История и теория социально культурной деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Лубочные картинки и становление массовой культуры России в 17-19 веках

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Лубочные картинки. 5

1.1.Исторический аспект
исследования. 5

1.2. Сюжеты и образы.. 13

Глава 2. Становление массовой
культуры в России XVII – XIX веков. 20

2.1. Особенности становления
массовой культуры в России XVII – XIX веков  20

2.2. Массовая культура в России. 22

Заключение. 22

Список использованной
литературы.. 27

Приложение  30  

Введение:

 

 

Актуальность исследования. Лубочные картинки – творения
неизвестных народных мастеров. Клеймённый высшим сословием как грубое
простонародное творчество, лубок играл важную роль в жизни населения.
Сегодня исследователи видят
в нём особо ценное культурное наследие, поэтому данная тема актуальна.

Лубок
– русские народные картинки, представляющие собой богатый и выразительный слой
культуры, истории и искусства Руси. Эти некогда популярные, раскрашенные
вручную изображения, отличающиеся простотой и доступностью образов,
красноречиво рассказывать о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.

Первые
изображения назывались «фряжскими листами» (эстампы, пришедшие в Россию из
Европы), затем «потешными листами» и долгое время «простовиками» или простыми
народными картинками. В 19-м веке они получили название лубок.

Степень разработанности темы в литературе. Лубок стремительно
развивался и играл важную роль в жизни общества. Лубок собирают и изучают
многие учёные в России и за рубежом. Он занял заслуженное место в музеях
изобразительного искусства наряду с шедеврами величайших мастеров прошлого.

Относительно
недавно Нью-Йоркская публичная библиотека представила лубочные изображения XIX
века в оцифрованном виде. Они попали в США во время массового сбыта коллекций
императорских библиотек большевиками в 1930-1935 гг. Благодаря сохранившимся
экземплярам, сегодня можно увидеть целый пласт русского народного творчества.

Значительную её часть занимают произведения из
собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия
Александровича Ровинского (1824-1895).

Ровинский
разглядел ценность лубка, когда большинство людей из его окружения относились к
этим картинкам крайне высокомерно, не понимая ни их содержания, ни значения.
Однако Дмитрий Александрович, служивший тайным советником, прокурором и
сенатором, своей любовью к народному искусству разжёг всеобщий интерес к лубку.
Он собирал гравюры со всех уголков империи. Коллекции свои изучал,
систематизировал и публиковал с описаниями и пояснениями к картинкам.

В
1881 году Ровинский опубликовал атлас «Русские народные картинки», в который
вошла коллекция лубка, обрисовывающая самые разнообразные стороны бытовой и
духовной жизни русского народа от начала 17-го до середины 19-го века. Из 473
картинок в нашей подборке 73 наиболее ярких.

Цель курсовой
работы:
охарактеризовать
лубочные картинки и становление массовой культуры в России XVII – XIX веков.

Предмет исследования: лубочные картинки.

Объект исследования: становление массовой культуры в
России
XVII – XIX веков.

Задачи
курсовой работы:

1. Рассмотреть исторический аспект исследования.

2. Охарактеризовать сюжеты и образы.

3. Выделить особенности становления массовой культуры в
России XVII – XIX веков.

4. Охарактеризовать массовую культуру в России.

Методы
исследования:
анализ литературы по теме исследования.

Структура
курсовой работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В заключении, подведем итог
проведенного исследования и кратко опишем его результаты. Прежде всего, мы
определили понятие «лубок», рассмотрели его историю и дали краткое обоснование
некоторым его формам. Далее мы изучили историко-культурный аспект нашей темы,
где выяснили, что
некоторые исследователи до сих пор спорят, откуда
произошло слово «лубок». Одни полагают, что так назывались картинки, которые
вырезались на дощечках из липы («луба»). Другие настаивают, что из липы делали
не дощечки, а емкости (лубяные короба), в которые разносили и продавали эти
самые картинки.

Принято
считать, что лубок появился в России в XVI веке.   На
первых изображениях преобладали религиозные сюжеты, но в связи с недорогой
стоимостью их вскоре стали использовать с пропагандистской целью. Людям
нравились деревянные дощечки с нравоучительными сюжетами или сказочными
героями.

Популярными были темы
духовно-религиозного, военно-патриотического содержания, портреты царской
семьи, иллюстрации с цитатами к сказкам, песням, басням, поговоркам.
Гороскоп-лубок Лубок XX – XXI века

В графическом дизайне рекламных
листовок, плакатов, газетных иллюстраций, вывесок начала прошлого века часто
применялась лубочная стилистика. Это объясняется тем, что картинки оставались
популярнейшим видом информационной продукции для малограмотного сельского и
городского населения. Жанр позднее характеризовался искусствоведами как элемент
русского модерна. Лубок оказал влияние на формирование политического и
агитационного плаката первой четверти XX века. В конце лета 1914 года было
организовано издательское общество «Сегодняшний лубок», задачей которого был
выпуск сатирических плакатов и открыток. Меткие короткие тексты писал Владимир
Маяковский, работавший над изображениями вместе с художниками Казимиром
Малевичем, Ларионовым, Чекрыгиным, Лентуловым, Бурлюковым и Горским.

 До 1930 годов лубочная графика нередко
присутствовала в рекламных плакатах и дизайне. На протяжении столетия стиль
применялся в советской карикатуре, иллюстрациях к детской и сатирической
карикатуре. плакат Малевича со стихами Маяковского "Вильгельмова карусель"
. Нельзя назвать русский лубок современным видом изобразительного творчества,
пользующимся популярностью. Подобную графику чрезвычайно редко используют для
ироничного плаката, дизайна ярмарок или тематических выставок. В этом
направлении работает мало художников-иллюстраторов и карикатуристов, но в
интернете их яркие остроумные работы на злобу дня привлекают внимание
пользователей сети. Чайный сервиз в стиле русского народного лубка «Рисуем в
стиле русский лубок».

 В 2016 году под этим названием в издательстве
«Хоббитека» вышла книга Нины Величко, адресованная всем, кто интересуется
народным изобразительным творчеством. В труде собраны статьи развлекательного и
познавательного характера. На основе работ старых мастеров автор обучает
особенностям лубочного рисунка, объясняет, как рисовать поэтапно картинку,
вписанную в рамку, изображать людей, деревья, цветы, дома, выводить
стилизованные буквы и другие элементы. Благодаря увлекательному материалу,
технику и свойства лубочной графики освоить совсем не сложно, чтобы
самостоятельно создать яркие развлекательные картинки. В Москве на Сретенке
расположен музей русского лубка и наивного искусства. Фундамент экспозиции
составляет богатая коллекция директора этого заведения Виктора Пензина.
Экспозиция лубочных картинок, начиная с XVIII века и заканчивая нашими днями,
вызывает немалый интерес посетителей. Не случайно музей находится в районе
Печатникова переулка и Лубянки, где более трех веков назад проживали те самые
типографские работники, которые находились у истоков истории русского лубка.
Здесь зарождался стиль фряжских потешных картинок, а листы для продажи
вывешивались на ограде местной церкви. Возможно, экспозиции, книги и
демонстрация картинок в интернете возродят интерес к русскому лубку, и он вновь
войдет в моду, как это бывало неоднократно с другими видами народного
творчества.

В ходе исследования были применены знания различных
дисциплин, которые способствовали более широкому рассмотрению материала, а
также его углублению. Прежде всего, это знания истории и теории
социально-культурной деятельности , истории России, а также знания
технологических основ социально-культурной деятельности.

Таким
образом, можно сделать вывод, что поставленные в начале
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Лубочные картинки

1.1.Исторический аспект исследования

Многочисленные
лубочные картинки – это своего рода обширная энциклопедия с разнообразными
знаниями о далёких странах и важных событиях, о прихотях природы и крестьянской
жизни. Был также лубок-азбука, лубок-календарь, медицинский лубок,
лубок-травник, лубок-арифметика, сказочный и песенный лубок. Даже длинные былины
и занимательные истории передавались сериями из нескольких, нарисованных в ряд,
небольших изображений [4,с.54].

Учёные всё ещё спорят о происхождении названия
«лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского
названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что
оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда
гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного
искусства.

Лубок
– народная картинка, отличающаяся простотой исполнения, разновидность печатной
графики. Как правило, исполняется мастерами-ремесленниками и представляет собой
предмет народного творчества. Иногда лубком называют и профессиональные
графические изображения, в сюжете которых присутствуют фольклорные элементы.

Впервые
лубочная графика появилась в Китае и выполнялась в основном от руки (до VIII
века). Изначально печати делали деревянными штампами. В Европе лубки начали
выполняться лишь с V века. Они так же изготавливаются в технике ксилографии (посредством
деревянной печати). Позже в V–VII веках такие картинки начинают печатать
посредством медных штампов (офорт). В XIX веке признание получает литография
(печать с использованием камня). Развитие европейского лубка тесно связано с
религиозной христианской агитацией. Церковь широко использует эту разновидность
графики для печати иконок, которые широко распространялись среди простого
неграмотного населения и носили нравоучительный характер. Позднее они начали
широко использоваться как агитационно-публицистическое оружие. К примеру, очень
часто такой вид агиток применялся во времена Крестьянской войны 1524-26 гг.
Используют их и во времена Великой Французской революции 1789-94 гг.

А
история русского лубка берет свое начало на рубеже XVII-XVIII столетий. В этот
период картинки изготовлялись в технике ксилографии (обрезной гравюре на
дереве). Отпечатанный оттиск раскрашивали от руки яркими красками. Ломкий
рисунок и локальная раскраска пятнами придавали изображению выраженный
плоскостной характер, пространство было лишено глубины, а фигуры объема. Уже в
раннем ксилографическом светском лубке сформировались все основные темы и
жанры, которые затем на протяжении двух столетий будут жить в народной
картинке.

С
конца XVII- – XVIII века в гравюре стали появляться балагурные свадебные
сюжеты, такие как тщетный выбор невесты бестолковым женихом, ухаживания
благородного кавалера за блинницей, подтрунивание молодых девиц над плешивым
стариком Тарасом и другие. Надписи на фривольных лубках словно разыгрывали
картинку в лицах как театральную пьесу. Большинство подобных сюжетов остались в
лубке до конца первой трети XIX века, оттиски со старых лубков допечатывались
еще в 1840-х годах, а к середине столетия свадебная тема почти исчезла.

Техника создания первых лубочных картинок была проста. На деревянной
доске, обычно продольной, в «перевернутом,
зеркальном»
виде линией намечался тот или иной сюжет. Линии, которые передавали рисунок,
оставались неприкосновенными, а всё
остальное – то,
что не должно было переноситься на бумагу – вырезывалось. Нетронутые резцом
контуры покрывались краской. К
этой печатной форме
прижимался лист бумаги и получался оттиск, который раскрашивали анилиновыми
красителями от руки. Занимались этим делом не художники, и даже не любители
изобразительного искусства: расцветка таких картинок была промыслом в ряде сёл
Владимирской губернии. Производилась раскраска наспех и иногда крайне небрежно.
На многих картинках, например, лицо всадника, а заодно и туловище лошади
окрашивались в совершенно неподходящий цвет – малиновый или зеленый.

Крестьяне
узнавали о том, что происходит за пределами родной деревни со слов разносчиков
народных картинок — офеней и из лубочных иллюстрированных цитат из столичных
«Ведомостей» почти столетней давности. Картинки на фольклорные и литературные
сюжеты составляли всю небольшую библиотеку деревенского жителя; дети учились
читать и писать, разглядывая надписи лубочных листов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы