Методика обучения и воспитания (по технологии с основами предпринимательства) Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Учебный процесс и подходы к его организации 4

1.1. Учебный процесс как педагогическое явление 4

1.2. Современные подходы к организации учебного процесса 8

Глава 1. Особенности организации учебного процесса и процесса усвоения 13

2.1. Организация учебного процесса и методы обучения 13

2.2. Характеристика логики учебного процесса и структуры процесса усвоения 23

Заключение 27

Список использованной литературы 28

  

Введение:

 

В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных пред-ставлений к понятиям. Эта логика, закономерная для обучения в началь-ных классах, используется и при организации обучения подростков и старших школьников.

Между тем и в теории и на практике убедительно доказана необхо-димость применять в обучении как индуктивно-аналитическую, так и де-дуктивно-синтетическую логику учебного процесса в их тесном взаимодей-ствии. Суть этого решения заключается в том, что почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные поня-тия и принципы, благодаря которым становится более глубоким и содер-жательным восприятие конкретного материала.

Это не противоречит принципиальной схеме познания: от живого со-зерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая опре-деляет структуру процесса усвоения знаний.

Объект исследования: учебный процесс.

Предмет исследования: логика учебного процесса и структура про-цесса усвоения.

Цель исследования: проанализировать особенности Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

Задачи исследования:

1. Изучить учебный процесс как педагогическое явление

2. Проанализировать современные подходы к организации учебного процесса

3. Изучить организацию учебного процесса и методы обучения

4. Охарактеризовать логику учебного процесса и структуры процес-са усвоения.  

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Процесс обучения — понятие более широкое, чем учебный процесс. В первом случае речь идет об абстрактном представлении взаимодействия учителя и ученика. Учебный процесс — это конкретное претворение про-цесса обучения в определенном классе по предмету.

Под содержанием учебного процесса понимается система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебно-го заведения.

При организации учебного процесса необходимо обеспечивать инте-грацию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться». Означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситу-аций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучаю-щиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.

Невозможно говорить о положительном результате обучения и о полноценном овладении системой знаний, умений и навыков без учета та-ких составляющих, как логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Любой учебный процесс строится на основе логики учебного процесса, которая является одним из принципиальных предметов его со-держания.

Следует отметить, что логика учебного процесса не является обыч-ной логической связью между логикой учебного материала, его содержа-нием и программой обучения, а представляет собой некий симбиоз логики сути учебного предмета и психологических аспектов его восприятия уча-щимися.

Именно логика учебного процесса и структура процесса усвоения учебного материала является одной из основных задач педагога. В частно-сти, учителю важно понять, какая должна быть поставлена задача перед учащимися, как это сделать с тем, чтобы она была понята ими, какой фак-тический материал и в каком объеме следует предлагать к обучению, на основе каких уже имеющихся у учеников знаний будет базироваться изу-чение нового материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Учебный процесс и подходы к его организации

1.1. Учебный процесс как педагогическое явление

Процесс обучения — понятие более широкое, чем учебный процесс. В первом случае речь идет об абстрактном представлении взаимодействия учителя и ученика. Учебный процесс — это конкретное претворение про-цесса обучения в определенном классе по предмету.

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образо-вания. В основе любого вида или типа обучения заложена система: препо-давание и учение.

Под содержанием учебного процесса понимается система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебно-го заведения [11].

Учебный процесс — система организации учебно-воспитательной дея-тельности, в основе которой – органическое единство и взаимосвязь пре-подавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспита-ния. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (уроки, лекции, семина-ры, лабораторные занятия, учебную и производственную практику) и вне-классной (внеаудиторной) работы учащихся.

У. п. в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях имеет специфические особенности и организуется применительно к их типу и профилю, к форме обучения – дневной, вечерней, заочной и комбиниро-ванной (дневной – вечерней), а также к системе обучения – классно-урочной, курсовой, предметно-курсовой и предметной, которая устанав-ливается в зависимости от типа учебного заведения и формы обучения. Например, в общеобразовательной школе, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях (на дневных и ве-черних отделениях) – классно-урочная система, в вузах – курсовая (на за-очных отделениях – предметно-курсовая), в институтах (факультетах) по-вышения квалификации специалистов – курсовая и предметная.

Однако человек познает окружающий мир и в других видах деятель-ности: трудовой, игровой, художественно-изобразительной, музыкально-эстетической. Каковы же существенные признаки процесса обучения?

Процесс обучения — прежде всего процесс познания учеником окру-жающего мира. Этот признак говорит о сходстве обучения с любыми ви-дами и формами познавательной деятельности человека, о том, что про-цесс обучения основан на общих закономерностях познания человеком окружающего мира, теория познания диалектического материализма явля-ется методологической основой процесса обучения. Законы диалектики проявляются и в процессе обучения [6].

Обучение — специально организованная познавательная деятельность. Структура обучения существенно отличается от игровой, художественно-изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Этот признак обучения имеет две особенности. Первая особенность — в тех видах и фор-мах познавательной деятельности, структура которых сложилась в резуль-тате закономерностей психики человека и его общественного развития. Вторая особенность в том, что человек видоизменяет сложившуюся позна-вательную деятельность, меняет ее структуру, механизмы. Специально ор-ганизованная познавательная деятельность — учебная деятельность — имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации.

Обучение как специально организованная деятельность ускоряет темпы индивидуального развития, которые складываются на основе био-логических, психологических, социальных и других закономерностей. Ре-бенок в процессе обучения познает окружающую действительность боль-ше, глубже, разнообразнее, чем за это же время вне процесса обучения.

На открытие законов механики Ньютону потребовалось много лет, а в школе эти законы изучаются в течение нескольких уроков. Грамматиче-ские закономерности языка формируются тысячелетиями, а в школе усваи-ваются в течение нескольких лет обучения.

Такое ускоренное познание мира в индивидуальном психическом развитии человека ? существенный признак процесса обучения. За период обучения в начальной школе ребенок овладевает опытом человечества, ко-торый формировался в течение веков и тысячелетий.

Обучение является процессом овладения учеником познанными за-кономерностями окружающего мира. Одним из способов познания чело-веком закономерностей является познание закономерностей в обществен-но-историческом развитии человека, в процессе его трудовой деятельно-сти. Другой способ — познание закономерностей в индивидуальном разви-тии человека. Такое познание возможно лишь в условиях обучения. Ведь человек должен усвоить закономерности, накопленные в опыте человече-ства, а не только то, что он сам может познать в результате контактов с предметами, явлениями, событиями окружающей действительности. Ребе-нок не может самостоятельно усвоить научную систему знаний, если его этому не обучать.

Обучение дает возможность в индивидуальном развитии усвоить за-кономерности, познанные в опыте человечества в течение многих лет. По-этому главным в обучении становится учебный материал, учебная книга, учебник, в котором моделируется, фиксируется опыт человечества.

Рассмотрев существенные признаки обучения, можно дать такое определение понятию «процесс обучения»: обучение — это специально ор-ганизованная познавательная деятельность с целью ускорения индивиду-ального психического развития и овладения познанными закономерностя-ми окружающего мира [9].

Процесс обучения при такой характеристике в историческом разви-тии будет иметь тенденцию к самостоятельности, будет приобретать свою логическую структуру. Знания в опыте человечества стремительно возрас-тают. Значит, за одни и те же сроки обучения, при одной и той же кон-струкции мозга ученик будет усваивать все больший объем знаний со все-возрастающей глубиной.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы