История и теории социально-культурной деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Лубочные картинки и становление массовой культуры в России XVII – XIX веков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Лубочные картинки 5
1.1.Исторический аспект исследования 5
1.2. Сюжеты и образы 9
Глава 2. Становление массовой культуры в России XVII – XIX веков 14
2.1. Особенности становления массовой культуры в России XVII – XIX веков 14
2.2. Массовая культура в России 17
Заключение 17
Список использованной литературы 23
Приложение 26

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Лубочные картинки – творения неизвестных народных мастеров. Клеймённый высшим сословием как грубое простонародное творчество, лубок играл важную роль в жизни общества.
Лубок – русские народные картинки, представляющие собой богатый и выразительный слой культуры, истории и искусства Руси. Эти некогда популярные, раскрашенные вручную изображения, отличающееся простотой и доступностью образов, красноречиво рассказыват о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.
Первые изображения назывались «фряжскими листами» (эстампы, пришедшие в Россию из Европы), затем «потешными листами» и долгое время «простовиками» или простыми народными картинками. В 19-м веке они получили название лубок.
Степень разработанности темы в литературе. Лубочные картинки – творения неизвестных народных мастеров. Клеймённый высшим сословием как грубое простонародное творчество, лубок стремительно развивался и играл важную роль в жизни общества. Сегодня исследователи видят в нём особо ценное культурное наследие. Лубок собирают и изучают многие учёные в России и за рубежом. Он занял заслуженное место в музеях изобразительного искусства наряду с шедеврами величайших мастеров прошлого. Важную коллекцию русского народного лубка собрала Нью-Йоркская публичная библиотека. Значительную её часть занимают произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895).
Ровинский разглядел ценность лубка, когда большинство людей из его окружения относились к этим картинкам крайне высокомерно, не понимая ни их содержания, ни значения. Однако Дмитрий Александрович, служивший тайным советником, прокурором и сенатором, своей любовью к народному искусству разжёг всеобщий интерес к лубку. Он собирал гравюры со всех уголков империи. Коллекции свои изучал, систематизировал и публиковал с описаниями и пояснениями к картинкам.
В 1881 году Ровинский опубликовал атлас «Русские народные картинки», в который вошла коллекция лубка, обрисовывающая самые разнообразные стороны бытовой и духовной жизни русского народа от начала 17-го до середины 19-го века. Оцифрованные произведения из этого собрания выложила в свободный доступ Нью-Йоркская публичная библиотека. Из 473 картинок в нашей подборке 73 наиболее ярких.
Относительно недавно Нью-Йоркская публичная библиотека представила лубочные изображения XIX века в оцифрованном виде. Они попали в США во время массового сбыта коллекций императорских библиотек большевиками в 1930-1935 гг. Благодаря сохранившимся экземплярам, сегодня можно увидеть целый пласт русского народного творчества.
Цель курсовой работы: охарактеризовать лубочные картинки и становление массовой культуры в России XVII – XIX веков.
Предмет исследования: лубочные картинки.
Объект исследования: становление массовой культуры в России XVII – XIX веков.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть исторический аспект исследования.
2. Охарактеризовать сюжеты и образы.
3. Выделить особенности становления массовой культуры в России XVII – XIX веков.
4. Охарактеризовать массовую культуру в России.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Некоторые исследователи до сих пор спорят, откуда произошло слово «лубок». Одни полагают, что так назывались картинки, которые вырезались на дощечках из липы («луба»). Другие настаивают, что из липы делали не дощечки, а емкости (лубяные короба), в которые разносили и продавали эти самые картинки.
Принято считать, что лубок появился в России в XVI веке. Изначально картинки называли «фряжскими листами» или «потешными листами», затем «простовиками». На первых изображениях преобладали религиозные сюжеты, но в связи с недорогой стоимостью их вскоре стали использовать с пропагандистской целью. Людям нравились деревянные дощечки с нравоучительными сюжетами или сказочными героями.
Популярными были темы духовно-религиозного, военно-патриотического содержания, портреты царской семьи, иллюстрации с цитатами к сказкам, песням, басням, поговоркам. гороскоп-лубок Лубок XX – XXI века
В графическом дизайне рекламных листовок, плакатов, газетных иллюстраций, вывесок начала прошлого века часто применялась лубочная стилистика. Это объясняется тем, что картинки оставались популярнейшим видом информационной продукции для малограмотного сельского и городского населения. Жанр позднее характеризовался искусствоведами как элемент русского модерна. Лубок оказал влияние на формирование политического и агитационного плаката первой четверти XX века. В конце лета 1914 года было организовано издательское общество «Сегодняшний лубок», задачей которого был выпуск сатирических плакатов и открыток. Меткие короткие тексты писал Владимир Маяковский, работавший над изображениями вместе с художниками Казимиром Малевичем, Ларионовым, Чекрыгиным, Лентуловым, Бурлюковым и Горским.
До 1930 годов лубочная графика нередко присутствовала в рекламных плакатах и дизайне. На протяжении столетия стиль применялся в советской карикатуре, иллюстрациях к детской и сатирической карикатуре. плакат Малевича со стхами Маяковского «Вильгельмова карусель» . Нельзя назвать русский лубок современным видом изобразительного творчества, пользующимся популярностью. Подобную графику чрезвычайно редко используют для ироничного плаката, дизайна ярмарок или тематических выставок. В этом направлении работает мало художников-иллюстраторов и карикатуристов, но в интернете их яркие остроумные работы на злобу дня привлекают внимание пользователей сети. чайный сервиз в стиле русского народного лубка «Рисуем в стиле русский лубок» В 2016 году под этим названием в издательстве «Хоббитека» вышла книга Нины Величко, адресованная всем, кто интересуется народным изобразительным творчеством. В труде собраны статьи развлекательного и познавательного характера. На основе работ старых мастеров автор обучает особенностям лубочного рисунка, объясняет, как рисовать поэтапно картинку, вписанную в рамку, изображать людей, деревья, цветы, дома, выводить стилизованные буквы и другие элементы. Благодаря увлекательному материалу, технику и свойства лубочной графики освоить совсем не сложно, чтобы самостоятельно создать яркие развлекательные картинки. В Москве на Сретенке расположен музей русского лубка и наивного искусства. Фундамент экспозиции составляет богатая коллекция директора этого заведения Виктора Пензина. Экспозиция лубочных картинок, начиная с XVIII века и заканчивая нашими днями, вызывает немалый интерес посетителей. Не случайно музей находится в районе Печатникова переулка и Лубянки, где более трех веков назад проживали те самые типографские работники, которые находились у истоков истории русского лубка. Здесь зарождался стиль фряжских потешных картинок, а листы для продажи вывешивались на ограде местной церкви. Возможно, экспозиции, книги и демонстрация картинок в интернете возродят интерес к русскому лубку, и он вновь войдет в моду, как это бывало неоднократно с другими видами народного творчества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Лубочные картинки
1.1.Исторический аспект исследования
Многочисленные лубочные картинки – это своего рода обширная энциклопедия с разнообразными знаниями о далёких странах и важных событиях, о прихотях природы и крестьянской жизни. Был также лубок-азбука, лубок-календарь, медицинский лубок, лубок-травник, лубок-арифметика, сказочный и песенный лубок. Даже длинные былины и занимательные истории передавались сериями из нескольких, нарисованных в ряд, небольших изображений [4,с.54].
Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гла сит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.
Наиболее популярным видом графического искусства в России считались комические народные гравюры, которые продавали на ярмарках с 17-го до начала 20-го века. Тем не менее, представители высших кругов не воспринимали их всерьёз и отказывались называть искусством творения народных художников-самоучек, которые забавляли крестьян своими «дешёвыми картинками» [7,с.114].
Правда, поначалу гравюры украшали царские дворцы и боярские терема. В то время они были чёрно-белыми. С развитием производства картинки становились цветными, широко распространёнными, доступными и популярными.
Раскраской чёрно-белых лубков занимались женщины и дети в подмосковных и владимирских деревнях. Немалое количество тех лубочных картин отличается грубоватостью штриха и нелогичным цветовым решением, напоминая детские рисунки. Но среди них находят множество картин, в которых исследователи обнаруживают врождённое чувство цвета, позволившее художникам создавать совершенно неожиданные и оригинальные комбинации, невозможные в точной живописи, а потому – уникальные.
Темы народных гравюр сильно варьируются, начиная от религиозных и нравственных сюжетов, заканчивая народными эпосами и сказками, от исторических и медицинских лубков до жанровых картинок, от забавных историй с шутливыми текстами до искусно замаскированной политической сатиры [4,с.54].
Со временем техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу, появилась возможность создавать более изящные работы. Лубочная палитра стала ещё ярче и насыщеннее, иногда переходя в неожиданное и фантастическое буйство цвета.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы