Курсовая теория Юриспруденция ТГП

Курсовая теория на тему Литовский статус

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТОВСКИХ СТАТУТОВ 5

1.1 Характеристика Литовских статутов 5

1.2 Политические аспекты статута Великого Княжества Литовского 1529 года 8

1.3 Политико-правовые аспекты Статута Великого Княжества Литовского 1566 и 1588 годов 18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИТОВСКИМИ СТАТУТАМИ 26

2.1 Нотариат в Великом Княжестве Литовском 26

2.2. Юридические фикции в статутах Великого Княжества Литовского 31

2.3 Историческая легитимизация Белорусского государства по статуту 1588 года 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

  

Введение:

 

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что принципы права выступают важнейшей категорией в теории права и формируют фундамент всей национальной правовой системы. Они по своему содержанию не произвольны, а исторически обусловлены и закономерно вытекают из правовой мысли и законодательства предшествовавших эпох. Первый Статут Великого княжества Литовского 1529г. наравне с другими историко-правовыми памятниками, как нашего государства, так и других стран закрепляет и отражает важнейшие идеи правового и государственного строительства, приобретшие в современных условиях статус принципов права.

В Статуте1529 г. находят свое воплощение и иные идеи, которые впоследствии трансформируются в принципы современного права. Таким образом, в истории белорусской государственности и генезиса национальной правовой системы с очевидностью прослеживаются элементы преемственности, возводящие нормы и предписания Статута 1529 г. в ранг базовых положений современного права.

Кодекс был составлен в Великом княжестве Литовском в XVI столетии и продолжал сберегать свою силу в бывших областях данного государства в качестве сборника их гражданских законов практически до половины XIX столетия. Упоминания о «Статуте Великого Княжества Литовского» или о «Статуте земском» наблюдаются в источниках ещё в последней четверти XV и первой XVI столетия, но тогда под данными терминами подразумевался не какой-нибудь кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и областных «привилеев», издававшихся литовским господарем с его радой.

Надобность кодификации законов, вытекавшая как из разнородности права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из тяготений увеличившейся шляхты высвободиться из-под бремени великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под названием Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей придерживается того мнения, что данный первый, или «старый», Статут никогда не был издан и воздействовал лишь в писанной форме.

Цель исследования: изучить Литовский статут.

Объектом работы является совокупность общественных отношений в Литовском статуте.

Предметом работы являются конституционно-правовые механизмы ограничения и умаления прав человека и гражданина в Литовском статуте.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

– изучить характеристику Литовских статутов;

– рассмотреть политические аспекты статута Великого Княжества Литовского 1529 года;

– изучить политико-правовые аспекты Статута Великого Княжества Литовского 1566 и 1588 годов;

– рассмотреть нотариат в Великом Княжестве Литовском;

– проанализировать юридические фикции в статуте Великого Княжества Литовского1529 года;

– рассмотреть историческую легитимизацию Белорусского государства по статуту 1588 года.

Нормативную, теоретическую и эмпирическую и основу исследования составили Статут Великого княжества Литовского 1529 года, а также труды таких авторов как: Аргучинцев, Г. К., Вішнеўскі, А.Ф., Кузнецов, И.Н., Лазутко С. И., Шелкопляс, В.А. и Панов С. В. др.

Методологическая основа исследования включает: общенаучные методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, традукцию, моделирование, системный метод; частнонаучные методы: формально-юридический, системного анализа, правового моделирования, исторический метод и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Значение статутов в развитии правовой системы в целом, отдельных отраслей права, конкретных правовых институтов нельзя переоценить. Статутами ВКЛ охватывались все отрасли права, однако правовые нормы в данных памятниках права были объединены в разделы не по отраслям, а по сферам правового регулирования общественных отношений. Подобная модель вполне обоснована: даже современный уголовный закон в части установления ответственности за конкретные деяния имеет деление исходя из объекта уголовно-правовой охраны – общественных отношений в конкретной сфере правового регулирования.

В нормах Статута 1529 г. уже предусматривались конкретные общественно опасные деяния, а также различные наказания за их совершение. Следует отметить, что значительный удельный вес во времена действия Статутов приходился на имущественные наказания, к числу которых относятся конфискация имущества и штраф. Не являлся исключением и Статут 1529 г. Рассмотрим отражение наказаний, связанных с имущественными ограничениями или лишениями, в данном памятнике права.

Издание Статута 1529 г. является огромным скачком в кодификации и систематизации законодательства. По своему содержанию он был первым в Европе систематизированным сводом законов, прежде всего сводом правовых норм в сфере всех отраслей тогдашнего права. Нормы уголовного права по Статуту 1529 г. находятся в различных разделах, но отдельные разделы (7, 11–13) по своей специфике имеют сугубо уголовно-правовое значение. В Статуте 1529 г. прослеживается четкая структура системы наказаний. Он предусматривал как штраф, так и конфискацию имущества.

По уголовному законодательству ВКЛ предусматривалась замена одного наказания другим наказанием равным ему по тяжести, если было невозможно применить его к преступнику, т.е. он скрылся или его не поймали, а также, если у преступника не было финансовых возможностей для исполнения данного наказания. Отметим, что в случае несостоятельности виновного, наказание обращается на его личность: частные штрафы подлежат отработке, штрафы в пользу власти заменяются тюремным заключением. Продолжительность отработки зависела от размера назначенного штрафа и осуществлялась до того времени пока вся сумма полностью не была отработана.

Статут 1588 года юридически закрепил обособленность ВКЛ от Польши и провозгласил принцип единства права, принцип справедливости и всеобщности права, а также презумпцию невиновности. Вместе с тем, права для лиц различных сословий по-прежнему разнились:

— только шляхтич имел право свободно покупать и «шафовать» (распоряжаться) любым способом приобретенными имениями («отчизными, материстыми, выслужоными»);

— мещане почти всех (крупных) белорусских городов, получив в 15-18 вв. специальные грамоты на магдебургском праве, которые позволили им создавать в городе органы самоуправления, не подвластные местным старостам и воеводам, могли менять свое место жительства и выезжать за границу, им гарантировалось право собственности на имущество, а в некоторых случаях даже на имения;

— простой человек (крестьянин) не имел права приобретать шляхетские имения и земли, без приобретения шляхетской годности;

— самой бесправной частью населения были челядь дворовая и пленные, которые находились на положении рабов. Они не считались субъектами права, не могли завещать и получать имущество по завещанию;

— никто не мог купить землю или арендовать («наймовати») на лето к выпашке у чужого человека (бояр, людей простых «князских, паньских и земяньских») без воли пана его.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТОВСКИХ СТАТУТОВ

1.1 Характеристика Литовских статутов

Литовские князья во многом переняли государственную организацию Киевской Руси и других русских княжеств. Они распространили на своей территории христианство, военное и административное устройство, правовые нормы, которые действовали в городах Киеве, Чернигове, Переяславе, а также на Волыни и в Галиции.

В 1362 г. объединенное литовско-русское войско под предводительством великого князя литовского Ольгерда (1341 — 1377) разгромило отряды татарских ханов на р. Синие Воды (левый приток р. Южного Буга), в результате чего к княжеству отошла большая часть современных украинских земель — малозаселенные на то время Подолия и Северное Причерноморье, Киевщина, Чернигово-Северщина, немалая часть белорусских земель.

Процесс вхождения (инкорпорации) русских княжеств в состав Литовского проходил мирно. Некоторое время местные представители власти, определяя себя вассалами виленского правителя, все же сохраняли свою автономию. Довольно толерантно к местным княжествам относилось и правительство . Великий князь литовский взял на себя обязательство «давати оборону» властителям земли русской, а они в свою очередь обещали ему свою «покору». Так, на первом этапе присоединения довольно обширных относительно самой метрополии новых земель (по данным летописей они составляли от 80 до 90% территории и приблизительно такую же часть всего населения княжества) Литва не имела подготовленного аппарата и чиновников для управления ими.

Вхождение в состав Великого княжества Литовского древнерусских княжеств, многовековой опыт создания государства Киевская Русь, христианские принципы, которыми руководствовалась верхушка власти Приднепровских земель существенно повлияли на дальнейшее социально-экономическое, культурное развитие и юридическое положение княжества, в том числе и на подготовку основополагающих правовых актов. Однако стремительное расширение границ молодого государства, отсутствие эффективной правовой системы привели к быстрому росту преступности, наиболее распространенными видами, которой были убийство, грабеж, а также вымогательство и взяточничество чиновников и «княжих людей». На дорогах по пути к городам Киеву, Вильне, Луцку настоящий разбой совершали банды, которые иногда даже получали поддержку княжеских служащих, так называемых державцев. Распространялась контрабанда. Купцы искали возможность избегать «битые» пути, обходили большие города, заставы и княжеские амбары, пользуясь тайными полевыми дорогами и лесными просеками, только бы не платить дань .

В этих условиях особое значение приобретало правовое регулирование деятельности государственного аппарата и судебной системы. В основном оно было сформулировано в Первом Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. Документ, который имел 13 разделов (282 статьи), охватывал основные положения гражданского, уголовного, административного, налогового и таможенного права.

Руководящими принципами этого законодательного акта были стабильность и постоянство прав и привилегий шляхты, католического и православного духовенства. Принципиальным положением стало уравнение в правах украинской и белорусской шляхты с подданными коренных польских и литовских земель. Важное место предоставлялось урегулированию таможенного дела. Так, именем монарха устанавливалась нерушимость таможенных правил «…абы жаден чловек в панстве нашем великом князстве Литовском не смел новых мыт вымышляти, ани вставлять, ани на дорогах и на местах, ани на мостах и на плотинах и на водах, ани на торгах в имениях своих». За незаконное установление «новых мыт» шляхтича или чиновника ждало наказание с конфискацией имения в пользу великого князя. Другой нормой стало освобождение шляхты от «плаченья и налога серебщизною званого». Шляхту обеспечивали владением землей, которую нельзя было отобрать без признанной судом вины.

В 1566 г. в г. Вильне был обнародован Второй Статут Великого княжества Литовского, который в основном закрепил привилегированное положение влиятельных слоев литовского общества — бояр, шляхты и др. Была установлена отдельная норма — «О неданье мыта шляхте», которой князьям, духовенству, шляхте, а также «радцям светським» (члены городских магистратов) предоставлялась «вольность на дорогах і водах». Согласно Второму Статуту остро наказывались случаи подделки документов, печатей, золотых и серебряных монет. За их фальсификацию виновные должны были быть «…огнем карані без милосердя» . Имущество таких преступников должно было изыматься в пользу тех, «кому шкоду учинили». Регламентировался порядок взыскания пошлины со шляхты и других привилегированных слоев населения. Они освобождались от уплаты налогов и сборов только при условии продажи зерна и других товаров, произведенных «з их власних гумен», то есть за ввезенную/вывезенную для реализации продукцию (в частности, зерно), пошлина не уплачивалась, если они «ест правдивое работы его домовое». Таможни пропускали упомянутые товары при условии представления соответствующих документов, заверенных печатями. Второй Статут закреплял представительство шляхты на воеводских и городских сеймах, шляхтичи получили право свободно распоряжаться подданными крестьянами, их теперь можно было продавать, дарить, обменивать.

Третий Статут Великого княжества Литовского 1588 г. был принят после завершения Ливонской войны (1558 — 1583), которая шла между Литвой, Польшей, Швецией и Данией с одной стороны и Россией — с другой. В связи со значительными финансово-экономическими потерями вследствие этой войны литовское правительство усилило налоговое давление на население, что отразилось в Третьем Статуте. Особенно обременительными были налоги на алкогольные напитки и за помол зерна. Введенный во время войны дополнительный 10-процентный налог на продажу зерна, а также на реализацию золота и серебра, оставили в силе . Акциз на помол взимался с мельниц специально назначенными князем служащими, от чего особенно страдали крестьяне и самое бедное население. Более жесткие санкции были введены за совершение намеренных преступлений (убийство, ограбление, поджог). Третий Статут (изданный уже после Люблинской унии 1569 г.), согласно которому Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, был в значительной мере согласован с правовыми нормами, действовавшими в Польше. Действие Третьего Статута было прекращено рескриптом императора России в 1840 г., однако отдельные его положения сохранили законодательный статус на территории современной Белоруссии и северо-западных регионов Украины вплоть до 1917 г.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы