Курсовая теория на тему Логопедическая работа по диагностике и коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению диагностики нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 4
1.1.Понятие общего недоразвития речи 4
1.2. Методика обследования общего недоразвития речи 9
1.3. Специфика и методика обследования нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 12
Глава 2. Методические аспекты логопедической работы по диагностике и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 16
2.1. Методы диагностики нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 17
2.2. Организация и методы логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 23
2.3. Анализ обследования нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста 26
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Введение
Актуальность. Самым необходимым компонентом общения являет-ся речь и именно в процессе общения она формируется. Хорошо развитая, пра¬вильная речь – это один из основных показателей готовности ребенка к ус¬пешному обучению.
Словообразование и слоговая структура слова являются важным ме-ханизмом для овладения богатством словарного запаса родного языка, а также для развития и совершенствования процессов восприятия речи и ге-нерации речи в собственной коммуникативной речевой деятельности ре-бенка. В то же время дети стараются применять их в словообразовании, а не только изучают нормативные способы словообразования.
При нормальном развитии речи механизм формирования слова у ребенка самопроизвольно формируется в результате его активного ис-пользования лексических единиц в различных речевых контекстах. Одним из важнейших показателей речевой готовности является умение использо-вать различные методы словообразования и слоговой структуры слова, и это входит в структуру речевых навыков ребенка старшего дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи представляет собой разновидность слож-ных речевых расстройств, при которых у всех детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой си-стемы, которые относятся к ее звуковой и семантической стороне.
Ученые как Р.Е. Левина [22, с. 16], Б.М. Гриншпун [35, с. 12], Л.Ф. Спирова [39, с. 18], Н.А. Никашина [30, с. 16], Г.В. Чиркина [27, с. 19], Н.С. Жукова [10, с. 23], Т.Б. Филичева [45, с. 12], А.В. Ястребова [47, с. 4] занимались вопросами коррекционной работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи.
Старшие дошкольники нерешительно используют словообразова-тельные модели, совершают много ошибок при использовании суффиксов и приставок.
Значимость проблемы связана с тем, что дети с последствиями обще-го речевого расстройства, не освоившие слоговую структуру слова и раз-личные методы словообразования, испытывают значительные трудности в понимании морфологического состава слов, в интерпретации их значений и значений, в овладение правилами использования приставок и суффиксов, оценка их роли в составе слова. Все это является одной из причин неудачи в учебе, потому что это снижает успех этих детей, изучающих программу.
Развитие навыков словообразования и изучение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи требует специальной логопедической работы, содержание которой будет зависеть от выявленных особенностей развития навыков словообразования.
Цель исследования: изучить навыки развития словообразования и изучения слоговой структуры слова детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: навыки изучения слоговой структуры слова и словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие навыков слоговой структуры сло-ва и словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразви-тием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить развитие слоговой структуры у дошкольников с об-щим недоразвитием речи;
3. Рассмотреть логопедическую работу по диагностике и коррек-ции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недо-развитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по развитию навыков слоговой структуры слова.
Текст работы:
В ходе изучения теоретической и практической литературы нами были изучены различные подходы к пониманию слоговой структуры сло-ва детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, его особен-ностей и методов исследования. Слоговая структура слова – это значимый механизм овладения богатством лексики родного языка, а также развития и совершенствования процессов речевосприятия и речепорождения в соб-ственной коммуникативно-речевой деятельности ребёнка. И при этом дети не только усваивают нормативные способы словообразования, но и пыта-ются применить их в словотворчестве.
Следует подчеркнуть недостаточность исследований словообразова-ния у детей с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической ли-тературе. Данная проблема изучена мало и требует дальнейшей проработ-ки как ряда теоретических положений, так и проведения практических ис-следований в области изучения словообразования у детей с общим недо-развитием речи. Слоговая структура слова, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и ре-чевой коммуникации ребенка в целом.
Для обеспечения полноценного, а главное, эффективного процесса по развитию слоговой структуры слова у детей в ходе логопедической рабо-ты необходимо придерживаться определенным принципам.
Патогенетический принцип ориентирован на первоначальное пони-мание значения словообразования.
Принцип системного подхода помогает ребенку усваивать нюансы семантических изменений слов.
Принцип комплексности оказывает воздействие на весь синдром в совокупности.
Принцип максимальной опоры ориентирован на основу полимо-дальных афферентаций, большого спектра функциональных систем, ана-лизаторов. Представляет речевую деятельность как функциональную си-стему и структуру психических функций.
Принцип учета «зоны ближайшего развития» -это использование за-планированных заданий, которые ребенок сможет выполнить без особой помощи логопеда.
Принцип пошагового формирования психических функций – это по-этапное формирование основных характеристик словообразования.
Принцип сознательности является основополагающим и направлен на понимание детьми целей заданий.
Принцип дифференцированного подхода предполагает подбор игр и заданий с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип учета ведущей деятельности характеризуется использова-нием игровой деятельности для корректировки.
Принцип применения обходного пути определяется использованием зрительных и кинестетических афферентаций.
Общедидактические принципы описаны в работах известных иссле-дователей, например, Н.В. Серебряковой или Л.В. Лопатиной. К рекомен-дациям мы отнесли проведение дидактических игр с применением игру-шек, использование настольно-печатных игр, а также игр-драматизаций. Все эти рекомендации носят в себе виды упражнений, ориентированных на развитие словообразования детей, помогают им действовать совместно с другими детьми и взрослыми. Некоторые игры направлены на развитие моторики и осторожности, ориентации в пространстве, помогают в совер-шенствовании познавательных процессов. Внимание и концентрация на определенном виде задания часто могут вызывать затруднения у детей при выполнении представленных заданий. Поэтому целесообразно придержи-ваться предложенным рекомендациям, поскольку в их содержании также имеются упражнения и методы, которые смогут помочь в устранении дан-ных проблем детей. Таким образом, цель исследования была достигнута путем решения поставленных задач.
Заключение:
Введение
Актуальность. Самым необходимым компонентом общения являет-ся речь и именно в процессе общения она формируется. Хорошо развитая, пра¬вильная речь – это один из основных показателей готовности ребенка к ус¬пешному обучению.
Словообразование и слоговая структура слова являются важным ме-ханизмом для овладения богатством словарного запаса родного языка, а также для развития и совершенствования процессов восприятия речи и ге-нерации речи в собственной коммуникативной речевой деятельности ре-бенка. В то же время дети стараются применять их в словообразовании, а не только изучают нормативные способы словообразования.
При нормальном развитии речи механизм формирования слова у ребенка самопроизвольно формируется в результате его активного ис-пользования лексических единиц в различных речевых контекстах. Одним из важнейших показателей речевой готовности является умение использо-вать различные методы словообразования и слоговой структуры слова, и это входит в структуру речевых навыков ребенка старшего дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи представляет собой разновидность слож-ных речевых расстройств, при которых у всех детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой си-стемы, которые относятся к ее звуковой и семантической стороне.
Ученые как Р.Е. Левина [22, с. 16], Б.М. Гриншпун [35, с. 12], Л.Ф. Спирова [39, с. 18], Н.А. Никашина [30, с. 16], Г.В. Чиркина [27, с. 19], Н.С. Жукова [10, с. 23], Т.Б. Филичева [45, с. 12], А.В. Ястребова [47, с. 4] занимались вопросами коррекционной работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи.
Старшие дошкольники нерешительно используют словообразова-тельные модели, совершают много ошибок при использовании суффиксов и приставок.
Значимость проблемы связана с тем, что дети с последствиями обще-го речевого расстройства, не освоившие слоговую структуру слова и раз-личные методы словообразования, испытывают значительные трудности в понимании морфологического состава слов, в интерпретации их значений и значений, в овладение правилами использования приставок и суффиксов, оценка их роли в составе слова. Все это является одной из причин неудачи в учебе, потому что это снижает успех этих детей, изучающих программу.
Развитие навыков словообразования и изучение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи требует специальной логопедической работы, содержание которой будет зависеть от выявленных особенностей развития навыков словообразования.
Цель исследования: изучить навыки развития словообразования и изучения слоговой структуры слова детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: навыки изучения слоговой структуры слова и словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие навыков слоговой структуры сло-ва и словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразви-тием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить развитие слоговой структуры у дошкольников с об-щим недоразвитием речи;
3. Рассмотреть логопедическую работу по диагностике и коррек-ции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недо-развитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по развитию навыков слоговой структуры слова.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические подходы к изучению диагностики нару-шений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недораз-витием речи
1.1.Понятие общего недоразвития речи
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстрой-ства, при которых у всех детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относя-щихся к ее звуковой и семантической стороне [25, с. 31].
По мнению С.Н. Шаховской [47, с. 14], общее недоразвитие речь — это глобальное нарушение, которое проявляется на всех уровнях органи-зации речи. В структуре дефекта с общим недоразвитием речи наблюдает-ся недостаточное формирование речевой активности и других психических функций [40, с. 38].
При общем недоразвитии речи своеобразие развития словарного и грамматического строения речи широко представлено в различных иссле-дованиях.
Так, Р.Е. Левиной (1968) описаны особенности словаря на каждом уровне речевого недоразвития. Т.С. Табаченко (1999) отмечает у детей с общим недоразвитием бедный, не соответствующий норме, словарный за-пас и оригинальность его использования, узко ситуационный характер словарного запаса, незавершенность процессов словообразования и скло-нения.
Дети не сразу начинают использовать в различных ситуациях сло-весного общения, усвоенные ими во время занятий, по мере изменения си-туации слова, которые кажутся им хорошо известными и произносимыми в других условиях, «теряют» слова [14, с. 19].
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева (1999) акцентируют свое внимание на то, что что «при общем недоразвитии речи отмечается неравномерный, медленный процесс освоения языковых средств родного языка. Дети не могут овладеть самостоятельной речью, и с возрастом эти несоответствия становятся все более заметными» [32, с. 16].
Н. С. Жукова утверждает, что к общему недоразвитию речи могут привести различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутроб-ном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Недоразвитие речи подразделено на несколько уровней, схематично представленных на рисунке 1.
Рис.1. Схематичое представление общего недоразвития речи
Подробнее охарактеризуем каждый из уровней.
I уровень недоразвития речи характеризуется бедным словарным запасом ребенка, в основном при общении «лепечит», в большей степени использует при общении жесты и мимику, не использует в речи простых предложений, обращенную речь понимает гораздо лучше, принимает ее, но в общении с его стороны речь пассивна. Также сокращает сложные слова, например, автобус говорит «абас».
II уровень недоразвития речи характеризуется использованием в речи ребенка одного и того же слова, которое указывает на конкретный предмет, одна его произношение неверно.
Однако ребенок не знает слов, которые обозначают признаки предмета, активный словарь беден, звукопроизношение сильно отстает, пропускает предлоги в речи, не может согласовать слова в предложении, у таких детей нарушена структура многосложных слов.
III уровень недоразвития речи подразумевает факт, что ребенок может общаться с окружающими лишь с помощью родителей, которые выступают в роли переводчика его речи.
Также к характеристике этого уровня относится неустойчивое произношение слов, сложные в произношении звуки ребенок замещает на другие, прослеживается расширение активного словарного запаса, грамматическая связь слов в предложениях как правило построена еще с ошибками, однако ребенок уже с их помощью в состоянии построить рассказ.
Особенностью является и непостоянство грамматических ошибок, когда в одном случае ребенок употребляет слова верно, а в другом – нет. Для ребенка вызывают затруднения согласование слов существительных с числительными, производит ошибки в трудных словах [3, с. 23].
IV уровень недоразвития речи характеризуется отсутствием неправильного произношения звуков, однако речь невнятна и невыразительна, иногда ребенок пропускает слоги в словах , заменяет один звук другим, неправильно использует слова – признаки предметов, затрудняется в образовании новых слов при помощи суффиксов, в основном затруднение вызывает согласованность существительного и прилагательного.
Структура речевой недостаточности и компенсационные процессы определяются в зависимости от того, когда произошло повреждение го-ловного мозга. В значительной степени характер аномального развития мозга в целом зависит от времени поражения [16, с. 19].
Под влиянием различных опасностей (инфекций, интоксикаций и т. д.) Наиболее тяжелое повреждение головного мозга обычно происходит во время раннего эмбриогенеза (3-4 месяца внутриутробной жизни).
Недостаточное развитие может быть связано, прежде всего, с двига-тельными, сенсорными, речевыми или интеллектуальными функциями, в зависимости от того, какие части нервной системы развиваются наиболее интенсивно в период воздействия того или иного вредного фактора. Более выраженные поражения отдельных структур мозга или недоразвитие моз-га в целом могут привести к сложному дефекту, например, к сочетанию олигофрении с двигательной алалией и т. д.
Основными причинами этих поражений или недостаточного разви-тия головного мозга являются инфекции или интоксикации матери во вре-мя беременности и плода по резус-фактору или группе крови, заболевания нервной системы (нейроинфекция) и травмы головного мозга в первые го-ды жизни ребенка [17, с. 41].
Употребление матерью алкоголя и никотина во время беременности может также привести к нарушению физического и нейропсихологического развития ребенка, одним из проявлений которого часто является общее недоразвитие речи в сочетании с синдромом двигательной расторможен-ности, аффективной возбудимости и крайне низкой умственной работоспо-собностью.
Важную роль в профилактике недоразвития речи у детей играет раннее выявление таких детей, умение правильно организовать медицин-скую, воспитательную и логопедическую работу.
Кроме того, причины нарушения речи, включая общее недоразвитие речи, включают генетические факторы, которые возникают под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних изменений.
Стоит рассмотреть причины возникновения общего недоразвития речи.
Возникновение общего недоразвития речи может быть связано с не-благоприятными условиями окружения и воспитания.
Психическая депривация в период наиболее интенсивного формиро-вания речи приводит к отставанию в её развитии.
Нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер в том случае, если влияние этих факторов сочетается хотя бы с не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервной систе-мы или с генетической предрасположенностью и проявляются в виде об-щего недоразвития речи.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недо-развитием речи есть типичные проявления, которые указывают на систем-ное нарушение речевой деятельности.
Позднее начало речи является одним из ведущих признаков: первые слова появляются через 3-4, а иногда и через 5 лет.
Речь аграмматична и не фонетически оформлена.
Отставание выразительной речи с относительно хорошим понимани-ем перевернутой речи является наиболее выразительным показателем.
Речь у детей с нарушениями речи дошкольного возраста плохо изу-чена. У них отсутствует речевая активность, которая без специальной под-готовки с возрастом может резко упасть. Тем не менее, дошкольники до-вольно критичны к своему дефекту [7, с. 24].
Дети с общим недоразвитием речи дошкольного возраста отстают от сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространствен-но-временным параметрам, нарушают последовательность элементов дей-ствия, опускают его составные части.
Дошкольников с общим недоразвитием речи следует отличать от де-тей с похожим свойством — временной задержкой речевого развития.
Следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи до-школьного возраста в обычных условиях развивается понимание повсе-дневного употребления — разговорной речи, проявляется интерес к игро-вой и предметной деятельности, они эмоционально избирательно относят-ся к окружающему их миру.