Курсовая теория на тему Логопедическая работа по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Характеристика развития связной речи у детей с
ОНР. 6
1.1. Особенности развития связной речи детей с общим недоразвитием речи 6
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. 13
Глава 2. Основы логопедической работы по формированию
связной речи у детей с общим недоразвитием речи. 16
2.1. Специфика логопедический работ по формированию
связной речи у детей с общим недоразвитием речи. 16
2.2. Реализация
логопедической работы по формированию связной речи у детей с общим
недоразвитием речи. 23
Нами будет рассмотрена программа кружка ДОУ «Мои волшебные
пальчики» как способ развития связной речи у дошкольников с ОНР старшего
возраста 23
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 38
Приложения. 43
Введение:
Введение Актуальность исследования.
В настоящее время часто встречаются у детей дошкольного
возраста различные проблемы с речевой функцией. Это связано со многими
факторами начиная с неблагоприятным экологическим фоном заканчивая плохой наследственностью.
Неполноценная речевая деятельность может быть
незначительной или очень серьёзной, любая форма речевых нарушений оказывает
негативное влияние на все сферы жизни
ребенка, затрудняет адаптацию в детском коллективе, усложняет дальнейшее обучение,
способствует появлению замкнутости и психологических проблем. Процесс исправления
речевых дефектов у детей дошкольного возраста один из наиболее сложных и важных
этапов работы педагогического коллектива в дошкольном образовательном
учреждении. Сложность заключается, прежде всего, в том, что нарушение речи,
каково бы оно не было по степени выраженности, никогда не существует само по
себе, оно носит многосторонний характер и требует комплексного подхода.
Это подтверждается
специалистами в психологии и педагогике (В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, В.П.
Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, А.В. Текучева, Ф.А. Сохин и др) и в медицине (В.К., О.Н. Исаев, В.В. Ковалев и
др.). Часто у дошкольников с
речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и
индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные,
речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М.
Мастюкова, К.А. Семенова и др.).
Наличие
проблемы дает толчок к поиску и необходимости новых подходов и
методов развития речи у детей дошкольного возраста. Потому что дошкольный
возраст самый благоприятный период для этого.
В
этом возрасте дети восприимчивы к обучению, некоторые не отягощенные формы речевых нарушений возможно с легкостью
скорректировать специалисту, если просто обратить внимание на своих занятиях на
развитие связной речи, мелкой моторики рук и
уделить время поиску новых методов и логопедических технологий.
Более
серьёзные причины нарушений речи, без всякого сомнения, требуют более тщательного
подхода и много времени, но успех возможен, если в этом процесс работы будет
комплексным. Одним из таких подходов на
наш взгляд является изобразительная деятельность. Все чаще в современной
педагогике и психологии она используется как способ всестороннего развития
личности ребенка.
Степень изученности
проблемы. Вопросами развития связной речи занимались
многие учёные: Д. К. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Бородич, Т. Б. Филичева, Л.
Н. Ефименкова, О. С. Гомзяк, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и многие другие.
Большое
значение в разработке проблемы формирования речи у детей дошкольного возраста,
имеют труды знаменитых российских и советских педагогов и психологов, которые
стали важной теоретической основой для воспитательных методик по логопедии, к их числу следует отнести, Ш. Бюлер и Л.C. Выготскому. Проблема
исследования, заключается в том, что необходимо определить, как происходит логопедическая
работа по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием
речи.
Цель нашей работы изучить особенности логопедической
работы по формированию связной речи у детей с о общим недоразвитием речи (ОНР).
Объект исследования — процесс логопедической работы по
развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Предмет исследования – логопедическая работа по
формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1.
Изучить особенности развития связной речи
детей с общим недоразвитием речи
2. Охарактеризовать детей с общим
недоразвитием речи
3. Изучить специфику логопедический
работ по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
4. Проанализировать реализацию
логопедической работы по формированию связной речи у детей с общим
недоразвитием речи
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме
исследования.
Методологическую основу исследования составили: научные
представления о становлении речевой деятельности и факторах, облегчающих
процесс развития связной речи Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна; положение Л.С. Выготского о первичных и вторичных дефектах; учение
об общих и специфических закономерностях психического развития детей с общим
недоразвитием речи Л.С. Выготского;
особенности
психического развития, отраженные в работах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Т.А.
Власовой, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, Г.Е. Сухаревой, М.С.
Певзнер.
Практическая значимость полученные результаты позволяют
углубить представления о роли изобразительной деятельности в общем психическом
развитии детей дошкольного возраста с логопедическими нарушениями. Материалы
исследования могут быть использованы логопедами и студентами педагогического
вуза.
Структура исследования: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложений.
Заключение:
Общее недоразвитие речи представляет собой
специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от
нормы основные компоненты речевой системы: грамматической, лексической и
фонетический строй. Другими словами общее недоразвитие речи представляет собой
неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного
языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения
становятся все более заметными. Время появления первых слов у детей с общим
недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течении
которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в
двухсловное предложение, различны. Основными симптомами нарушений речи являются
стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам,
воспроизведение в основном открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска
его отдельных фрагментов. Общее недоразвитие речи возникает при наиболее
сложных, системных нарушениях речи при алалии и афазии. Общее недоразвитие речи
может также отмечаться при фонационных расстройствах (ринолалии и дизартрии),
когда диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но
одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической
стороны речи.
Связь между речевыми
нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие
вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети
отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают
мыслительными операциями. Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике
тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии,
ринолалии, афазии). Очень важно что не только специалист в ДОУ будет вести
работу с неговорящим ребенком, но и родители. Родителям очень ответственно
нужно отнестись к тому, в какой речевой среде находится их ребенок. С раннего возраста необходимо стимулировать
развитие речевой активности и неречевых психических процессов, постоянно разговаривая
с ребенком, оберегая его от негативных факторов в общении и стресса.
Специалисту по речевому развитию детей младшего
и старшего возраста нужно правильно разработать целую систему, включить
поэтапность и режим в работе.
Первое что должен сделать логопед в своей
работе, это научить ребенка с логопроблемами понимать и слушать рассказы и
сказки что соответствуют развитию ребенка, включают в себя его интересы.
Например, многие девочки мечтают быть похожими на принцесс и фей из любимых
мультфильмов, мальчики на смелых и благородных рыцарей или супергероев, этот
момент и нужно использовать в своей
работе на начальном этапе.
Далее важно надо дать ребенку ему хотя бы самую элементарную бытовую речь,
несколько улучшить произношение имеющихся звуков и поставить отсутствующие.
Параллельно необходимо дать навыки чтения и письма соответственно возрасту и
развитию малыша. Общая задача этого периода – повышение речевой активности.
Надо добиться того, чтобы ребенок захотел говорить, не испытывал страха перед речью,
стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания. Если эта цель будет
достигнута, можно ожидать, что ребенок начнет учиться речи не только у
педагогов, но и у всех окружающих, как это делает ребенок без особенностей на втором году жизни. Когда появляется
логопедическая проблема у дошкольника, важно не упустить момент и правильно
оценить тяжесть проблемы. Это очень важно в дальнейшем обучении, упустить шанс
исправить речь нельзя.
Поэтому для устранения речевых дефектов, в
частности общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста необходим
комплексный подход, где примут участие не только специалисты ДОУ, но и родители
(законные представители) детей. На первом уровне речевого развития у детей
старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует.
Отдельные слова, которыми они пользуются,
неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают
различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем
один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия
действий заменяют названиями предметов. Если недоразвитие очень сильно
выражено, то идет преобладание корневых
слов, лишенные флексий. Пассивный запас слов шире активного; создается
впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.
Второй уровень речевого развития характерен тем,
что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с
помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. Запас слов становится
более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия,
качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми
предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых
предложений о знакомых событиях. Недоразвитие речи проявляется в незнании
многих слов, в неправильном произнесении звуков, нарушении слоговой структуры
слова хотя смысл произнесенного можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к
пояснениям с помощью жестов. Третий уровень речевого развития характеризуется
тем что в быту речь детей становится разнообразнее, грубых грамматических и
фонетических отклонений уже нет в лексике. Дети пользуются простыми
распространенными предложениями из небольшого набора слов. Сложные предложения
в речи детей отсутствуют. Четвертый уровень речевого развития по Т. Б. Филичевой характеризуется отдельными
пробелами в развитии лексики и грамматического строя.
При проведении работы по
развитию связной речи необходимо учитывать современные лингвистические и
психолингвистические представления о слове, структуре значения слова,
закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у
дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов развитие связной речи
проводится по следующим направлениям: 1) расширение объема словарного запаса с
расширением представлений об окружающей действительности, формирование
познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти,
внимания и др.); 2) уточнение значений
слов;
3) формирование
семантической структуры слова в единстве основных его компонентов
(денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
4) организация
семантических полей, лексической системы.
Если мы обратимся к классификации общего
недоразвития речи у детей, то выявим, что по клиническим признакам можно
разделить это явление на три группы. Первая группа это неосложненная форма,
такие дети имеют минимальные мозговые нарушения, гипо или гипер тонус мышц и
слабую, несформированную волевую и эмоциональную сферу. Более серьёзная это
осложненная форма в свою очередь встречается у детей с некоторыми
неврологическими или психопатическими заболеваниями, например, такие дети
страдают судорожными, церебрастеническими и другими состояниями. И наконец
грубое недоразвитие. Такие дети имеют поражение речевых отделов головного
мозга, когда поставлен диагноз логопедом алалии или дизартрии.
В зависимости от степени
сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом. Важно отметить, что при соблюдении профилактики и правильно организованной
коррекционной работой с детьми ОНР
прогноз исправления логопедических проблем очень хороший. У ребенка, с которым
своевременно начата работа по исправлению дефектов речи и корректировки речевой
патологии старшего дошкольного возраста при благоприятном развитии речь
достигает довольно высокого уровня согласно их общему состоянию со всеми
сопутствующими проблемами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика развития связной речи у детей с ОНР
1.1. Особенности развития связной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей специалисты не диагностируют раньше
трех лет. Такое правило не означает, что у ребенка не достигшего трех лет нет
логопедических проблем, просто говорить об общем недоразвитии речи нельзя, так
как речь должна быть более менее сформирована для постановки такого диагноза.
Согласно нормам определенными специалистами в логопедии это как раз и происходит
к трем годам.
Чтобы помочь дошкольнику
максимально убрать и скорректировать речевые проблемы, необходимо разобраться в
сути и механизмах нарушений. Причины общего недоразвития речи очень
разнообразны, это может быть просто
педагогическая запущенность,
или неблагополучная беременность у мамы,
частая причина это осложненные роды, травмы и инфекции ребенка в первые годы
жизни и во внутриутробном развитии, соотнесем сюда резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия,
падения в раннем детстве, где итог черепно-мозговые травмы, частые инфекции,
хронические заболевания. Большое влияние оказывает и неблагоприятная речевая
среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого
развития.
Как итог всех перечисленных
причин появляется проблема в общении ребенка со сверстниками потому что
страдает связная речь, ребенка просто не понимают окружающие люди. Под связной
речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое
осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и
образно.
По мнению лингвиста и
психолога Ф. А. Сохина связная речь определяется как не просто последовательность связанных друг с
другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных
предложения. Связная речь как бы вбирает в
себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой
стороны, словарного запаса и грамматического строя» [16]. Другими словами по
тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого
развития.