Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Логопедическая работа по формированию и развитию фонематического слуха у дошкольников со стертой дезортрией.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ.. 4

1.1.Теоретический анализ понятия «фонематический слух». 4

1.2. Характеристика нарушений фонематических
процессов у дошкольников со стертой дизартрией
. 8

ГЛАВА 2. .РОЛЬ ЛОГОПЕДА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
СЛУХА.. 14

2.1. Методы и методики
обследования фонематического развития. 14

3.1.Программа коррекции дизартрии. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

 

  

Введение:

 

Актуальность. Речь играет большую роль в психическом развитии
ребенка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение
речи в познавательную деятельность ребенка перестраивает его основные
психические процессы. Таким образом, умственные операции, такие как анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по
мере освоения речи. Развитие речи ребенка играет важную роль в формировании его
психического развития. Существуют отклонения и аномалии в умственном развитии.
Отклонения в развитии ребенка разнообразны. Они могут относиться к различным
аспектам психофизического развития зрительного восприятия ребенка, слуховой и
речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной
системы. Такие отклонения также могут быть вызваны различными другими
причинами.

Распространенным речевым нарушением среди детей
дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к
значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами
(заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология,
проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов
речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного
микроорганического поражения головного мозга [6].

Правильная речь — один из показателей готовности
ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения:
письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием
фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками
(детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление стертой формы дизартрии достигается путем
целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и
фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного
возраста со стертой формой дизартрии включает коррекцию речевого дефекта и
подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой
процент выпускников речевых групп со стертой дизартрией всё-таки имеют
трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем,
что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В
детские поликлинике обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы
с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся
актуальной, и нам кажется, что один из резервов — это более тесная связь между
логопедом, воспитателем и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева,
Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я. Ларионова, Т.А. Ткаченко. Но использовать
рекомендации на группе со стертой дизартрией можно частично, т.к их работы
направлены на преодоление общего недоразвития речи.

Цель:
Проанализировать логопедическую работу по формированию и развитию
фонематического слуха у дошкольников со стертой дизартрией

Объект: Логопедическая работа по формированию и
развитию фонематического слуха у дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет: Фонематический слух у дошкольников со стертой
дизартрией.

Задачи:

1.Ознакомиться с понятием фонематических слух;

2.Рассмотреть характеристику нарушений фонематических
процессов у дошкольников со стертой дизартрией;

3.Проанализировать роль логопеда в формировании и
развитии фонематического развития.

Методы исследования:

1.Анализ научной литературы;

2.Наблюдение.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
результатам проведенного теоретического исследования психологопедагогической и
логопедической литературы в первой главе были сделаны следующие выводы. Под
фонематическим слухом подразумевается процесс узнавания и различения отдельных
фонем и фонематических рядов, слов. Если фонематический слух сформирован, то
дифференциация слов происходит по значению и слухопроизносительным образам
звуков. Фонематические процессы начинают формироваться с первых недель и, при
нормальном интеллектуальном развитие, завершается в младшем школьном возрасте.
Фонематическое нарушения при стертой дизартрии можно определить, как нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей
вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематические нарушения
представляют серьезное препятствие на пути овладения навыками письма, чтения и
является риск- фактором развития дисграфии и дислексии.

При
анализе фонематических процессов у детей со стертой дизартрией выявлены: — на
уровне фонематического слуха и восприятия – нарушение восприятия фонетически
похожих звуков и недостаточная их дифференция; ошибки в воспроизведении цепочки
слогов, при выборе слова с заданным звуком; низкий уровень речевой памяти. — на
уровне фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений —
отмечается большое количество ошибок: при вычленении первого и последнего звука
из слов; при определении местоположения звука в слове; при последовательном,
количественном и позиционном анализе, а также при синтезе слов из отдельных
звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности. Недостаточный уровень
развития звукопроизношения, связан с недоразвитием фонематических процессов:
при нарушенном звукопроизношении формируются неправильные кинестетические
ощущения, которые приводят к нарушению акустического образа звуков, в
результате чего, неправильными становятся и операции звукового анализа.

Направления
коррекционной работы:

Коррекционная
работа была направлена на решение следующих задач:

1)
Развитие слуховой памяти и внимания, так как эти процессы непосредственным
образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи
не может происходить в полном объеме.

2)
Развитие и совершенствование общей и речевой моторной сферы детей со стертой дизартрией.

3)
Коррекция звукопроизношения: постановка отсутствующих звуков и автоматизация и
дифференция нарушенных звуков в речи

4)
Коррекция фонематической стороны речи, нарушение которой является вторичным
признаком для детей со стертой дизартрией.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ

1.1.Теоретический анализ понятия «фонематический слух»

Фонематический
слух Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и
дифференцировать слоги и звуки человеческой речи. Нарушение фонематического
слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха
физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным
слухом.

Проблема
заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например,
вместо слова «ложка» – «лоска» и т.д. При подобном отклонении у детей в
школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают
трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно
тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах
преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится
везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он
привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании.
Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если
этого не произошло, в начальной школе. [8]

Развитие
фонематического слуха

Фонематический
слух начинает развиваться с рождения.

Грудничок
сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана,
щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки –
различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора
правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка»
животных и птиц.

Дальнейшее
развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

Ребенок
в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей
среды, но и пытается повторять их (гуление). Постепенно отличает различные
интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний. Потом
учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и
прямые открытые слоги.

Примерно
к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной
речи (лепет).

В
1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет
служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он
способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на
машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?»,
«хочешь ли пить?»

При
нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически
сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное
произношение, отличать родную речь от иностранной.

Также
в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если
ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук
другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении
фонематического слуха.

В
4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения
большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны
появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение
фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с
произношением и обучением в дальнейшем.

 В процессе формирования речевого слуха и
развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого
полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает
специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария
остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический
слух «обосновывается» в височной коре правого полушария.

Таким
образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой
слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже
использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать
человеческую речь.

Признаки
нарушения фонематического слуха

Как
было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия –
это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у
ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей
дошкольного возраста оно проявляется так: Нарушается произношение отдельных
звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут
заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие.
«Кладрат» вместо «квадрат»; Ребенок пропускает или меняет местами согласные и
гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого
согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью»,
«песьня» вместо «песня».  Пропуски слов в
речи или слогов в словах. Нарушение фонематического слуха может привести к
дислалии. У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР: Фонологическое письмо
(пишет так, как слышит); Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» —
«медвед», «ранка» — «ранька» и др; Пропуски слов в предложениях, слогов в словах.
Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены
согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при
диагностике определяется как акустическая дисграфия. [7]

Невозможность
определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный
звук, он для него схож с безударным.

Причины
нарушения фонематического слуха

Поскольку
за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние
именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто
выявляются: Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное
давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева); Нарушение
проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в
левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных
потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР
пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков
речи на определенных частотах.

На
ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого
виска (но не обязательно). Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это
неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено
проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких
детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения,
питания, эмоционально-волевой сферы.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы