История и теория социально культурной деятельность Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Лубочные картинки и становление массовой культуры в России 17-19 веков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ЛОКАЛЬНОМ АСПЕКТАХ 5
1.1. Дефиниция понятия «массовая культура» в современном гуманитарном знании 5
1.2. Предпосылки формирования лубочного творчества как ответвления русской массовой культуры 9
РАЗДЕЛ 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛУБОЧНОГО ИСКУССТВА В ИСТОРИИ РУССКОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 16
2.1. Средства формирования комического в лубочном искусстве 16
2.2. Патриотизм как важный концепт русского лубка 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Основа творчества представителей искусства, связанного с русским рисованным лубком, может быть представлена как традиционными промыслами, связанными с древнерусским искусством, так и направлена по своему влиянию на те центры, связанные с художественным ремеслом, которые были достаточно крупными, дабы обусловить наполняемость как сюжетов, так живописных решений в их формальном измерении.
Упомянутое художественное явление синтезировало в себе представленную древнерусскими традициями сущность культуры дохристианской Руси, которая, реализуясь посредством лубочного примитива, сформировала параметры уникальности, присущие данному художественному культурному явлению.
Однако на протяжении довольно долгого периода эту богатейшую практику изучали преимущественно отдельные исследователи художественной культуры России. Цель исследования заключается в том, чтобы определить поэтикальные закономерности механизмов построения юмористического эффекта в лубочных произведениях России в семнадцатом-девятнадцатом веке. Поставленная общая цель обуславливает поэтапное решение следующих задач:
— рассмотрение истории функционирования понятия «массовая культура»;
— выделение причин формирования лубочного искусства;
— определение особенностей лубочных жанров в искусстве России в семнадцатом-девятнадцатом веке;
— анализ механизмов построения юмористического эффекта в русских лубочных произведениях.
Объектом исследования являются памятки лубочной литературы России семнадцатого-девятнадцатого века.
Предмет исследования – закономерности достижения юмористического эффекта в российской лубочной литературе семнадцатого-девятнадцатого века.
Методика исследования носит комплексный характер: аналитический или описательный метод используется при идентификации жанровых доминант и описании их основных признаков; количественный метод и метод компонентного анализа – для определения объективных показателей исследуемого явления, сравнительный (компаративный) метод – для сопоставления характера формирования жанра в различных эстетических системах.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсе лекций и семинарских занятий по литературоведению, специальных курсов, посвященных массовой культуре России девятнадцатого века.
Структура исследования соответствует его целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основа творчества представителей искусства, связанного с русским рисованным лубком, может быть представлена как традиционными промыслами, связанными с древнерусским искусством, так и направлена по своему влиянию на те центры, связанные с художественным ремеслом, которые были достаточно крупными, дабы обусловить наполняемость как сюжетов, так живописных решений в их формальном измерении.
Упомянутое художественное явление синтезировало в себе представленную древнерусскими традициями сущность культуры дохристианской Руси, которая, реализуясь посредством лубочного примитива, сформировала параметры уникальности, присущие данному художественному культурному явлению. Так, к примеру, для рисованного лубка, представленного преимущественно произведениями среды крестьянства, характерно наличие определенных жанровых отличий относительно того лубка, распространение которого происходило в печатной форме. Формирование рисованного лубка специалистами принято связывать со старообрядческим дискурсом. Это явление стало сигналом сохранения в одушевленной среде, представленной народным крестьянским жилищем, тех глубинных смыслов, которые содержали прямой выход на временную ритмичность, присущую земледельцам и способную осуществить концентрацию всего необозримого мирового пространства в дискурсе, связанном с небольшой крестьянской избой. Это и является причиной сохранения в творческой мастерской данных специалистов как влияния, оказанного на них городской культурой профессионального общества, так и традиций, связанных с народным искусством.
Сохранение простонародной основы было связано отнюдь не с неумением старообрядческими мастерами творческого воссоздания приемов, связанных с высоким искусством; напротив, необходимо было произвести безболезненное сближение высокого искусства и простонародного начала. Это было отмечено в старообрядческом общежитии, относящемся и к профессиональному искусству: представители старообрядческого социума занимались переписыванием книг рукописного образца, созданием литературных школ, развитие декоративного-прикладного искусства и даже иконописанием.
Необходимо отметить, что, изучая искусство, связанное с рисованным лубком, как относящееся к раннему, так и к позднему периоду, специалист может прийти к более точному пониманию сложностей терминологического характера, обусловленных самим понятием лубочности как понятия, законной для которого является его проекция как в отношении гравированного, так и относительно рисованного лубка.
Производя рассмотрение ключевых характеристик лубочного искусства, необходимо, тем не менее, систематизируя сложный материал относительно рисованного лубка, заниматься изучением и практики, связанной с рукописными книжными изданиями. Данный вид издательской деятельности достаточно популярен на русском Севере. Указанная систематизация подкреплена несколькими критериями, для каждого из которых характерна связь с поистине подвижническим трудом, наблюдениями, знаниями.
Рассмотренный материал дает основания для вывода о необходимости рассмотрения рисованных лубочных листов в качестве уникального исторического и художественного явления, ставшего объединением городских и крестьянских культурных измерений, светских и религиозных доминант.
Именно с этим связан тот факт, что рисованный лубок проявляет недюжинные способности к тому, чтобы синтезировать и творчески обработать художественные приемы, связываемые с книжными миниатюрами, написанием икон, народным декоративно-прикладным искусством. От того, насколько своеобразным является данный синтез и насколько он может оказывать серьезное влияние на развитие искусства в последующие десятилетия, зависит и развитие научной деятельности. Помимо того, необходимо также уточнять, что результаты данного исследования способны к раскрытию тех попутных моментов, которые являются историческими и художественными. В наше время интерес к упомянутым памятникам растет, вследствие чего возникает необходимость изучить их специально, отдельно.
Наличие в наше время материала, являющегося искусствоведческим, этнографическим, историческим, исследовательским, приводит к возможности анализа художественной практики, связанной с рисованными лубочными картинками, как в глобальном, так и в локальном контекстах.

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ЛОКАЛЬНОМ АСПЕКТАХ

1.1. Дефиниция понятия «массовая культура» в современном гуманитарном знании
Массовая культура в современном гуманитарном знании рассматривается как особая реальность, а не как объект научного исследования. Повседневность как целостная структура и соединяет в себе различные аспекты – публичное и частное, высокое и низкое, физическое и интеллектуальное. Каждая наука обнаруживает повседневность в чем-то своем. В изучении разговорного языка и просторечия выражается лингвистический интерес к повседневности [3]. Для антрополога повседневностью являются типичные действия и ежедневные ритуалы. Культурология повседневности сосредоточивается на ценностях и смыслах неспециализированных сфер культуры. Все это, конечно, является сферами повседневности. Но мы можем только наметить границы повседневности, так как споры об этом и о сущности повседневности далеки от завершения [2].
По мнению Капкана М.В. «повседневное – это рутинное, упорядоченное, привычное, типичное, субъективное, близкое. Повседневность обязательна, неотменима для человека.» [6] Однако, эта характеристика как очевидна и понятна, так и слишком размыта, чтобы по ней можно было составить представление о специфике повседневности.
Также можно сказать, что повседневность является как особой сферой жизни человека. В этом случае она включает «всю жизненную среду человека, сферу непосредственного потребления, удовлетворения материальных и духовных потребностей, связанные с этим обычаи, ритуалы, формы поведения, привычки сознания».[4] В этом случае повседневность будет охватывать привычную трудовую деятельность человека, этикет, способы решения профессиональных и домашних проблем, сегмент развлечений (как частный

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы