципы морали, культуры, религии своей социальной группы, но в то же время не привязывает себя к другим [1].
В большинстве случаев, маргиналы не считают себя членами какого-либо сообщества и отличаются от большинства своим поведением или другими социальными и индивидуальными характеристиками (рис. 1) [8].