Курсовая теория на тему Логопедическая работа по формированию словоизменения у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы выявления и коррекции нарушений словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Характеристика детей с ОНР 5
1.2 Формирование словоизменения в онтогенезе 17
1.3 Особенности словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
Глава 2. Особенности логопедической диагностики и формирования навыка словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.1 Методики диагностики навыка словоизменения у детей дошкольного возраста 27
2.2 Содержание, методы и приемы коррекционной работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР 35
Заключение 40
Список литературы 41
Введение:
Речевая является сложной многоуровневой функциональной системой, части которой: лексическая, грамматическая, – зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Учеными отмечается, что, вступая во взаимодействие, они свой специфический в формирование и развитие навыков и протекание развития (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, М.И. Лисин М.И. Попова, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, О.С. Ушакова, JI.B. Щерба и др.).
Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонения существительных и прилагательных. Верное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, согласования существительных с разными частями речи являются для ребенка самыми трудными, поэтому изучению данной темы следует уделить максимальное количество часов.
Формирование навыка словоизменения является одной из задач дошкольной и логопедии в частности. Дошкольная среда является общества. Успех в обществе зависит, в том числе, от развития его способностей. Развитые навыки словоизменения особенно важны для социализации, оказывают существенное на развитие компетенции и речевой в целом. Уровень развития навыков словоизменения взаимообусловлен развитием процессов, так как имеет отношение ко всем сторонам деятельности.
В настоящее время отмечается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речи, в том числе и общее недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все её стороны, в том числе лексико-грамматическая сторона. В связи с этим проблема организации логопедической работы по формированию словоизменени у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет огромное значение в современной логопедии.
Цель исследования: изучить особенности логопедической работы по формированию навыка словоизменения у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – состояние навыка словоизменения при общем недоразвитии речи.
Предмет исследования – логопедическая работа по формированию навыка словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
• Проанализировать особенности формирования навыка словоизменения в онтогенезе;
• Охарактеризовать особенности состояния навыка словоизменения у дошкольников с ОНР;
• Изучить особенности диагностики и логопедической коррекции навыка словоизменения у дошкольников с ОНР.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение полученных данных.
Заключение:
На основании анализа научной литературы можно сделать следующие выводы. Навык словоизменение является важным компонентов развития речевой деятельности человека. Словоизменение рассматривается как способность человека согласовывать различные части речи между собой в соответствии с определенными падежными формами, формами единственного и множественного числа и т.д. При нормативном развитии ребенка данный навык в полной мере формируется уже к пяти годам. Однако у детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются разнообразные недостатки в развитии речи, замедленный темп ее формирования. Навык словоизменения у дошкольников с ОНР также формируется медленнее, его формирование требует проведения целенаправленной логопедической коррекционной деятельности по его выработке.
Диагностическая и коррекционная деятельность по формированию навыка словоизменения строится на общих принципах логопедической деятельности: онтогенетический принцип, принцип учета зоны ближайшего развития, комплексного подхода к логопедическому воздействию, учета специфики имеющихся нарушений и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка и т.д.
В настоящее время предлагаются разные методики по формированию навыка словоизменения, в том числе и методики, основанные на ИКТ-технологиях. При этом работу целесообразно проводить в следующей последовательности: начинать со существительных, затем формировать навыки согласования существительных с глаголами, затем с прилагательными. Регулярное и систематическое проведение такой работы позволяет сформировать у дошкольников с ОНР полноценный и качественный навык словоизменения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы выявления и коррекции нарушений словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [34]. Клинически в основе речевого нарушения может быть диагноз: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха, а внешне проявляться как общее недоразвитие речи
Несмотря на разные источники возникновения патологии, у детей с общим недоразвитием речи выявляются характерные признаки, указывающие на системные отклонения в развитии речевой деятельности. Одним из главных симптомов общего недоразвития речи выступает более позднее начало речи: первые слова возникают к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.
Самым ярким признаком выступает замедленное развитие экспрессивной речи при довольно сохранном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь детей с ОНР малопонятна. Отмечается низкая речевая активность, которая по мере взросления, при отсутствии целенаправленной коррекционной работы, еще более снижается. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Нарушенная речевая деятельность оказывает влияние на развитие у таких дошкольников сенсорной, умственной и эмоционально-волевой сферы. Проявляется низкая устойчивость внимания, низкая способность к его распределению. При довольно сохранной смысловой, логической памяти у дошкольников нарушения речевая память, снижена эффективность